Петр Францевич Лесгафт (1837-1909 гг.) – выдающийся педагог и психолог, видный антрополог, биолог, врач – гигиенист и палеонтолог, прогрессивный общественный деятель. Он сочетал в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и истинного патриота, неутомимого труженика. Ученый был по достоинству оценен современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Значимо, что в честь Лесгафта учреждена ведомственная медаль Министерства спорта Российской Федерации, которой награждаются граждане за большой личный вклад в развитие спортивной науки и образования.
Надежные устои семейного воспитания
Петр Францевич Лесгафт родился 21сентября (3 октября) 1837 года в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немца, ювелира и художника-гравера, члена Цеха золотых художеств Франца Карловича (Иоганна Петера Отто) Лесгафта и его жены Генриетты Луизы, акушерки. Отец был человеком строгим, даже суровым, генетически поддерживал в семье абсолютный порядок, железную дисциплину, тщательную экономность во всем и приучал к таким устоям своих детей. Этому способствовали не только черты его характера, но и незначительные доходы семьи.
Петера (таково настоящее имя Лесгафта) с детства учили любить труд, выполнять посильные домашние дела, быть честным и аккуратным. Все это наложило рельефный отпечаток на всю его последующую жизнь. Получив первоначальное домашнее образование, Петр по примеру старших братьев в 1848 году поступил в училище Святого Петра, знаменитую Петришуле, качество преподавания в которой считалось одним из лучших в Петербурге. Завершение среднего образования уже произошло в мужском отделении Анненшуле, учебного заведения, пользовавшегося также хорошей репутацией.
В 1854 году, ко времени окончания школы, Петру было 17 лет. Невысокого роста, худощавый, черноволосый, с пристальным взглядом, порывистыми движениями, острый на язык, он не случайно получил прозвище Заноза. Чувствуя свою правоту, юноша страстно вступал в спор, непреклонно отстаивал свои взгляды. Этот непростой характер сохранился у Петра Францевича на всю жизнь и доставил ему много серьезных неприятностей.
От анатома – в педагоги
В 1856 году юноша поступает в передовое учебное заведение – Императорскую медико-хирургическую академию. С третьего курса молодой человек со всей страстью увлекся анатомией. Анатомия стала делом его жизни, неизменной и верной спутницей. Впоследствии в медицинских кругах Петра Францевича называли поэтом анатомии.
В июне 1861 года конференция Медико-хирургической академии после испытания признала «лекаря Лесгафта» «достойным звания уездного врача». Затем состоялся торжественный акт, во время которого молодому врачу был вручен диплом на латинском языке об окончании им академии с серебряной медалью. Молодой человек был оставлен при академии и работал на кафедре практической анатомии прозектором. В конце 1861 года он выдержал экзамен на степень доктора медицины и хирургии. С этого же времени Лесгафт стал преподавать анатомию и хирургию слушателям военно-фельдшерской школы. Одновременно он руководил практическими занятиями студентов и занимался с группой женщин-вольнослушательниц.
В 1865 году Петр Францевич блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. По свидетельству профессоров, «диссертация его одна из лучших, которые когда-либо появлялись в Медико-хирургической академии. Она основывается на огромном числе исследований и составлена с большой точностью и любовью к научной истине».
В период с 1868 по 1871 год, после получения докторской степени по медицине и хирургии, Петр Францевич продуктивно трудился в качестве экстраординарного профессора и заведующего кафедрой физиологической анатомии медицинского факультета Казанского университета. Лекции влюбленного в науку П.Ф.Лесгафта отличались живым и художественным изложением. По воспоминаниям студентов, «читая лекции, Петр Францевич никогда не сидел, и к тому же не просто излагал или сухо читал предмет, а потрясал и часто «зажигал огнем» всю аудиторию. У него никогда не было скучных лекций». На занятиях он заинтересовывал аудиторию, не только прививал студентам знания, но и давал жизненные наставления, мотивировал к работе над собой.
Ученый заслуженно стал одним из самых любимых и популярных профессоров в Казани. Однако из-за своей неизменно принципиальной позиции П.Ф.Лесгафт был несправедливо уволен «без права преподавания с запрещением впредь служить по Министерству народного просвещения», и над ним был даже установлен негласный полицейский надзор.
Физическое воспитание
как образ жизни
Остро переживая вынужденный отрыв от научной и преподавательской деятельности, Петр Францевич начал работать над теорией и практикой физического воспитания. В 1872 году он поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение, где в гимнастике видели отрасль врачебной науки и для правильного ее проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека.
Затем, увлеченный открывшейся возможностью использовать скрытые резервы гимнастики, сделать ее максимально полезной, особенно для детского и юношеского организма, профессор Лесгафт начал проводить занятия гимнастикой с воспитанниками 2‑й Петербургской военной гимназии по немецкой и шведской системам, а также по системе, предложенной им самим. Петр Францевич читал гимназистам лекции по анатомии, привлекая сведения из физиологии, и руководил всеми практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование.
С 1874 года Лесгафт приступил к работе в Главном управлении военно-учебными заведениями. В течение 1875-1876 годов ученый неоднократно командировался за границу, где посетил 13 стран «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства».
Ознакомившись с существовавшими в то время комплексами упражнений, талантливый врач и исследователь разрабатывает свою систему, направленную на развитие не только физической выносливости, но и соответствующих профессиональных навыков. Так, например, для Военно-морской академии Лесгафт создает систему упражнений для тренировки вестибулярного аппарата. Будущие морские офицеры получали навыки координации своих действий в любой ситуации, даже во время сильной качки они продолжали выполнять свои обязанности.
В 1877 году П.Ф.Лесгафт основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2‑й Петербургской военной гимназии, а в 1881 году по его инициативе были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии.
С 1887 года на протяжении 10 лет Петр Францевич преподавал в Императорском Петербургском университете на физико-математическом факультете, в состав которого входила и кафедра зоологии, анатомии и физиологии.
В 1893 году П.Ф.Лесгафт создал Биологическую лабораторию. Он принимал активное участие в работе Санкт-Петербургского общества содействия физическому развитию; организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей.
От физического воспитания –
к физическому образованию
П.Ф.Лесгафт внес основополагающий вклад в развитие физической культуры в нашей стране. Любимый им термин «физическое образование» был избран ученым не сразу, сначала он придерживался традиционного понятия «физическое воспитание». Но то, что он желал создать, находилось далеко от обычных взглядов на необходимость гимнастики в школах, от воззрений на физические упражнения с санитарной точки зрения – как на средство развития здорового тела.
Физическое образование для Лесгафта – это культура понимания в отношении к движениям собственного тела. Главной направленностью физического образования как компонента процесса совершенствования личности он считал «здоровье», «умение владеть своими действиями и мыслями», «развитие двигательных умений, физических качеств». Физические, этические и эстетические стремления Петр Францевич связывал с высокими и общепризнанными идеалами красоты, изящества, пластичности, легкости. Физическое образование понималось им как целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.
Большое внимание П.Ф.Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. По его убеждению, преподаватель физического образования должен был «с первого же своего шага и до последнего – иметь в виду конечную цель образования – развитие самообладания и нравственного характера. Эта цель должна быть маяком как в расположении преподавателем материала физических упражнений и игр, так и в решении всех возникающих на деле вопросов, – иначе это не будет образование, а гимнастика».
П.Ф.Лесгафт конкретизировал задачи физического образования: «сознательно управлять движениями», «преодолевать препятствия с ловкостью и настойчивостью», «рационально выполнять физическую работу, действовать изящно и энергично».
Гармоничным продолжением и развитием задач физического образования П.Ф.Лесгафт считал умственное образование. Он убеждал, что ребенок должен научиться анализировать, сравнивать, делать выводы, уметь выявлять истины, идеалы, творчески мыслить, в результате сознательно действовать.
Впоследствии ученый разработал ряд специальных упражнений, корректирующих особенности поведения и умственного развития детей. Упражнения, развивающие моторику пальцев, стимулировали умственные способности ребенка и развитие его речи, подвижные игры способствовали ускорению интеллектуального развития.
Замечательный
педагог-гуманист
Создав гуманистическую концепцию образования, П.Ф.Лесгафт внес значительный вклад в развитие научных основ российской педагогики. Все педагогические явления он рассматривал с позиций антропологизма. Ученый понимал антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды.
Центральной в научно-педагогической теории П.Ф.Лесгафта является идея совершенствования личности, основанная на комплексном подходе к изучению индивидуальных особенностей развития человека. Образование по Лесгафту – это воспитание и формирование личности человека, в котором основную роль мыслитель отводил правильно организованному воспитанию. Ученый доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. «Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется – распадается», – отмечал он.
На этой прочной основе ученый теоретически разработал и практически реализовал гуманную педагогическую систему, в которой нравственное, физическое и умственное воспитание находились в органичном единстве. Эта система включала идеи Лесгафта об активности и ответственности всех участников педагогического процесса, о необходимости предоставления им осознанной свободы, об учете индивидуального опыта ученика при построении педагогического взаимодействия, о необходимости активизации обратных связей в педагогическом процессе, о согласованности педагогических воздействий семьи и школы.
Педагог-гуманист утверждал, что «нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом».
К социально-педагогическим условиям совершенствования личности П.Ф.Лесгафт относил: комплексный подход к изучению человека; интеграцию физического, умственного, нравственного развития; взаимосвязь образовательного пространства и социокультурной среды; единство требований в семейном и общественном воспитании; системное осуществление медико-гигиенических мероприятий; профессионализм педагогов.
Особое место в развитии и совершенствовании личности П.Ф.Лесгафт отводил методам воспитания. Приоритетным он считал «практический метод», который основан на развитии ребенка через включение его в деятельность. Ученый учитывал, что в основе данного метода находятся «наблюдательность и опытность». По его мнению, ребенок с нормальной впечатлительностью сможет различать получаемые им впечатления, сравнивать и проверять их в собственной деятельности.
Другой метод – «систематический или теоретический» – состоит в последовательном и постепенном переходе от простого к сложному, в выделении частей из целого, в сравнении и нахождении решений через опыт, эксперимент.
Школьные типы
Талантливый педагогический психолог П.Ф.Лесгафт в своем фундаментальном труде «Школьные типы», используя непосредственные наблюдения, разработал типологию детей, имевшую большое практическое значение для родителей и воспитателей. П.Ф.Лесгафт выявил семь «школьных типов»: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный, а в качестве «модельного» предложил «нормальный тип» ребенка. В понимании каждой из предложенных категорий «типа ребенка» ученый фиксировал характерологические индивидуальные и социально-психологические особенности ребенка, которые отражали совокупность его чувств, мыслей, намерений и проявлялись в действиях и поступках.
Ребенок лицемерного типа повторяет то, что видит, всегда старается более легким способом достигнуть личных выгод и избегнуть деятельности более трудной, связанной с трудом и усилием. Он легко усваивает только то, что сильно на него влияет, и в особенности все внешние проявления окружающих.
Тип честолюбивый отличается умением усваивать все памятью, не только содержание простых формул и идей, но и философских учений. Могут быть заучены и нравственные положения, которые остаются без влияния на его действия, находящиеся в зависимости от сильно развитых его чувствований. Сильно развитые чувствования превосходства являются всегда самым главным возбуждающим моментом, под влиянием которого и в зависимости от которого совершаются все действия ребенка.
В добродушном типе развита главным образом аналитическая деятельность: ребенок привык рассуждать над каждым новым явлением и при дальнейшем своем развитии приучается мыслить более отвлеченным образом. При недостатке знаний мыслительная деятельность его легко принимает характер фантазий. Умственная деятельность сосредоточена по преимуществу на выяснении личности человека, на разборе и уточнении собственных проявлений и на отношении этих проявлений к своим действиям и ко всему окружающему. Деятельность отличается самостоятельностью и правдивостью.
У ребенка мягко-забитого типа нет условий, постепенно и последовательно возбуждающих его и тем содействующих его развитию, поэтому в крайней степени он является в виде слабоумного. Он отличается отрицательными качествами, как в умственном, так и в нравственном отношении. Делает он как указано и что сказано. У него нет ни наблюдательности, ни знаний, ни нравственных понятий. Это автомат, который даже плохо повторяет то, что видит и слышит. Без указания и руководства он теряется и совершенно не в состоянии действовать.
Тип злостно-забитый – всегда ожесточенный, отличается своей подозрительностью, слабоумием и рефлекторными проявлениями, часто очень резкими. Сознательная деятельность более всего сосредоточена на личной защите. Приученный к сильным впечатлениям мерами, связанными с оскорблением личности, ребенок этого типа постоянно стремится к перемене впечатлений и к сильным возбуждениям.
Тип угнетенный отличается от добродушного типа преобладанием у него в силу необходимости физического труда над умственной деятельностью и в особенности недостаточным стремлением к отвлеченному мышлению и философским рассуждениям. Лица этого типа настолько привыкли к труду и лишениям, что сами мало ценят свой труд и всегда отличаются большей скромностью, терпением и терпимостью ко всем окружающим. Им всегда свойственны правдивость, простота проявлений и искренность.
Для нормального типа (представляемого в идеале) характерна полная гармония между умственным и физическим развитием. Сохраняя полную впечатлительность по отношению ко всему окружающему, ребенок приучается рассуждать над полученными впечатлениями постепенным и последовательным возбуждением, постоянно развивает как умственные свои способности, так и физическую деятельность, потому что привык достигать всего ему необходимого собственными силами, по возможности участием в деятельности той среды, в которой он растет. Нравственные проявления направлены идеалами, выработанными рассуждениями. Только при этих условиях человек в состоянии самостоятельно проявляться, быть менее зависимым от окружающей его среды, переводить центр тяжести своих действий в собственный организм.
Видный психолог А.Ф.Лазурский отмечал, что Лесгафт «сделал больший вклад в науку описанием живых образов различных типов детей, чем многие надуманные, отвлеченные и оторванные от жизни классификации характеров и личностей, приводимые в характерологической литературе».
Создатель родительской педагогики
П.Ф.Лесгафт внес основополагающий вклад в семейную педагогику. В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» ученый изложил научные основы родительской педагогики. По словам видного педагога В.Я.Стоюнина, эта книга явилась «лучом света в педагогических потемках».
Ученый считал, что различные типы детей возникают прежде всего в условиях их семейной жизни и воспитания. Рисуя школьные типы детей, Лесгафт показал все многообразие и богатство психических особенностей детей разных возрастов и общественных классов. По его мнению, проявление того или иного типа – прямое следствие влияний семейной жизни. Педагог-гуманист был убежден, что «ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями».
Советуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребенка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.
Педагог-гуманист выдвинул перед родителями требование «щадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними) и разумного руководства, любви и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Вместе с тем он подчеркивал, что «предупреждая все требования и постоянно направляя ребенка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными».
П.Ф.Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества – впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию.
Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. «Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип, – подчеркивал Лесгафт. – Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».
Видный деятель женского образования
Велики заслуги профессора Лесгафта в деле женского образования, страстным защитником которого он был всю жизнь. В 1896 году Петр Францевич добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта) – одного из наиболее демократичных учебных заведений России, куда принимались слушательницы любой национальности, общественного положения и вероисповедания.
Лесгафт считал мудрость и любовь главными качествами, необходимыми педагогу в его деятельности по воспитанию и образованию молодого человека, – это была основа его педагогической системы. Многие его ученики вспоминали, что он был беспощадно строг к самому себе и тем самым всегда подавал пример своим ученикам, был наделен глубоким чувством ответственности, серьезно относился к своим жизненным задачам. По свидетельству слушательниц, «Петр Францевич как педагог и Петр Францевич как учитель жизни – понятия, неотделимые друг от друга. Его бескорыстие, неустанное служение идеалу, горячая, деятельная любовь к людям – все это неотразимо действовало на нас, его учеников, озаряло и подымало. И мы, глубоко и беззаветно веря ему, шли за ним к правде и свету».
В 1905 году Высшие курсы Лесгафта были закрыты правительством. Ученый высылался на год из Петербурга по мотивам политического характера, а затем был уволен после студенческих выступлений как неблагонадежный. Но П.Ф.Лесгафт не сдавался. Закрытые курсы на деньги частных пожертвователей он преобразовал в Высшую вольную школу физического образования, открыв при ней вечерние курсы для рабочих.
В 1907 году школа была закрыта правительством как организация неблагонадежная в политическом отношении. П.Ф.Лесгафта обвинили в поддержке революционеров и приговорили к высылке из Петербурга. Однако известность ученого в России и в Европе помешала реализации репрессивного решения. В данной связи подчеркнем, что политические взгляды Петра Францевича были очень умеренными и все политические преследования происходили исключительно из-за его принципиальной позиции неприятия социальных несправедливостей.
В 1918 году на базе созданных и руководимых Лесгафтом Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования был открыт Естественно-научный институт имени П.Ф.Лесгафта (затем Государственный институт физического образования). Ныне это Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта. В 1959 году в знак признания заслуг Лесгафта перед главным учебным корпусом основанного им образовательного учреждения педагогу-гуманисту был установлен памятник.
Непреходящее значение идейного наследия
Педагогическая и общественная деятельность Лесгафта как ученого, педагога, врача, писателя была не только разнообразной, но и всегда напряженной. Петр Францевич ежедневно затрачивал невероятное количество физической энергии, поскольку был очень подвижен, перемещался только пешком. Рабочий день его продолжался 18 часов, он полностью посвящал его своим ученикам.
В 1908 году в 71 год ученый отправился в длительную научную экспедицию в Африку, чтобы ознакомиться с особенностями физического воспитания у первобытных народов. Лесгафт предполагал, что у африканцев сохранились реликтовые формы упражнений, которые уже исчезли в других местах.
Осенью 1909 года, находясь в этой экспедиции, Петр Францевич простудился и тяжело заболел. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи рекомендовали ему санаторное лечение в регионе с горячим сухим климатом. В Египте в Гелуани (пригороде Каира) находился санаторий, которым руководили русские врачи. Туда и решили отвезти Лесгафта.
К сожалению, болезнь зашла слишком далеко, и 28 ноября (11 декабря) 1909 года Петра Францевича не стало. Похоронили его в Петербурге на Литераторских мостках Волковского православного кладбища при огромном стечении людей.
Педагогическое наследие П.Ф.Лесгафта современно и актуально. Ученый-гуманист отстаивал необходимость существования науки, изучающей ребенка как некое целое, а его жизнь как органические природные связи и функции. Основные педагогические идеи Лесгафта: непрерывная работа человека над собой; дошкольное и школьное образование как фактор развития ребенка; физическое образование как средство духовного и интеллектуального развития личности.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Комментарии