Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Учитель – государственный служащий. Возможно ли?

Учительская газета, №45 от 10 ноября 2009. Читать номер
Автор:

Присвоить учителю статус государственного служащего – эта тема стала одной из самых обсуждаемых после общения учителей – участников российского конкурса «Учитель года России-2009» с министром образования Российской Федерации Андреем Александровичем Фурсенко. Тема непростая, многоплановая, и разговор об этом неизбежно приведет к перечислению тех проблем российского образования и российской экономики, которые на сегодняшний день, надо признать, являются неразрешимыми. Однако, цитируя Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, «все можно решить, кроме того, что противоречит законам природы». Думаю, эта фраза вполне применима и к проблеме статуса учителя. Тем более, как показывает опыт других стран, например Южной Кореи, присвоение учителю статуса государственного служащего вовсе не противоречит законам природы, а даже, наоборот, является их неизбежным следствием, если государство понимает, что его будущее зависит напрямую от того, каким будет подрастающее поколение.

Мне представляется, что данную проблему можно решить пошагово. Попробую показать, как могут выглядеть эти шаги.

Конкурс «Учитель года» существует уже 20 лет и за это время превратился в мощное конкурсное движение, существующее в каждом регионе страны. Это движение привело к возникновению во многих субъектах России уникального явления – клубов педагогов года. Знаю не понаслышке, что такие клубы существуют в Московской области (сам являюсь его членом), Ростовской, Воронежской, Ульяновской областях и других регионах. Эти клубы проводят встречи, семинары, фестивали педагогического мастерства, мастер-классы, слеты, являясь колоссальным источником передового педагогического опыта и своеобразным институтом наставничества, практически полностью исчезнувшим из российской системы образования. Невозможно преувеличить роль клубного движения в повышении квалификации педагогов и престижа профессии учителя. Более того, мероприятия, проводимые такими клубами, приносят, на мой взгляд, гораздо больше пользы участвующему в них, активно или пассивно, учителю, чем любые курсы повышения квалификации. Ведь у кого учителю проще научиться, как не у такого же учителя?! К счастью, между некоторыми клубами постепенно возникают сотрудничество и взаимодействие, но это носит скорее стихийный характер. На мой взгляд, такие клубы должны существовать в каждом регионе Российской Федерации, между ними должно быть налажено четкое взаимодействие, их деятельность должна быть широко известна, скоординирована и распространена по всей стране. Это неизбежно приведет к увеличению числа квалифицированных педагогов, восстановлению преемственности педагогических кадров и к повышению статуса учителя в целом. Однако здесь есть один подводный камень, убрать который можно, как раз сделав тот самый первый шаг, о котором я говорил вначале. Проблема заключается в том, что участие в конкурсном и клубном движении требует от учителя колоссальных затрат сил и времени. Выезжая на очередное мероприятие, учитель вынужден оставлять свое рабочее место, что неизбежно приводит к появлению отставания, особенно если учителя в школе некем заменить. Получается, что, помогая другим учителям, передавая им свой опыт, учитель загоняет себя в «долговую яму» и после каждого фестиваля или слета ему приходится работать удвоенными темпами, что не может сказываться положительно на результатах его работы или его здоровье. Кроме того, каждый участник клубного движения к различным мероприятиям в рамках деятельности клуба готовится очень серьезно и тщательно, ведь показать нужно самое лучшее, самое современное, самое передовое. А когда готовиться, если у тебя 30 часов недельная нагрузка (а как еще заработать в школе?) плюс какие-нибудь кружки и факультативы со всеми вытекающими отсюда последствиями – журналами, планами, отчетами и так далее? Получается, что чем учитель активнее участвует в клубном движении, тем большую нагрузку испытывает, что опять-таки отрицательно сказывается и на его здоровье, и на работоспособности.

Предлагаю в качестве первого шага в решении проблемы статуса учителя присвоить статус государственного служащего учителям, активно участвующим в деятельности региональных клубов, в организации и проведении в рамках клубного движения фестивалей, мастер-классов, слетов и других мероприятий. Таких учителей в регионе немного, а значит, для государства и экономики это не будет обременительно. Например, клуб «Педагог года Подмосковья» насчитывает 49 членов. В этом году по итогам конкурса «Педагог года Подмосковья-2009» к ним прибавятся еще 6 человек. То есть максимальное количество таких учителей в Подмосковье – 55 человек. Думаю, что численность педагогов в клубах других регионов не превышает 50-60 человек. Я говорю здесь именно о региональных, краевых или республиканских клубах. Так как члены клубов в своей деятельности решают задачи государственной важности, вполне логично будет начать не на словах, а на деле повышать статус и роль учителя. Особенно важно, на мой взгляд, сделать этот шаг именно в 2010 году, чтобы он не зря назывался Годом учителя. Такое решение также будет способствовать активизации и дальнейшему развитию конкурсного и клубного движения, с одной стороны, и повышению квалификации учителей и подготовке молодых специалистов – с другой. Кроме того, я абсолютно убежден, что таким учителям необходимо ограничить предельную недельную нагрузку до 12-14 часов. Это даст им возможность каждый свой урок сделать образцово-показательным, расширить свои творческие поиски, реализовывать передовые педагогические идеи и технологии на практике и обучать этому других учителей. При таком положении учитель, активно продвигающий новые инновационные идеи, передающий свой опыт молодым коллегам, получит возможность получать достойную заработную плату, соразмерную с вложенным трудом.

Через 4-5 лет можно сделать и второй шаг, если первый приведет к желаемым результатам, в чем лично я не сомневаюсь. Этот шаг заключается в присвоении статуса государственного служащего учителям – победителям конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Таких учителей уже значительно больше, чем участников клубного движения, но и они являются педагогами, чья деятельность оценена государством на самом высоком уровне.

И окончательный шаг можно будет сделать еще через 4-5 лет. Смею надеяться, что к тому времени и политическая система, и экономика, и образование будут на достаточном уровне. И только такой результат будет означать, что 2010 год не зря был объявлен Годом учителя. Только такие решительные шаги власти навстречу учителю будут означать, что в России образование действительно, а не на словах является одной из высших ценностей.

Вадим МУРАНОВ, педагог года Подмосковья-2008, финалист конкурса «Учитель года России-2009»

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту