search
main
0

Учитель должен вкладывать в свою речь живую душу и мысль

Из речи Калинина на совещании учителей-отличников городских и сельских школ, созванном редакцией «Учительской газеты»

Почему вы, когда рассказываете, то стремитесь говорить готовыми формулами? Вы же учителя, вы русский язык знаете. А знаете, что значит говорить готовой фразой? Это значит, что ваша мысль не работает, а работает лишь язык. Готовой фразой вы впечатления на людей не произведете. Не произведете потому, что ее и без вас знают. Вы опасаетесь, что, если по-своему скажете, это будет не столь красиво. Ошибаетесь. Она лучше будет слушаться, ее доходчивость больше.

У вас в действительной жизни – большая связь с крестьянством, с населением. Но когда вы рассказываете о ней, то эта связь выглядит, как какая-то «техническая» связь: столько-то собраний устроили, столько-то бесед провели. Как-будто вы не о жизни говорите, а о «технике» сношений между крестьянством и учительством. А ведь вы не только на собраниях и во время бесед встречаетесь с людьми. Надо говорить о содержании ваших сношений.

Эти сношения имеют и политическую и психологическую и др. стороны, которые проявляются в нормальной человеческой жизни. Но в вашем изложении нет этой тесной, органической связи. Может быть, я стал слишком стар и потому не могу ее уловить? Но ни одного звука я не слышал, в чем у вас трудности, что и где вас жмет. Вы только повторяете готовые фразы. Это формализует речь. Каждый должен стремиться говорить своим языком, языком, какой ему мать дала. Самый лучший язык – материнский язык, поверьте моей совести. Мы говорим: учитель, учитель, великое дело быть учителем. И это правильно. Но что же будет, если учитель станет преподносить людям только готовые формулы?

Вы вот, последний из говоривших товарищей, работаете в деревне, как-будто довольны своим положением, вы рисовали дело так, что очень хорошо теперь живете. Но вот, мне кажется, если прочесть стенограмму вашей речи, то люди будут мало верить тому, что вы говорили. И не потому, что это неправильно, не потому. Во-первых, скажут, что товарищ немного себя хвалит. Проскальзывает: я то-то и то-то сделала. Как только почувствуют люди, что кто-нибудь себя немного хвалит и выдвигает, так настораживаются. Я вам скажу прямо: у вас было много красивых слов, а души не чувствовалось. В ваших словах не чувствовалось души. Этим я вовсе не хочу сказать, что у вас души нет. Ничего подобного. Я хочу сказать только вот что: то внутреннее состояние, которое у вас действительно есть, вы стремитесь выразить ходячими формулами. Внутренние же чувства живой человек изливает обыкновенно своим, простым словом, не прибегая к готовым формулировкам. Поэтому когда грамотный человек прочтет вашу стенограмму, то он подумает – искусственность. Искусственность. Нет естественного внутреннего состояния.

Я должен сказать, что учительская работа – одна из самых трудных работ. Мне даже кажется, что учителем надо родиться. Я говорю об учителе в подлинном смысле этого слова. Иные люди много знают. Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте