Начало осени для наших учителей, наверное, один из самых важных периодов в году. Это и первые дни учебного года, и встреча после долгих каникул со своими любимыми мальчишками и девчонками, а еще – это финал конкурса «Учитель года», главного педагогического состязания. Ведь большинство учителей следят за своими коллегами, болеют, учатся, берут что-то новое для себя и вдохновляются. Пятого октября стало известно имя абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России–2022». «Большого хрустального пеликана» получил учитель истории, обществознания и МХК школы № 16 подмосковного Орехово-Зуево Дмитрий Лутовинов. Педагог посвятил победу своей бабушке, которая всю жизнь отдала школе.
Сетевое издание «Учительская газета» пообщалось с победителем. Дмитрий Лутовинов рассказал нам, насколько тяжел хрустальный пеликан, и что он мечтает увидеть на Северном полюсе.
– Дмитрий, помните свои первые мысли, когда Вас объявили победителем?
– «Не может быть». Наверное, эта была моя первая мысль. Я до последнего момента не думал, что меня могут объявить победителем. Я искренне болел за других ребят из пятерки. Это было неожиданно.
– Ваша жизнь после конкурса разделилась на «до» и «после»?
– Конкурс, наверное, действительно разделил мою жизнь на «до» и «после». Даже не всероссийский этап, а еще региональный, когда я стал победителем в Московской области. Именно тогда я почувствовал, что это произошло. После всероссийского этапа я еще этого не прочувствовал.
Я вернулся в свою школу, чему был несказанно рад, домой. Честно – эти 2,5 недели были одним из самых ярких приключений в моей жизни. И я буду точно их всегда вспоминать, внукам обязательно рассказывать. Самое главное, что я приобрел на конкурсе, – это невероятный заряд эмоций, вдохновения, энтузиазма. Произошла действительно такая невероятная перезагрузка.
Что еще особенно приятно, когда я ехал на региональный этап, то мне говорили, что будет конкуренция, соперничество, все будут волком друг на друга смотреть. И я был невероятно удивлен, когда оказалось, что это не так. Когда ехал на всероссийский этап, то для себя решил: что бы там ни было, я еду туда не соперничать, не конкурировать, а наоборот – общаться, дружить, сотрудничать, делиться опытом и так далее. Я настраивал себя не на победу, не на конкуренцию, а на хорошие, позитивные мысли. Другие ребята, уверен, с такими же мыслями приехали, мы очень подружились. Мне кажется у нас был невероятно дружный конкурс.
– После такого напряженного и интересного марафона чем в первую очередь планируете заняться?
– На самом деле просто хочется вернуться к обычной жизни, к привычному ритму и побыть с семьей. У нас каникулы сейчас, и я хочу с дочкой пообщаться, погулять с ней. Эти 2,5 недели были сложными для моей семьи: дочка очень скучала, жене было тяжело. И я хочу, чтобы они тоже почувствовали праздник, который испытал я.
– Когда вернетесь к урокам в школе?
– Мне повезло, когда я приехал с конкурса, то в школе был день самоуправления. Традиционно он у нас проводится на День учителя. Каждый год старшеклассники ведут уроки. Они берут на себя все функции: назначается директор, завуч, заместитель по безопасности. И дети подарили нам прекрасный день, а мы ходили на уроки и наслаждались, смотрели на плоды наших трудов. А сейчас у нас каникулы, есть возможность передохнуть. Я очень рад перевести дух и собраться с мыслями. Правда, я уже назначил консультацию по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам. Но к полноценным урокам, к настоящим рабочим будням, я вернусь только через неделю.
– Понятно, что Вас поздравляли родные, коллеги, друзья. А дети?
– Конечно! Дети тоже поздравили. Наверное, одно из самых приятных воспоминаний после конкурса – это возвращение в школу. Ребята выстроились огромным коридором, кричали, аплодировали. Я был очень рад, что получил такой шквал эмоций от них. Наверное, меня столько никогда не обнимали (смеется). Было очень здорово. И еще одно яркое воспоминание – это мои ребята, которых я выпустил. Мой 11 «А». Этот класс был очень важен для меня. Это мой первый выпуск. В 2015 году я взял их пятиклашками, а сейчас они поступили в институт. Многие из них пошли в педагогические вузы, что тоже очень приятно. И они тоже пришли в школу, писали мне, кто не мог приехать – звонили. От них было очень приятно получить такие положительные эмоции. Они следили за конкурсом, им это было важно. Мне кажется, они радуются даже больше, чем я.
– Дмитрий, Вы теперь пример, на который будут равняться, но и будут спрашивать с Вас. Готовы говорить за учителей, менять их жизнь, помогать им?
– Если это потребуется, то думаю готов. Потому что я не первый год работаю в школе, сейчас десятый год уже идет. И имею определенный опыт. Я был в своей школе уполномоченным по правам участников образовательного процесса и сейчас им являюсь, поэтому опыт у меня есть.
– Свою победу в конкурсе Вы посвятили бабушке. Помните самый главный урок, который дала она вам?
– Она всю жизнь посвятила школе: работала учителем, потом директором. В семье всегда интересовались искусством, наукой, много читали. Мне рассказывали об окружающем мире, знакомили с историей. Мои бабушка и дедушка 1927 года рождения. И они привели мне уважение к нашей истории. Они прожили всю жизнь вместе, у них была невероятная история любви. Дедушка из деревни ходил к бабушке в город на свидания. Потом они поженились, и у них сложились очень трогательные отношения. Когда они уже были на пенсии, дедушка очень рано вставал, а бабушка, наоборот, спала чуть дольше. И он изо всех сил старался не греметь кастрюлями на кухне, когда готовил завтрак. Но у него практически никогда это не получалось. И было очень трогательно, как он по-хорошему расстраивался. И говорил: «Извини, извини, Зиночка». Очень трепетно относился к бабушке. И это было прекрасно.
– Дмитрий, хрустальный пеликан тяжелый?
– Он весит около 5,5 килограмм, насколько я помню. Малый хрустальный пеликан – на килограмм меньше. Так что вполне увесистый, но своя ноша не тянет. Это приятный груз (улыбается).
– Вы завоевали еще один приз – участие в экспедиции «Ледокол знаний. Homo Sience Project» на Северный полюс, куда вы отправитесь на атомном ледоколе «50 лет Победы». Что мечтаете там увидеть или сделать?
– Сложный вопрос. Пока я об этом не думал. Когда мне вручили рамку с приглашением на атомный ледокол, то я растерялся. Думал: «а мне ли это на самом деле». Потому что это произошло сразу после вручения диплома победителя. Я не ожидал. И это очень удивительно, потому что побывать можно практически в любой стране и на любом курорте. А такая возможность предоставляется раз в жизни и очень немногим.
Я тут же вспомнил одного из кумиров моего детства Жака-Ива Кусто. Как сейчас помню, по воскресеньям мы всей семьей замирали перед телевизором и смотрели передачу «Подводная одиссея команды Кусто». И одни из самых запоминающихся выпусков были посвящены северным морям. Мне казалось, что это очень мужественно – отправиться в Арктику, в Антарктику. Потому что это такой мир, который чуждый человеку, там люди живут только на полярных станциях. И вот вторгнуться в этот мир ученых – это как в свой космос выйти. А увидеть конечно хотелось бы представителей местной фауны – белых медведей, крупных морских млекопитающих, моржей, тюленей. Надо будет хорошенько изучить все, связанное с этим местом.
Справка UG: в начале июня 1989 года главному редактору «Учительской газеты» Геннадию Селезневу журналисты из школьного отдела предложили провести педагогический конкурс, по аналогии с профессиональным состязанием, которое проходит уже много лет в США. На страницах газеты открылось обсуждение этой идеи. В редакцию пришли мешки писем, примерно около 80% учителей сказали, что такой конкурс нужен. И уже 30 декабря этого же года появилось первое Положение о конкурсе «Учитель года».
В 2022 году состязание проводилось в 33 раз. А первым абсолютным победителем конкурса стал учитель русского языка и литературы из деревни Поповка Тульской области Александр Сутормин. Геннадий Селезнев, возглавлявший «Учительскую газету» с 1988 по 1991 год, смог заручиться поддержкой ЦК партии, добился того, что первого победителя принял президент Советского Союза Михаил Горбачев. Традиция общения победителей конкурса с первыми лицами государства соблюдается до сих пор.
Комментарии