search
main
0

Учитель года России-98

Конкурс “Учитель года России” – это в первую очередь праздник. На уроках – суета операторов телевидения и фотографов. В минуты отдыха – блеск нарядов и блестки остроумия лучших учителей России. Даже жюри позволяет себе хохотать. И только мы, почти незримая армия корреспондентов “УГ”, остаемся за кадром и прячем улыбки в усах и воротниках.

У нас серьезная задача. Если жюри, в общем-то, не обязано объяснять свой выбор, то мы отвечаем за всех – судей и конкурсантов, авторов программ, учебников и детей на открытых уроках. И все это потому, что мы предоставляем вашему вниманию нечто большее, чем описание тех или иных методик преподавания. Мы рисуем “портретную галерею” предметов, представленных на конкурсе в восьми номинациях.

Русский язык и литература

В восторге любви и погибели

Посеешь гипотезу – пожнешь правило

На уроке Ларисы Астафьевой из Пензы по теме “Краткое прилагательное” был использован интересный методический ход – гипотеза. Ребенок выдвигает свою версию того, о чем спрашивает учитель. Весь класс ее разбирает. В результате либо выясняется ее истинность, либо она опровергается. Это очень правильный образовательный момент, так как в противном случае вся грамматика превращается в сумму застывших определений – и только. Объяснения, звучащие монотонным голосом из уст учителя, запоминаются хуже, чем знания, добытые опытным путем. Все это наглядно показал урок Ларисы Астафьевой. Часто учителя русского языка грешат именно внушением правила ученикам. Реже предлагают ребятам понаблюдать за примерами и сами делают вывод. Лариса Астафьева построила урок на исследовании. Этот ход используется в школах неоправданно редко.

Скучать? На это нет времени

Игорь Спирин из Балашихи – яркий, эмоциональный, динамичный учитель. Он дал очень современный урок. Сегодняшние дети живут в быстром темпе – и вихревой поток на уроке им вполне по силам. Фразы типа “Подберите как можно больше синонимов к слову “лицо”. У вас на это одна минута или “Одним-двумя предложениями опишите мою внешность” несколько шокировали только жюри, но не учеников. Спирин не стремился понравиться или покрасоваться. И дети это поняли. Они работали не отвлекаясь (на это не было времени), им было интересно учиться таким образом. За скоростью терялась глубина подачи материала, и создавалось впечатление, что при таком темпе кропотливая, вдумчивая работа не очень получается. Это лишь небольшой негативный момент, в остальном же у педагога масса положительных качеств, в числе которых полная самоотдача, умение воспринимать критику, способность анализировать свою работу.

Не всегда -триумф, но всегда – событие

Мнение тех, кто видел урок Евгения Василенко из Ярославля, было почти единогласным – это главное событие в номинации. Чего стоит только тема урока “В восторге любви и погибели” (Мгновения любви и целая жизнь в книге Бунина “Темные аллеи”). На вопрос “Почему такая сложная, неоднозначная тема?” Евгений сказал, что любит такую литературу, ему интересно делать уроки, в которых есть крайности. В данном случае абсолютного триумфа не получилось. По мнению жюри, его урок не был методически верно завершен. И все-таки он получился ярче, точнее, интереснее многих завершенных, о которых, кроме того, что они правильно выстроены и сделаны без ошибок, больше ничего и не скажешь. Евгению удалось гораздо больше. Старшеклассники поняли, что над бунинскими словами “От любви всегда стреляются” не надо спешить снисходительно улыбаться.

Театр одного актера

Из 15 конкурсантов в финал вышли два педагога – это Елена Волкова из Ухты и Людмила Печенкина из Брянска.

Людмила – талантливый, обаятельный, интеллигентный педагог. На двух уроках она говорила о стихах. Рубцов и Пушкин – поэты, конечно, очень разные. Учителю удалось создать эмоциональную, напряженную атмосферу в классе.

К сожалению, нечетко сформулированные вопросы и речевые ошибки на конкурсе тоже имели место. Людмила же, в отличие от многих, прекрасно владела словом. А это крайне значимо, ведь невнятно прочитанное произведение, сколько его ни анализируй, невозможно по-настоящему понять. С другой стороны, именно анализа, углубленной работы с текстом на этом уроке и не хватало.

Уроки, показанные Людмилой, – это особый жанр – урок-концерт. Бесспорно, такой подход имеет право на существование, но лишь как элемент (например, при первом знакомстве с поэтом). Педагог артистичен, для него такая форма подачи материала абсолютно органична. Главное, чтобы этим приемом его профессионализм не ограничивался (неплохо бы включить в урок хотя бы немного импровизации), иначе дети будут лишь смотреть в окно либо на часы, а коллеги говорить о театре одного актера.

Когда мастерства – бездна

Второй финалист – Елена Волкова из Ухты. Это сдержанный, вдумчивый педагог. Минимум эмоций, мастерство не напоказ. Тема ее урока “Мысль о человеке – взгляд в бездну” (по рассказу Леонида Андреева “Бездна”) говорит и о том, что учитель не ищет легких путей, и о том, что творческий, неординарный подход к предмету – ее обычное состояние. У Елены свое прочтение Андреева, может быть, не всегда привычное, спорное, но, несомненно, – интересное. Педагогу удалось дать произведение не только в контексте того времени, когда оно было написано, но и рассмотреть его с точки зрения современности, ни на минуту не забывая о его художественной цельности. Подобные попытки были у многих учителей, но не всем удавалось это сделать столь же тактично и ненавязчиво.

Верный ход в раскрытии темы урока – сопоставление. Елене удалось четко прорисовать Андреева на фоне Достоевского, а поскольку Федора Михайловича ребята знают уже достаточно хорошо, то им более понятен становится и Андреев. Нередко учителя грешат одним и тем же подходом с точки зрения методики к разным по эстетике писателям – Елена Волкова показала связь и различие этих двух явлений в едином литературном процессе. То же самое было и на уроке-импровизации. Тема – “Поэтические индивидуальности серебряного века”. Можно было просто рассмотреть, например, творчество символиста и акмеиста. Елена пошла по более трудному пути: как известно, серебряный век замечателен не только множеством школ и течений, но и большим количеством индивидуальностей, по большому счету – это век индивидуализма. Учителю удалось очень точно раскрыть свою тему, взяв двух поэтов – Бальмонта и Блока. Еще один момент – педагог не призывал любить этих поэтов. Заставить полюбить нельзя, дело бессмысленное, да и не надо пытаться этого делать. Многие это понимают, но соблазн велик – и начинаются фразы типа “великий русский поэт”, вопросы “Кто из поэтов вам нравится больше?”. Волкова не навязывала никаких оценок, не присваивала никому статуса гения. Она просто показала разницу стилей, взглядов внутри одной художественной системы. Ребята открыли имена поэтов, а о том, кого из них полюбить, они решат самостоятельно.

Ольга СТАРОВЕРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте