search
main
0

Учитель для России. Уникальный проект

​Проект «Учитель для России» был организован несколькими выпускниками СПбГУ, которые имели уже успешный опыт работы в других сферах и которые пришли в образование по разным причинам, но с благородной целью – привлечь выпускников самых лучших российских университетов для преподавания в самые обычные средние школы. Организаторы сумели привлечь в качестве главного спонсора фонд «Вклад в будущее» (благотворительный фонд компании ПАО «Сбербанк»), Высшую школу экономики в качестве образовательного партнера, неравнодушных людей из региональных органов власти, заинтересованные школы, представителей консалтинговых компаний и практиков из профессионального учительского сообщества. Проект привлек выпускников таких вузов, как МГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, МГИМО, СПбГУ и другие, которые вполне успешно преподают в школах.

Модель образовательного проекта «Учитель для России» строится по модели международной инициативы Teach For All: жесткий многоэтапный конкурсный отбор, пятинедельный интенсивный летний институт, курсы переподготовки в НИУ ВШЭ, двухгодичная поддержка в виде коучей, методистов, экспертов, стипендии и помощи в построении индивидуальных профессиональных траекторий после завершения участия в проекте, когда поддержка прекращается и участник отправляется в свободное плавание.Проект живет второй год. Отбор действительно жесткий – фактически десять человек на место, – который включает в себя отбор по анкете, затем небольшое скайп-интервью, по итогам которого кандидата приглашают на очный тур в Москву, который длится порядка восьми часов, затем тем, кто его успешно преодолел, предстоит пройти собеседование с методистом на знание предмета, который кандидат собирается преподавать в школе. Когда и этот этап успешно пройден, то кандидат приглашается на самый сложный этап – летний институт, который длится пять недель, из которых три – работа с реальными детьми в специально организованном проектом образовательном лагере, который фактически стал отдельным брендом, под названием «Территория Лета» на базе общеобразовательной школы. Лагерь для детей строится на трех принципах: бесплатность, добровольность и полезность, то есть дети не развлекаются, будто учатся, а учатся, развлекаясь. На этом этапе кандидат и проект окончательно решают, подходят ли они друг другу. Пройдя отбор, кандидаты поступают на двухгодичные курсы переподготовки по педагогической специальности. Участников поддерживают коучи, которые помогают справиться с психологическим давлением и достижениями личностных целей, и методисты, которые помогают в достижении профессиональных целей. По завершении двухгодичной программы участники превращаются в выпускников проекта, получают долгожданный диплом и могут идти разными путями: кто-то может покинуть образование совсем, кто-то останется преподавать в школе, кто-то прицелился на карьеру управления образованием, а кто-то уже делает свои образовательные стартапы и намерен их развивать и дальше, но так или иначе значительная часть выпускников останется связанной с образованием. Про отбор и участников можно прочесть на официальном сайте проекта www.choosetoteach.ruВ проекте я совместно с еще одним московским преподавателем являюсь методистом по истории и обществознанию, а также экспертом-консультантом по работе со сложными детьми.По существующему закону об образовании, школы обладают широкой автономией. На мой взгляд, без реальной свободы учителя и школы невозможно распространять лучшие практики в стране. Безусловно, свободная система не будет работать сама по себе, но обилие «регулирования» вместо грамотного «администрирования» определенно мешает школам и всей системе в целом развиваться. Могу с уверенностью сказать, что государственная итоговая аттестация в нынешнем ее формате необходима, потому что для ребят из многих регионов качественное образование является единственным социальным лифтом, потому неудивительно, что ЕГЭ стал центром внимания общества, потому и велик соблазн измерять образование именно этим критерием. Запрос общества на высшее образование высок, поэтому, как мне видится, если завтра за результаты ЕГЭ школы перестанут «трясти», то давление на школы ослабнет, но не сильно, ибо родители будут сами выбирать (если этот выбор в местности есть) те школы, которые обеспечивают их чаду наивысший балл в экзамене. И взрослые продолжат «выжимать» детей для успешной сдачи ЕГЭ, особенно если для семей поступление ребенка в престижный вуз – одна-единственная и самая высокая ставка. Чем это оборачивается для самих детей, судя по всему, вопрос вторичный. Однако, видя тренды в образовании на мета- и межпредметные связи в обучении, вертикальное и горизонтальное учебное планирование, проектирование и требования к личности, выдвигаемые высшим образованием к своей абитуре и рынком труда к своим работникам, рискну выдвинуть робкую гипотезу о том, как может измениться структура ЕГЭ и приема в вузы в ближайшие пять лет. Возможно, ЕГЭ поделится на один базовый экзамен, который, по сути, будет выпускным, будет состоять из разных блоков школьных дисциплин и измерять функциональную грамотность в них, и несколько профильных, которые, по сути, будут вступительными, а вузы будут принимать по базовому, одному-двум профильным и портфолио, которое будет строго оцениваться. Вузы заинтересованы получить самых лучших выпускников, поэтому уже сейчас не только учитывают индивидуальные достижения потенциального абитуриента, но и заходят в сами школы. Как пример стоит привести реализующиеся сегодня инициативы Департамента образования города Москвы в виде таких проектов, как инженерные и медицинские классы в московских школах. За подробностями (если они до сего времени кому-то неизвестны) предлагаю обратиться к официальным источникам.Находясь в проекте «Учитель для России» в качестве методиста и наблюдая за молодыми специалистами из профильных педагогических вузов и теми, кто пришел к нам в проект не из профильных, я заметил, что и те и другие сталкиваются с одними и теми же проблемами в сентябре, впадая в жуткое состояние неверия в свои силы, ощущая себя «лишними в системе». С одной лишь разницей – участники проекта в большинстве своем выходят из этого состояния к ноябрю-декабрю, а выпускники педагогических вузов находятся в этом состоянии часто до конца учебного года, а некоторые переносят его и на следующий учебный год. Или, что чаще, уходят из школы. Я размышлял, в чем может быть тут дело. В чем? Не может же быть, чтобы педагогические вузы так плохо готовили своих выпускников, как принято до сих пор считать в обществе (хотя ситуация давно поменялась), ведь тогда придется признать, что и ведущие вузы готовят выпускников «не очень», ведь проблемы возникают одни и те же. Так в чем же дело? Дело в том, что школа являет собой очень жесткую среду для молодого специалиста. На молодого человека, полного надежд и веры в человечество, уверенности в своих силах, надвигается, как древний ледник, давление единой системы чудовищной силы в виде требований к заполнению множества разнообразных бумаг, общения подчас с не очень дружелюбными родителями, чиновниками, коллегами, которым всегда на новичка нет времени, администрацией и детьми, не говоря уже о том, что школа – это просто шумное место, где уровень звука на переменах, по оценкам коллег, превышает любые допустимые пределы соблюдения норм труда. Молодой человек попадает в ситуацию постоянной мобилизации сил, находясь один на один со своими внутренними и внешними проблемами, где возникает ощущение, что он постоянно ошибается, как бы он ни был блестяще подготовлен по своему предмету и по работе с детьми, так как школьный контекст гораздо шире. Участникам проекта гораздо проще это пережить, потому что у них есть поддержка как от методистов и коучей, так и от друг друга, как чисто географически, потому что в одну школу приходят по два-три участника, так и дистанционно – ребята активно общаются с помощью социальных сетей как с ребятами своего набора, так и с участниками первого набора. Уникальность проекта «Учитель для России» не в его уникальной системе отбора, не в уровне привлеченных специалистов, не в том, что участники из лучших вузов страны, и не в том, что это уникальный для нашей страны пример социального предпринимательства. Уникальность проекта в том, что он показывает всем нам, профессиональному и экспертному сообществу, как можно и нужно работать с молодыми специалистами, как стоит создавать профессиональное сообщество неравнодушных и активных людей, которые любят свое учительское дело так сильно, что отказываются от более заманчивых предложений из других сфер, и которые так преданы детям. Уникальность проекта в том, что он не живет иллюзиями и принимает существующую ситуацию как данность, не осуждая ее и людей в ней, а просто работает в ней, берет ответственность за то маленькое место, которое занимает в большом образовании, вдохновляя выпускников лучших вузов вдохновлять детей по всей стране.Рано или поздно новые стандарты победят, система сформируется, у нее будет огромный потенциал, я верю в это, но надо, чтобы к тому времени было кому его реализовывать. Формировать систему, чтобы она была менее агрессивной и более эффективной, можно долго, а новые учителя нужны уже сейчас, они нужны были уже вчера, поэтому я призываю всех, от кого зависит, куда идет образование, – учителей, директоров школ и управленцев более высокого уровня: давайте бороться за каждого молодого учителя, который к нам приходит, который нам верит и которому верят дети.Денис ЛЮБУШКИН, учитель истории и обществознания школы №2128, методист-эксперт проекта «Учитель для России»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте