search
main
0

Учитель года

Погода на Южном берегу Крыма в межсезонье переменчива. То жаркое солнце, то резкий ветер, дождь и крутая волна. Но одно оставалось неизменным у подножия величественной горы Аю-Даг в этом году. Сюда, во всемирно известный детский центр “Артек” с декабря по май приезжали учителя России, Украины, Белоруссии и Казахстана. И не одни, а со своими классами, чтобы принять участие в Первом международном конкурсе школьных учителей.

Лучший в мире?! Нет, пока еще в СНГ!

Это было в Артеке

Не буду подробно пересказывать то, о чем “Учительская газета” уже писала в 49-м и 52-м номерах за 1996 г., а также в 5-м и 6-м в этом году. Шесть месяцев мы внимательно следили за событиями, разворачивающимися в “Артеке”, и даже немного волновались за коллег с Южного берега: “Удастся ли им выдержать самим себе заданный уровень международного конкурса школьных учителей?” Тем более первого, когда все с нуля, все вновь.

Но “Артек” смог! Конкурс, пройдя пять отборочных этапов, собравших более пятидесяти учителей из четырех республик, закончился грандиозной церемонией награждения и грохотом праздничного салюта над ночным морем…

А началось все в декабре прошлого года, когда первые девять учителей дали в Артековской школе по три конкурсных урока. Их оценивали члены международного жюри из Украины, США и Японии. Затем было еще четыре отборочных тура, названных “подсеминарами”. Дело в том, что организаторы конкурса решили уйти от модели “чистого” соревнования. Конкурс стал большим педагогическим событием, где по аналогии с российским “Учителем года”, кроме самих конкурсных уроков и защиты концепций, учителя обменивались опытом, устраивали творческие вечера, слушали лекции известных ученых и практиков.

Начиная с третьего “подсеминара” учителя начали приезжать со своими классами. С одной стороны, это хорошо, так как со своими детьми учителю легче продемонстрировать суть своей педагогической концепции, а главное – ее результаты. С другой – это достаточно дорогое дело – вывезти большую детскую группу на Черное море. Но, как показали последующие туры, многим учителям эту проблему удалось решить. Помогали директора школ, местные органы власти, спонсоры, родители. В результате в некогда недоступном “Артеке” в рамках конкурса побывало около шестисот ребят.

После пяти туров жюри отобрало 25 лучших учителей, которые и собрались в конце мая на финал.

Участники и победители

Одна из особенностей артековского конкурса – возможность соревноваться всем желающим без предварительного отбора. Для участия в национальных конкурсах необходимо пройти районные, городские и областные отборочные туры, а затем еще и выдержать финал. Многие, даже очень хорошие, учителя не решаются на такой марафон.

Не отважился на него и обыкновенный учитель математики и физики из С.-Петербурга Михаил Балашов. А в “Артек” поехал, как говорит сам, больше пообщаться, обменяться опытом, побродить по знаменитым кипарисовым аллеям и берегу теплого моря.

Его заметили сразу. Общительный и неординарный, он принимал самое активное участие во всех мероприятиях конкурса, помогал всем желающим готовить конкурсные уроки, давал дельные советы, рисовал диаграммы и графики… И это на конкурсе, где все участники находятся в состоянии жесткой конкуренции! А еще он спал на балконе и всегда, когда позволяла ситуация, ходил босиком.

На его уроки собирались все свободные от занятий учителя Артековской школы и конкурсанты. “Здесь много отличных учителей, но есть только один учитель от Бога!” – говорили ему вслед. – Вот только победить Михаилу вряд ли удастся – политика помешает”. Да, не скрою, ходили слухи, что жюри примет “дипломатическое” решение. Конкурс-то, как ни крути, проходит на территории Украины, да еще в Крыму. Но и тут “Артек” оказался на уровне именно международного центра, доказав, что главное – не политические маневры, а честное и обьективное судейство. Первое, второе и третье места заняли представители России.

Интересно отметить и тот факт, что среди победителей есть несколько бывших участников конкурса “Учитель года России”. Такой результат неудивителен. Пройдя горнило всех региональных отборочных туров и финальную схватку в Москве, участники российского конкурса и на финишной прямой в “Артеке” были, прямо скажем, на высоте.

Вообще связи между артековским конкурсом и национальными устанавливаются крепкие. В этом году гостями финала стали Мери Бет Блеген “Учитель года США-96” и Галина Карпюк “Учитель года Украины-96” в номинации “география”.

Жюри

Если география участников конкурса пока не перешагнула границы СНГ, то жюри получилось поистине международным. В его состав вошли известные педагоги и ученые из Белоруссии, Германии, Израиля, Китая, Литвы, России, США, Украины и Японии.

Российские представители вице-президент РАО, академик Николай Никандров и профессор Московского педуниверситета, доктор педнаук Григорий Корнетов высоко оценили уровень проведения конкурса, высказавшись за его дальнейшее развитие и поддержку.

Как и среди участников, в жюри также оказались люди, не понаслышке знакомые с опытом российского конкурса.Так, доцент Симферопольского госуниверситета Галина Васильевна Брагина являлась участником “союзного” конкурса “Учитель года-91” и членом предметного жюри “Учитель года России-96”.

Стратегия

Задач у конкурса много, но одна из важнейших – сохранение единого педагогического пространства стран СНГ. Маленькая, но символичная деталь. На церемонии закрытия учителя русского языка и литературы Ольгу Погожеву из Павлодара (Казахстан) награждал директор астраханской школы, специально приехавший на закрытие конкурса. Как известно, Астраханская область граничит с Казахстаном, и в поздравительной речи директора звучали слова о дружбе и сотрудничестве между двумя нашими народами.

Важно и то, что международный учительский конкурс проходит не просто на Украине, а в Крыму, являющемся своеобразным яблоком раздора между Россией и Украиной.

Интересно, что этот конкурс является составной частью еще более масштабного проекта. Совместно с американцами разрабатывается проект создания на базе МДЦ “Артек” Международного центра сравнительной педагогики. Сбор и обработка уникального педагогического опыта разных стран, педагогические эксперименты, семинары, встречи и обмены как учителями, так и школьниками – все это будет развиваться вместе с конкурсом.

Сам конкурс и все эти грандиозные планы организовали и провели Международный детский центр (МДЦ) “Артек” под руководством Михаила Сидоренко и Александра Ешкелева при содействии представителя Ассоциации школ штата Коннектикут(США) Роберта Ф.Кэрролла. Последний на церемонии закрытия заверил всех, что в конкурсе следующего года примут участие учителя из дальнего зарубежья.

Конкурс – 98!

… Прекрасные огненные цветы распускались над горами и с шипением гасли в неторопливо набегающих на берег волнах. И не успела погаснуть последняя искра, как за банкетным столиком, где сидело руководство МДЦ “Артек”, завязался оживленный разговор:

– В октябре начинаем первый “подсеминар” Второго международного…

Но это уже совсем другая история! Продолжение следует…

Андрей ЕМЕЛИН

NB!

“Учительская газета” проводит аккредитацию российских учителей на Второй международный конкурс школьных учителей. Здесь же вы можете получить всю дополнительную информацию и посмотреть видеофильм о конкурсе. Телефоны: (095) 298-01-10, 921-75-58.

На фото все финалисты, жюри и организаторы конкурса, а также обладатель первой премии Михаил балашов с═золотым глобусом – символом победы.

Фото автора

Победители и финалисты Первого международного конкурса учителей

Первое место и 5 тысяч долларов США:

Михаил Балашов, учитель математики, С.-Петербург. Россия.

Второе место и 4 тысячи долларов США:

Александр Дмитриев, учитель английского, Новокузнецк. Россия (финалист “Учитель года России – 95”).

Третье место и две премии по 3 тысячи долларов:

Ирина Львова, учитель русского языка и литературы, Чувашия. Россия (финалист “Учитель года России – 95”).

Тамара Кручина, учитель истории, “Артек”, Крым. Украина.

Четвертое и две премии по 2,5 тысячи долларов:

Елена Гуляева, учитель музыки, Минск. Белоруссия.

Любовь Краснова, учитель истории, Кировоград. Украина.

Участники финала:

Тамара Алехина, учитель русского языка и литературы, Запорожье.

Елена Баркова, учитель английского, Краснодар. Россия.

Татьяна Бежанова, учитель математики, Московская обл. Россия.

Диана Брежнева, учитель основ архитектуры и дизайна, Пенза. Россия.

Лия Ващеулова, учитель русского языка и литературы, Барнаул. Россия.

Нина Вербицкая, учитель русской литературы, С.-Петербург. Россия.

Нина Гудкова, учитель по основам экономики, С.-Петербург. Россия.

Александр Зотов, учитель физики, С.-Петербург. Россия.

Любовь Каркавина, учитель ИЗО, Новокузнецк. Россия.

Ирина Кузьмина, учитель зарубежной литературы, Симферополь. Украина.

Юрий Макаренко, учитель истории, Астрахань. Россия (финалист конкурса “Учитель года России – 96”).

Ольга Мартынова, учитель математики, Братск. Россия.

Елена Меженкова, учитель музыки и вокала, “Артек”, Крым. Украина.

Ольга Погожева, учитель русского языка и литературы, Павлодар. Казахстан.

Вера Правилова, учитель начальных классов, Симферополь. Украина.

Зинаида Смирнова, учитель русского языка и литературы, С.-Петербург. Россия.

Ирина Снятинская, учитель математики, Каменецк-Подольск. Украина.

Виктория Строт, учитель истории, Смоленск. Россия.

Светлана Шмалей, учитель экологии, Херсон. Украина.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте