Очевидно, что модернизация системы образования невозможна без повышения престижа профессии педагога, а этому в немалой степени могут способствовать профессиональные конкурсы, которые дают прекрасную возможность раскрыться талантливым специалистам, в кратчайшие сроки приобрести бесценный опыт и получить импульс для дальнейшего развития, определиться с приоритетным направлением карьерного роста. Пожалуй, нет ни одной другой профессии, которая привлекала бы столь же пристальное внимание общественности, особенно во время проведения конкурсов, которая бы, объединяя, стремилась найти лучшего из лучших от Калининграда до Камчатки.
Статус Всероссийского для конкурса педагогического мастерства расширяет не только географические, но и профессиональные границы. Где и когда еще можно встретить столько специалистов системы образования, на которых следует и хочется равняться? Заслуги победителей не вызывают сомнений, как не вызывает сомнений и то, что с момента оглашения вердикта жюри на призеров возлагается большая ответственность: им предстоит не только транслировать свой опыт, но и представлять лицо российского образования. А чем выше статус конкурса, тем, конечно, ценнее право даже попасть в число участников. Вот почему конкурсы профессионального мастерства неизменно вызывают пристальный интерес и становятся неотъемлемой частью образовательной жизни каждой области, каждого города, каждого округа или района.Совсем недавно в Центральном округе завершился окружной этап Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания. Смена всем известного названия стала своего рода свидетельством эволюции конкурса, расширения его задач и технологий выбора педагогов года. Объединение же в одном наименовании сочетаний «педагогическое мастерство» и «общественное признание» как нельзя более ярко демонстрирует идею открытости конкурса и все большей открытости самой системы образования. И это вполне объяснимо: все, что делает педагог, он делает ради детей. Так кто же, если не ученики и их родители, наряду со специалистами-профессионалами волен оценивать труд и потенциал участников? Несмотря на некоторые изменения в порядке проведения профессионального конкурса, основные его задачи, безусловно, остались прежними. Это выявление талантливых педагогов, распространение их передового опыта, создание условий для профессионального и карьерного роста, поддержка в реализации социально значимых проектов, формирование кадрового резерва руководителей в области образования из числа участников конкурса, повышение уровня профессионального мастерства столичных педагогов.Несомненно, эти задачи востребованы временем. Столица переживает новый этап развития, что подтверждает девиз конкурса 2012 года: «Москва – город образования». Именно образование вносит самый значительный вклад в дело формирования подрастающего поколения. Именно образование имеет сегодня стратегическое значение. Первые шаги для решения задач, стоящих перед системой московского образования, предпринимаются еще в образовательных учреждениях. Передать же свой опыт, взять на вооружение самые лучшие находки коллег, найти единомышленников позволяет профессиональный конкурс, о чем не раз говорили участники окружного этапа: учителя-предметники, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования и педагоги-психологи. Уже по традиции в этом году в рамках Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания в Центральном округе прошли шесть самостоятельных конкурсов для различных категорий педагогов: «Учитель года» – для учителей-предметников образовательных учреждений (134 участника); «Самый классный классный» – для классных руководителей (47 человек); «Педагог-внешкольник» – для педагогов дополнительного образования (42 конкурсанта); «Воспитатель года» – для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений (76 педагогов); «Педагог-психолог» – для педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей (21 участник); «Сердце, отданное детям» – среди сотрудников учреждений социальной защиты (30 человек).Всего же в заочном туре Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания приняли участие 350 педагогов образовательных учреждений Центрального округа. Важно, что в этом году впервые за всю историю существования окружного конкурса в «Учителе года» участвовали педагоги колледжей, а это, конечно, добавило остроты борьбе и сделало соревнование педагогических идей взаимовыгодным для всех конкурсантов. Окружной этап в ЦАО проходил с 1 ноября по 22 декабря 2011 года. В ходе испытаний участникам было необходимо представить на суд Большого жюри (а там оказались не только специалисты системы образования, но и учащиеся, родители, а также все желающие, поскольку с этого года стартовали электронная регистрация и электронное голосование) эссе и небольшие самопрезентации. Кроме того, состоялись презентации очные, а одним из самых показательных моментов стали открытые уроки. По итогам всех этапов были определены финалисты – сорок педагогов, которые с 11 по 16 декабря принимали участие в выездном туре, проводимом на базе лечебно-оздоровительного комплекса «Дом отдыха Колонтаево». Перед финалистами стояла непростая задача – меньше чем за одну неделю продемонстрировать эрудицию, методическую и профессиональную компетенцию, владение ИКТ и, конечно, преданность тому делу, которое они выбрали. Не секрет, что сегодня педагог – ключевая фигура в обществе. «Все лучшее в человеке – от учителя» – гласит восточная мудрость. Каждый из нас с особой теплотой и любовью, уважением и благодарностью вспоминает своих педагогов, мысленно не раз возвращаясь в школьные годы, советуясь с любимым учителем. Именно он вкладывает в учеников всю сумму и сущность своих знаний, заставляет находить две идеи там, где прежде была одна, взращивает таланты воспитанников. Самоотдача и творческий подход, поиск новых идей и повседневная мудрость – вот слагаемые понятия «педагог». Об этом финалисты не переставали говорить на протяжении всего выездного этапа: иносказательно – во время представления сказок, фундаментально – во время актовых лекций, полушутя-полусерьезно – во время мастер-классов. Выезд позволил конкурсантам переосмыслить многое из того, с чем им приходится сталкиваться в повседневной профессиональной деятельности, например, посмотреть на себя с другой стороны. Это подтверждают не только слова участников, но и данные проведенного анкетирования. Стоит только заметить, что 8 из финалистов в будущем видят себя министрами образования (!), 14 – директорами школ, 9 – заместителями директора, 16 – методистами, 11 – чиновниками в сфере образования и 27 – педагогами-профессионалами. Кто-то (и таких конкурсантов было больше половины) не прочь поучаствовать в работе жюри. Несомненно, все это у финалистов окружного этапа Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания еще впереди, ведь средний возраст участников – 34 года, в то время как средний возраст педагогов в системе образования составляет примерно 46 лет.Есть и другие статистические данные, представляющие неменьший интерес для всех, кто следит за ходом конкурса педагогического мастерства и развитием конкурсного движения в целом. Выездной этап на базе «Колонтаево» доказал, сколько интересных идей могут принести в образовательные учреждения представители сильного пола: более 40% финалистов – это мужчины. Абсолютно все участники назвали конкурс лучшей формой повышения квалификации, большинство же хотели бы вновь пуститься в испытания. Но самое главное – по отзывам финалистов, конкурс помог им изменить отношение к профессии и найти не только единомышленников, но и новых друзей. Как показал опрос, никто из конкурсантов не ошибся в выборе профессии, все они так или иначе планируют связать свое дальнейшее становление с системой образования.В течение всего выездного этапа конкурсанты были под пристальным наблюдением членов жюри, которым волнения финалистов знакомы, как никому другому, практически все они прошли школу «Учителя года» в качестве участников и добились побед на конкурсном поприще: Марианна Лебедева – лауреат «Учителя года Москвы-1999», ныне директор окружного методического центра ЦАО; Михаил Случ – абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2010», директор школы №1060; Анна Мехед – абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2007», директор лицея №1581.Эстафета профессиональных испытаний педагогов Центрального округа завершилась 22 декабря. В этот день в московском драматическом театре «Модернъ» состоялась торжественная церемония чествования финалистов и победителей окружного этапа. В награждении призеров приняли участие социальные партнеры конкурса (компании «Московская городская телефонная сеть», «Лаборатория Касперского», «Cisco Systems») и представители районных управ, поздравившие финалистов. Ключевым моментом церемонии награждения, конечно же, стало объявление имен победителей. В соответствии с положением о конкурсе «Учитель года Москвы-2012» экспертной группой было принято решение предоставить право участвовать в городском конкурсе, минуя испытания окружного этапа, победителю заочного тура учителю русского языка и литературы Центра образования №1479 Вите Кириченко. По итогам же конкурсных испытаний победителями стали двенадцать человек, причем шесть из них имеют стаж работы до 5 лет. Победителями окружного этапа Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания стали: в номинации «Воспитатель года»: – Ольга Галашева, ЦРР №1678,- Любовь Меньщикова, воспитатель детского сада №878; в номинации «Педагог дополнительного образования»: – Эдуард Евдокимов, педагог дополнительного образования ЦДТ «Театр на Набережной»,- Павел Уханов, педагог дополнительного образования ГОУ ДДТ «На Таганке»; в номинации «Самый классный классный»:- Татьяна Соловьева, учитель начальных классов школы №1258,- Дмитрий Субботин, учитель русского языка и литературы ЦО №2030; в номинации «Педагог-психолог»: – Анита Краморова, педагог-психолог ГОУ ЦППРиК «Гармония»,- Наталия Ременцова, педагог-психолог лицея №1581; в номинации «Сердце, отданное детям»:- Иван Юсов, учитель русского языка и литературы школы №371,- Виктория Подзорова, учитель-логопед школы №54; в номинации «Учитель года»: – Алексей Фатькин, учитель испанского языка школы №110, – Петр Зобков, учитель информатики школы №1323 (абсолютный победитель окружного конкурса, занявший высшую строчку в рейтинге участников).Конкурс педагогического мастерства и общественного признания показал, что в Центральном административном округе города Москвы трудятся учителя новой формации. Это целое созвездие ярких, творческих, компетентных специалистов, профессионально владеющих всем арсеналом приемов и методик, идущих по пути самосовершенствования. Глядя на этих педагогов, хочется верить, что главным итогом конкурса станет повышение социального престижа профессии, а как следствие – дальнейшее повышение качества московского образования.
Комментарии