Москва узнала об Анне Мехед на конкурсе «Учитель года Москвы», Россия – на конкурсе «Учитель года России-2007». Знакомство начиналось с визитной карточки, продолжалось мастер-классом и лекцией, диалогом с жюри, ответами на вопросы коллег. Мы предлагаем вам, наши читатели, перелистать эти страницы, написанные великим педагогом России – Анной Григорьевной Мехед.
Я не поэт, я учитель математикиМы празднуем начало Нового года 1 сентября, а заканчиваем год в конце июня, причем дата строго не определена: это ночь после выпуска. В нашем часе не 60, а 45 минут. Когда меня спрашивают, какое сегодня число, я мысленно представляю себе раскрытый школьный дневник, а день недели определяю по расписанию уроков. Когда меня спрашивают, что было, например, в марте 1996 года, я сначала представляю себе лица выпускников того года, а уже потом события, которые происходили в то время….К счастью или несчастью, я редко бываю одна. Гуляю ли по вечернему городу, слушаю ли джаз или посещаю музеи. На созерцание в одиночестве мне не хватает времени. Со мной почти всегда мои ученики. Для нас это хорошая возможность поделиться собственным восприятием мира, его красоты.Если бы вы попросили меня вывести формулу красоты… я бы сказала, что красота – это такая гармония всех частей, объединенная тем, чему они принадлежат, такая, что ни убавить, ни прибавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже… Нужно только попытаться ее увидеть…Великая симфония человеческого познания складывается из разнообразия отдельных школ и личных мнений, когда они собираются в точке схода.Я не музыкант… не архитектор… не поэт… не художник…Я учитель математики Анна Григорьевна Мехед.Образование – это…Что такое образование, знает каждый, так же, как, впрочем, каждый представляет себе, как надо учить, лечить, играть в футбол и снимать кино.Но каждый понимает это по-своему и считает свое мнение единственно верным. Эти мнения часто противоречат друг другу. Причем людей, которые хотят сделать образование лучше, гораздо больше, чем тех, кто делает это согласно расписанию своих уроков.У всех на слуху расхожая фраза: «За образованием будущее». Возникает сразу два вопроса – о каком будущем идет речь и каким должно быть образование для этого будущего?Давайте попробуем представить себе будущее. Многие из нас рисуют будущее, используя идеи и образы прошлого. Но во все времена людей будущего воспитывали и образовывали люди прошлого. Парадокс? Зеноновский Ахиллес никогда не догонит черепаху?Изучая современные научные взгляды на образование, я вспомнила высказывание Байрона: «Ученый, ты объясняешь нам науку, но кто объяснит нам твое объяснение?» Может быть, это сделает учитель?Выделю три парадокса современного образования.Первый – парадокс информационной насыщенности, когда поток информации, который в наше время растет с каждым днем, может поглотить любого, кто попытается его освоить или за ним уследить.Вместо того чтобы интерпретировать доступную информацию, сопоставлять ее с личным опытом и создавать собственное знание, мы заняты поиском все новой и новой информации.Второй – парадокс неопределенности. Во многом продиктован первым. Увеличение объема информации затрудняет процесс принятия решения, еще больше усиливает ощущение неопределенности, а знание расширяет зону незнания. Современно, по-сократовски.Третий парадокс можно было бы назвать периодом полураспада знаний. То есть образование не успевает за процессом обновления знаний.Например, с понятием «оптоволокно» я впервые встретилась в 1982 году на уроке физики как с последним достижением науки в области передачи энергии, применение оного оставалось неизвестным. Сегодня это всем известное средство передачи информации.Я думаю, что разрешение парадокса – это серьезный шаг в будущее.Так, например, за свою историю математика испытала три сильнейших потрясения, и все они сопровождались обнаружением парадоксов. Одновременно с этим их преодоление достигалось ценой введения необычных понятий и утверждением невероятных идей.Первый разразился в эпоху античности и был вызван открытием факта несоизмеримости величин. Тогда были открыты корень квадратный и бесконечные непериодические десятичные дроби, которые назвали иррациональными, буквально бессмысленными, это понятие мы используем и сегодня.Второй произошел в эпоху Нового времени. На этот раз дело касалось истолкования бесконечно малых величин. Выход был найден созданием теории пределов.Последний кризис был настолько мощным, что затронул не только математику, но логику и язык. Так появилась теория множеств.Одним словом, парадоксы послужили движущей силой развития научного знания.Не стоит бояться парадоксов. Ведь отношение к парадоксу, иными словами – противоречию, один из критериев культуры ума.В связи с этим, представляя процесс образования как непрерывную математическую функцию, ее первообразную я бы определила как интеллектуальное бесстрашие.Дважды два – четыре? Вы уверены, что это абсолютная, несомненная и бесспорная истина? Тогда сложите вместе две и две капли воды, и вы получите все что угодно, но не четыре: может быть, одну каплю, а может, 44 брызга?Вспоминаются творческие приемы Нильса Бора. По словам его биографов, ученый нередко черпал силы «не в математическом анализе, а в удивительной мощи фантазии, видящей физическую реальность конкретно, образно и открывающей в ней новые, никем не предугаданные связи».И все же одного бесстрашия мало. По словам того же Алексея Иванова, любимого мною современного русского писателя: «Наши дети видят очень мало настоящих вещей. И у детей не вырабатываются… некие, что ли, витамины ума…От нашего мира дети не получают в пользование важнейший критерий оценки – критерий подлинности, то есть наличия внутренней сути, смысла. Критерий подлинности – это не справка эксперта. Это умение самостоятельно отличать настоящее от ненастоящего».Это не формализованное знание, которое было предложено в виде готовой истины, пригодной лишь для того, чтобы погрузить их в память, а потом извлечь на экзамене в том же самом виде.И сегодня в педагогических успехах мы узнаем набросанную в сжатом очерке историю образованности всего мира, потому что в своем духовном развитии каждый человек повторяет процесс духовного и культурного развития человечества. То, что в более ранние эпохи занимало умы зрелых мужей, сегодня – учебные упражнения и задачи школьников. Если за математическим фактом, теоремой, формулой стоит человеческий поступок, судьба, жизнь, я, как учитель, не могу об этом не сказать. И это не просто экскурс в историю математики. Тогда знание выступает не только как ценность знания самого по себе, но и как ценность конкретного человека, нашедшего личностный смысл в этом знании.Карты Средневековья способны вызвать сегодня усмешку. Но без них не было бы современного видения мира. Любой современный выпускник школы знает больше, чем Пифагор, но для будущих поколений Пифагор навсегда останется Учителем. И если образование позволит ученику прикоснуться к мысли гения, вступить с ним в диалог, значит, оно позволит приобщиться к Культуре и, обретя новые смыслы, сказать свое, новое слово.Я думаю, что мы, учителя, близки к пониманию будущего. Мы звено в цепи поколений. И вслед за многими, жившими до нас, мы, с полным основанием гордясь движениями нашего времени и уповая на лучшее будущее, можем повторить: «Мы видим дальше, потому что мы стоим на плечах гигантов». У основания этой пирамиды жизни – гиганты – люди античного мира, Нового времени и наши современники в научном и в духовном смыслах.О времени, работе и о себеЯ учу детей познавать мир, понимать его законы, описывать эти законы и пытаться делать верные выводы.Я учу детей красоте логических построений, мудрости тысячелетней культуры, накопленной человечеством.Я учу детей истории человеческого познания.Я учу их анализировать ситуации и делать самим невероятные прогнозы, заглядывая в будущее.Я учитель математики.Аристотель в своей «Метафизике» писал, что важнейшие виды прекрасного – это слаженность, соразмерность и определенность.Математика прекрасна, потому что она объективна.Математика – прообраз красоты мира.То, что я учитель математики, для меня прекрасно вдвойне.У меня есть личное убеждение, что есть только две науки – математика и философия. Все остальное – статистика. Да, это так, потому что все остальные дисциплины основаны на эксперименте, на накоплении некоторой экспериментальной базы и обобщении результатов опытов.Математика и философия описывали закономерности этого мира, и для открытия и прочтения этого мира, кроме бумаги и карандаша, доски и мела, ничего иного им не нужно.Понимание или интуитивное чувствование этих законов ведет к гармонизации окружающего пространства – к толерантности, коммуникабельности и, как правило, как следствие к успешности.Нильс Бор писал, что математика – это не только наука, это язык, и этот язык всегда конкретен, логичен, универсален. Он может описывать все, на нем можно признаться в любви, и это признание будет не хуже поэтических строк, потому что математика – это поэзия.Если перейти от языка к зрительным образам, то по красоте с геометрическими телами, графиками, всем тем, что окружает нас, мало что может сравниться, потому что математика – это искусство.За 20 лет, что я работаю в школе, мир сильно изменился, сменился политический строй. Даже климат и тот поменялся.В школу приходят нынче другие дети, но мой предмет остается незыблемым. Он ставит новые задачи, ищет новые методы решения. Вместе с детьми я осваиваю новое. В этом и состоят мои интересы.Хочу учиться у учеников легкости в освоении новогоНа городском этапе конкурса Анна Григорьевна попала в группу, где жюри возглавлял Вячеслав Кондрашов (ныне он тоже уже ушел из жизни), директор той самой школы, откуда родом учителя года Москвы Андрей Милехин и Ирина Хачатрян. Сам Вячеслав Николаевич стал победителем конкурса «Лидер в образовании». Понятно, что легких вопросов и легких испытаний такое жюри с таким председателем задавать не могло. На вопросы Анна Мехед отвечала так.- Что, на ваш взгляд, самое главное в школе?- Ученик.- Вспомните тему самого запомнившегося вам классного часа.- «О воспитании и вежливости. Из истории этики».- Кто из великих педагогов прошлого остается, на ваш взгляд, самым современным для нынешнего российского образования?- Не буду говорить о Яне Амосе Коменском. Наверное, самым современным я считаю Макаренко с его инновационными идеями. Он наиболее близок мне, хотя я не все из его системы возьму себе.- Чему вы согласились бы учиться у своих учеников?- Любопытству. Время течет, и новое поколение гораздо легче усваивает новые технологии и структуру этого мира. Вот этой легкости я бы и хотела научиться у моих учеников.- Видите ли серьезные перспективы сотрудничества обучения и воспитания?- Я считаю, что перспективы сотрудничества обучения и воспитания есть. Нужно создавать общность «ученик – учитель», но не только это. Школу нужно адаптировать к жизни тем, чтобы воспитывать молодых людей, умеющих управлять, в том числе управлять государством. Школа ведь воспитывает не только предметами. Я бы придумала новые формы ученического самоуправления и многое другое, иное, чем есть сегодня. Все равно задача воспитания остается для школы очень важной. Дело в том, что наш мир за последние 30 лет ушел так далеко, что если бы мы учились так, как это было в советской школе, то для усвоения нынешней школьной программы нам потребовалось не 11, а 26 лет. Значит, нам надо учить по-другому, искать другие методы обучения, а сами эти методы тоже воспитательные. Всем этим мы и занимаемся в нашей школе вот уже полгода.- Какие три достоинства есть у сегодняшнего выпускника школы?- Первое – умение применять полученные знания на практике. Второе – быть любопытным. Третье – быть современным.
Комментарии