search
main
0

«Учитель года России» Михаил Случ: «Считаю новую московскую инициативу очень своевременной»

Директор московского лицея «Вторая школа» имени В.Ф. Овчинникова Михаил Случ поддержал новый формат подготовки к ЕГЭ в столичных школах.

Фото: Никита Чудин

Напомним, новый подход к организации образовательного процесса для 11-классников поможет им сконцентрировать внимание на тех учебных предметах, которые они выбрали для прохождения государственной итоговой аттестации, отработать навыки выполнения заданий. В ближайшее время школы проанализируют результаты опроса одиннадцатиклассников по выбору экзаменов и составят гибкие учебные планы с учетом их индивидуальных запросов. На основе этих планов будет организовано обучение на тренингах по выбранным предметам. Ребята будут заниматься в группах со сверстниками со схожим уровнем знаний и нацеленностью на результат экзамена.

Своим экспертным мнением с читателями сетевого издания «Учительская газета» поделился победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2010» Михаил Случ:

«Считаю новую московскую инициативу очень своевременной. Второе полугодие 11 класса – заключительный этап школьной жизни, и очень важно, чтобы ребята в эти месяцы максимально работали на важный для себя результат. С переходом на ЕГЭ ключевой результат достигается именно в школе, а не на курсах, посвященных подготовке к поступлению в тот или иной вуз, как это было 30 лет назад. Школа тогда давала «общее образование», а основная работа происходила зачастую на стороне. Теперь правила определены и они – кроме очень особенных случаев, связанных с дополнительными испытаниями – определяются форматом ЕГЭ. И задача именно школы – давать уровень знаний, достаточный для достойной сдачи этого экзамена.

Но важно понимать, что желаемый результат для каждого из выпускников свой. В какой вуз я буду поступать (а может быть, я буду пробовать несколько вузов и даже несколько разных направлений) – от этого зависит мой индивидуальный выбор предметов для итоговой аттестации. И не только. От моего выбора зависит, соответственно, уровень результата, на который я ориентируюсь.

Таким образом перед школами стоит непростая задача:

  • собрать предметные группы (предположу, что в большинстве случаев такие группы будут состоять из учеников не просто разных классов, но и обучающихся в разных корпусах);
  • собрать в этих группах ребят, имеющих схожий исходный уровень и схожие целевые установки.

Стратегия работы в разных по уровню группах весьма отличается. И, кроме решения не совсем тривиальной задачи быстрого формирования работоспособной команды из ребят, друг с другом не всегда знакомых и не всегда знакомых со своим новым учителем, необходимо быстро выявить их дефициты и быстро составить программу, нацеленную именно на уровень группы и на ее усредненные цели.

У учителей Лицея «Вторая школа» есть опыт подготовки школьников к сдаче ЕГЭ на высоком уровне, причем как по профильным для нас предметам (математика, физика, информатика), так и по непрофильным (русский и английский языки). И мы сейчас включаемся в работу на уровне города, направленную на поддержку школьных педагогов, которые во втором полугодии должны будут начать подготовку в новом формате.

Инициатива Москвы – пусть важный, но все же первый шаг. Да, несколько месяцев непосредственно перед экзаменами – решающий период. Ребята часто совершенно иначе начинают относиться к учебе, понимая, что она непосредственно повлияет на результат. Но все же не менее важным является повышение качества работы учителя, взаимодействующего с классом остальные 10,5 лет. Именно регулярная работа на уроках и кружках, регулярное образование является залогом качественной подготовки. Уверен, что проект окажет влияние и на эту сторону жизни массовой школы.

И еще два важных аспекта. Даже в физико-математической школе мы постоянно сталкиваемся с ребятами, которые затрудняются в окончательном выборе своего пути после окончания школы. А ведь именно определенность и уверенность в этом вопросе очень сильно влияет на подготовку. Работа над выбором, профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональные пробы – вот очень важная составляющая, которая, как это ни парадоксально, очень сильно влияет на результаты ЕГЭ. И эту работу – наряду с качественным регулярным образованием – нужно загодя выстраивать. Она никогда не может быть достаточной.

Последнее. Говоря о хорошем «общем» образовании, обсуждая проект подготовки к ЕГЭ, мы должны понимать, что одна из составляющих успеха – максимальная дифференциация и индивидуализация. Бессмысленно сводить в одну группу выпускников, претендующих на 60 и 90 баллов. Даже в рамках одной группы нужно работать с индивидуальными дефицитами каждого. Обычная повседневная практика математической школы – решение задач и далее индивидуальная сдача их преподавателям. Только на этом этапе становится понятно, насколько конкретный школьник разобрался в решении, какие у него есть проблемы с записью, с особыми случаями, как он видит задачу в общем контексте темы. И важно выстроить такую индивидуальную работу при подготовке к ЕГЭ».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте