search
main
0

Учитель и его «окрестности». ​Неделя директора школы

Несколько лет назад я училась на курсах повышения квалификации для руководителей. Тогда преподаватель задал нам вопрос на засыпку: какого работника вы бы ценили больше – того, который посвящает своей работе все свое время, исполнительного, трудолюбивого, выполняющего все требования, или человека, творчески относящегося к работе, имеющего свое личное пространство, развивающегося как внутри, так и вне профессии? Подразумевается, что для эффективной профессиональной самореализации учителя предпочтителен второй вариант.

Еще со времен Сухомлинского известно, что учитель является учителем до тех пор, пока учится сам. Если мы говорим о личностном развитии наших учеников, понятно, что личностные компетентности может формировать только педагог, который сам ими обладает. Саморазвитие и личностный рост являются системообразующими условиями личностной зрелости. И в то же время это важные факторы профилактики профессионального выгорания. Одно из проявлений профессиональной деформации – гипертрофированное профессиональное «я». Выражается это в восприятии своей работы как сверхценности. Для педагога это постоянная перегрузка и демонстрация окружающим нехватки времени (этим он бессознательно повышает свою значимость в собственных глазах), перенос оценочной ситуации, в которой он находится в учебном процессе, на все жизненные ситуации – дома, в других учреждениях и т. п. (это ограничивает его эмоциональное восприятие, притупляет чувства, ведет к конфликтам).Такой человек становится обидчивым, его преследуют мысли о притеснениях и недооценке его достижений со стороны коллег и администрации, он старается искать «справедливость». Часто он не получает подтверждения в виде оценок или очевидных проявлений уважения учащихся, так как эффект педагогический труд имеет отсроченный. Поэтому важно, чтобы у учителя было еще что-то значимое в жизни, кроме работы. То, что давало бы ему уверенность, опыт позитивных эмоциональных отношений, самореализации.А теперь давайте проанализируем современную ситуацию в образовании: дает ли эта ситуация учителю право на личное пространство? Рекомендуемая нагрузка (чтобы выполнялись показатели по средней заработной плате) – 24 часа в неделю. Плюс пара часов на занятия с отстающими или подготовку к олимпиадам, которые могут быть не включены в общую нагрузку, но подразумеваются при работе с детьми. На каждый час нагрузки еще час подготовки, проверки работ, выставления оценок, заполнения журнала, подготовки презентаций или различных материалов (чем инновационнее процесс, тем больше этих самых материалов). Уже 50 часов в неделю. Классное руководство – еще классный час и подготовка к нему, беседы с родителями – час в неделю (минимум!). Для аттестации и рейтинга школы необходимо участие в различных творческих и предметных конкурсах (ежедневно на «электронку» гимназии приходит от двух до пяти различных предложений, а если сложить все, то их количество стремится к бесконечности, даже прочитать не успеваем). Участие в общешкольных мероприятиях, поездки, экскурсии – всего к уже имеющимся пятидесяти прибавим еще четыре (беру по минимуму!). Дальше – повышение квалификации. Даже при модной сейчас дистанционке и вебинарах. Как ни зайду в учительскую, обязательно кто-то из учителей выполняет какой-нибудь тест по программе курсов или делает контрольную. Поездки на семинары. Обучение экспертов ЕГЭ и ОГЭ. Подготовка публикаций, да еще хорошо бы свой сайт. Часа четыре как минимум набежит. А сбор портфолио и документов для участия в профессиональных конкурсах и аттестации? Еще час, допустим. Итого 59 часов в неделю. А еще, говорят, педагогу нужны имидж и внешний вид. Получается 60 часов. При норме для всего мира 40. По десять часов шесть дней в неделю. Добавим к этому тотальный контроль – через электронный журнал, систему конкурсов и аттестаций, сайт учреждения… У кого останутся силы на «окрестности»?Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте