1 апреля 2009 года в НИИ инновационных стратегий развития общего образования прошел суперфинал конкурса «Учитель года Москвы-2009» в номинации модулей проекта «Строим Школу будущего». В конкурсе участвовали педагоги школ, активно работающих на экспериментальных площадках, рекомендованных в качестве инфраструктурной платформы по результатам экспертизы в декабре 2008 года. В рамках конкурса были представлены 10 номинаций, за победу в которых боролись 120 педагогов. На первом этапе жюри рассмотрело заявки конкурсантов, включавшие в себя текстовые и видеоматериалы, причем лидером по количеству заявок был Юго-Восточный округ (46 педагогов). На втором этапе конкурсанты проводили занятие по согласованной с конкурсной комиссией теме на базе гимназии № 1554, прогимназии № 1709, начальной школы – детского сада № 1835, школ №№ 1270, 1605 и 2030, Центра образования № 1409, по результатам занятия были определены победители в каждой из 10 номинаций. О чем же говорили участники суперфинала?
Досье «УГ»33 педагогические звезды – участники конкурса «Учитель года Москвы-2009»Антон Алексеев, учитель истории и обществознания школы №171;Сергей Буфеев, учитель математики лицея №1581;Александр Ушаков, учитель истории и обществознания школы с углубленным изучением иностранного (английского) языка школы №1297;Юлия Соколова, учитель математики школы №207;Татьяна Козлова, учитель физики кадетской школы №1702 «Петровский кадетский корпус»;Мария Игонина, учитель химии Центра образования №1474;Нина Лахова, учитель изобразительного искусства гимназии №1572;Елена Ольховская, учитель физики школы с углубленным изучением иностранных языков №1370;Юлия Типикина, учитель английского языка гимназии №1554;Екатерина Баркина, учитель русского языка и литературы школы с углубленным изучением немецкого языка №1269;Ольга Гуреева, учитель русского языка и литературы школы №392;Милана Арзуманян, учитель биологии Измайловской гимназии №1508;Владимир Погодин, учитель математики школы с углубленным изучением отдельных предметов №1477;Елена Гераськина, учитель математики школы с углубленным изучением отдельных предметов №1367;Галина Шубина, учитель начальных классов школы №1049;Наталья Папушина, учитель биологии школы с лицейскими классами №494;Сергей Банников, учитель географии школы с лицейскими классами №666;Марина Хайретдинова, учитель информатики Центра образования №548 «Царицыно»,Юрий Бобринев, учитель физики гимназии №1514;Алла Сержантова, учитель географии школы №156;Галина Киселева, учитель математики НОУ «Образовательный центр ОАО «Газпром»;Владимир Кружалов, учитель истории гимназии №1542;Елена Иванова, учитель русского языка и литературы гимназии №1541;Елена Полякова, учитель информатики школы «Школа здоровья» №97;Ирина Капустина, учитель русского языка и литературы школы №85;Лидия Хорькова, учитель русского языка и литературы гимназии №1538;Наталия Теплякова, учитель французского языка школы с углубленным изучением французского языка №1286;Дмитрий Булгаков, учитель русского языка и литературы гимназии №1528;Елена Полтанова, учитель физики школы №1913;Наталья Филимонова, учитель русского языка и литературы школы №1151;Алексей Клыков, учитель информатики школы с углубленным изучением английского языка №1274 имени В.Маяковского;Галина Воронкова, учитель материальных технологий Центра образования №654;Ирина Зюбина, учитель физики гимназии №625.
Татьяна ЗУБКОВА, абсолютный победитель конкурса и золотой призер номинации «Прорывные проекты», учитель химии школы №1327:
– Миссия школы – давать прочные научные знания. Сегодняшний выпускник школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем, также ему необходимо познакомиться с новыми производственными и социальными технологиями, которые сегодня определяют нашу жизнь. Для решения этой задачи надо объединить усилия средней и высшей школы, промышленности в рамках федеральной программы.
Конечно, Школа будущего должна сохранить все лучшие традиции преподавания, осуществлять индивидуализацию образования. Важную роль занимает проектирование, где учащиеся совместно с педагогами могут выдвигать и разрабатывать проекты разного уровня. Здесь и произойдет установление тесных связей школы, науки и производства.
Школа генеральных конструкторов – это образовательная форма нового типа, которая в первую очередь привлекает учащихся к процессу производства нового знания. Работа в проекте начинается с постановки социокультурной проблемы. Важно, чтобы проблема имела комплексный характер, так как это позволит углублять знания учащихся в различных предметных полях и строить образовательный процесс таким образом, чтобы школьники сами понимали, в каких областях им не хватает знаний и где их добыть.
Ребята учатся не только разным типам предметных знаний, но и разным типам деятельности: исследовательской, конструкторской, проектной. Эта работа ведет к определенной перегрузке участников проекта, поэтому одной из задач становится эффективное использование здоровьесберегающих технологий и психологическое сопровождение.
Для обеспечения такого мыследеятельностного образовательного процесса необходим иной педагогический профессионализм и обновление содержания образования. Педагог должен целенаправленно осуществлять поиск по получению нового знания о сущности учебно-воспитательного процесса. Для этого необходимо создание и осуществление информационно-деятельностного управления школой.
При построении такого образовательного процесса необходима взаимосвязь всех модулей Школы будущего, где основным средством коммуникации становится эпистематека как основное средство для производства и получения живого знания.
Такой опыт образовательной практики приведет всю сферу массового образования к тому, чтобы теоретическое мышление самых высоких образцов стало доступным всем детям.
Выпускник школы сформируется в социально грамотную и мобильную личность, четко осознающую свои права и обязанности, ясно представляющую себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и на практике успешно реализующую избранную позицию в том или ином социальном пространстве.
Марина ТЕРКУЛОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1554, золотой призер номинации «Содержание образования»:
– Так сложилось, что вся моя судьба связана со школой, и всегда меня волновал вопрос «Чему учить?». Неудовлетворенность содержанием образования заставляла меня искать ответ на этот вопрос сначала в воспитательном пространстве школы (кружок «Учись учиться», литературный клуб «Зеленая лампа»). Результатом этого поиска стала победа в номинации «Педагогические инновации в области воспитания» в конкурсе «Учитель года Москвы-1996». Наконец этот поиск привел меня на режиссерские курсы при
ГИТИСе, театральная технология стала составной частью моего учительского труда.
Новым этапом исследовательской деятельности в области образования стал приход в коллектив гимназии №1534. Здесь я включилась в экспериментальную работу в рамках Школы будущего. Моя победа в номинации нынешнего конкурса «Содержание образования» – результат коллективного труда, той огромной экспериментальной работы, которую ведут учителя нашей гимназии. Я словесник и привыкла мыслить образно. Вот почему первый образ, который возник у меня, это образ мирового древа познания, который так точно описан А.С.Пушкиным. На этом древе – тысячи листочков, как тысячи наук, которыми владеет человек. Дух захватывает! Что такое листок? Почка, которая раскрывается весной, маленькая точка, которая в свое время разворачивается в целую систему. Так и любая из наук, которые мы преподаем. Ее содержание может быть свернуто в одно понятие, например, лингвистика. Одно понятие, которое может быть описано как целая развивающая система языка, представленная разными уровнями. На каждом из них – свои понятия и свои способы работы с этими понятиями, то, что в рамках Школы будущего мы называем единицами содержания. Но такими единицами можно считать и элементы надпредметного содержания.
Одна из первых задач педагога Школы будущего – иметь четкое представление о системе науки, которую мы преподаем, о единицах ее содержания, уметь сворачивать и разворачивать это содержательное пространство. Участвуя в конкурсе, я рассматривала такие единицы, как виды СПП, используя классификации ГО и способы работы с ними.
Увидеть мысль невозможно. Это так, но можно увидеть след этой мысли. Это можно сделать благодаря таким операциям, как классификация, схематизация и многим другим способам, которые и составляют надпредметное содержание и отвечают на вопрос, как учиться.
Следующий этап работы учителя – осознание, что понятия и способы работы с ними, то есть единицы содержания, могут выступать в роли средства, с помощью которого ученик продвигается от незнания к знанию, сегодня ученик освоил новую единицу содержания, а завтра она станет тем звеном, с помощью которого будет освоена новая.
Но разве может ученик самостоятельно продвигаться вперед, осваивая новое содержание? Да, надо доверять ученику, верить в его силы. Как говорит мой любимый поэт Халиль Джебран: «Ваши дети – это не ваши дети. Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы. Потому что жизнь идет не назад…»
Мудрый учитель, обращаясь к ученикам, говорит: «Ни один человек не покажет вам больше, чем то, что уже лежит в полусне рассвета вашего знания. Если он действительно мудр, он не пригласит вас в дом своей мудрости, а лишь подведет вас к порогу вашего собственного ума».
Как же это сделать? Как подвести ученика к порогу его собственного ума, чтобы он осознал свое незнание и свое желание узнать, ведь насильно не накормишь ни кашей, ни тем более духовной пищей. Важно быть «духовной жаждою томимым».
Вот тут-то и приходит на помощь задание-ловушка, провокация, проблемный вопрос, проявляющий это незнание. Теперь только успевай «подбрасывать веточек в огонь».
Конечно, в жизни любая схема требует уточнения, дополнения. Проблема в том, что каждый ученик по-своему «все ходит по цепи кругом» и границы знания и незнания у каждого свои. Вот почему следующий шаг в Школе будущего – индивидуализация обучения с опорой на природные способности и ресурсы личности, которые либо тормозят личностный рост, либо помогают ему. Вот тут-то и нужна театральная методика, дающая возможность каждому ощутить себя в предлагаемых обстоятельствах. Важно развивать голову, не «отрывая» ее от жизни тела, чтобы результатом нашего развивающего обучения стал не закомплексованный головастик, а гармонично развитая личность.
Еще шире стоит проблема формирования общей одаренности как условия выбора индивидуальной траектории обучения, то есть проектирование жизненного пути. Не схема, под которую надо подогнать всех, а умение разглядеть в каждом ученике, что лежит в полусне его сознания, его искру Божию. Поэтому Школа будущего – это школа радости. Обрадуемся каждому ученику – встреча состоялась!
Антон БАТАЛОВ, золотой призер номинации «Управление», директор Центра образования №1423, доцент кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования:
– Наша модель Школы будущего реализуется на базе Центра образования №1423 – ресурсного центра Московского городского проекта «Строим Школу будущего». Работой ресурсного центра за год до его существования было охвачено более 300 образовательных учреждений Москвы и регионов России. Опыт работы Центра образования представлен в системе повышения квалификации работников системы образования Москвы и на веб-сайте «Москва – регион-консультант».
Организационная структура нашего Центра образования представляет собой многофункциональную сеть, в основе идеологии нашей модели – идея построения Школы мечты. То есть школы, где образовательный процесс строится, исходя из древнего представления о ребенке как о микрокосме, сопоставимом по своей сложности и глубине с самой богатой культурой. Социум же выступает как среда саморазвития и реализации мечты.
В основе мечты лежит идея социального лифтинга молодежи. Социальный лифтинг в образовании мы понимаем как развитие учащимися собственной жизненной траектории, преодоление социальных и иных ограничений на основе широких образовательных возможностей.
Социальный лифтинг обучаюшихся и воспитанников – это лифтинг на основе образовательного ресурса, осуществляемый посредством предоставления одинаковых образовательных возможностей представителям разных социальных групп. Лифтинг – это привитие философии успешности с раннего детства, формирование нравственно здоровой конкурентоспособной личности в стратифицированном обществе, создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.
Развитие программы социального лифтинга видится в том, что дети, имеющие различный исходный статус, например, социальный, физиологический, интеллектуальный (вплоть до маргинализации по разным основаниям), за счет создания специально обеспечивающих образовательных условий повышают уровень своих функциональных и социальных возможностей по сравнению с исходными. Такие полностью индивидуальные лифтинговые программы мы планируем внедрять в будущем.
Мы считаем важным дать каждому ученику базовое образование и культуру и на их основе создать условия для развития тех сторон личности, для которых есть субъективные условия, желания и объективные возможности.
На базе Центра уже сегодня реализована идея полной интеграции основного и дополнительного образования. В Центре работают более 100 объединений дополнительного образования. В рамках системы дополнительного образования учащиеся 9-11-х классов имеют возможность получить профессию. Работа с детьми ведется в ЦО ежедневно не менее чем по двенадцать часов в сутки. Учреждение работает в режиме полного дня, стерта граница между так называемыми первой и второй половинами дня. В Центре широко представлено видовое разнообразие классов и групп наряду с общеобразовательными, есть спортивные, гимнастические, лицейские классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов и образовательных областей, полностью профильная старшая школа.
Профильная и предпрофильная подготовка учащихся 5-11-х классов уже сегодня ведется на основе индивидуальных для каждого учащегося учебных планов и образовательных траекторий по десяти основным направлениям.
Профили обучения строятся на основе маркетингового исследования востребуемых в обществе, хорошо оплачиваемых и перспективных профессиональных областей занятости. Такие области определяются на основе анализа актуального спроса на рынке труда на конкретные профессии, прогнозов перспективных потребностей рынка, а также на основе меняющихся запросов детей и родителей.
В проведении маркетинговых исследований и предложений вариантов профилей образования принимают участие и сами учащиеся школы. Программа лифтинга предполагает расширение доли такого участия, формирующего у будущих выпускников компетентность видения в дальнейшем – и самостоятельного проектирования социального и профессионального поля, в котором в будущем им предстоит осуществлять свою деятельность. На базе Центра успешно работают три городские экспериментальные площадки.
Уже сегодня вокруг Центра создан социальный макрокосм, представляющий собой разветвленную и успешно взаимодействующую социокультурную среду. В качестве дальнейшего развития проекта у нас проектируется модель содержания образования, основанная на формировании у учащихся ключевых компетентностей, лежащих в основе образовательных достижений и результатов, и управление этими процессами.
Мы сегодня разработали модель системного мониторинга эффективности развития образовательного учреждения.
Педагогическое кредо на настоящем этапе развития коллектива выражено в девизе: «Инновационность как конкурентоспособность». Мы всегда остаемся верны своим принципам.
Комментарии