Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Нацпроект «Образование»

Учитель будущего

Без инициативы не будет перспективы
УГ - Москва, №16 от 20 апреля 2021. Читать номер
Автор:

Разговор с Екатериной ПИСАРИК, директором колледжа сферы услуг №10.

 

– Екатерина Михайловна, что главное для современного учителя?

– В первую очередь это не безразличный к студентам человек. Во-вторых, это профессионал своего дела, обладающий профессиональными навыками в своем предмете. Например, для компетенции WorldSkills «Администрирование отелей» и специальности «гостиничное дело» преподаватель должен иметь практические навыки и представление о том, как устроена эта индустрия. Если у него нет опыта работы, наша совместная задача – разработка программы стажировок для преподавателей для поддержания своих знаний и навыков в актуальном состоянии.

И последнее: успешный педагог – это не только должность, но и человек, который смотрит в будущее и умеет прогнозировать те навыки и компетенции, жизненные реалии, в которых окажутся наши студенты по итогам выпуска, потому что мы их готовим к будущему, для экономики города, к активной гражданской позиции, так как на выходе из колледжа студенты становятся не просто совершеннолетними, но и активными участниками общественной жизни, где они должны приносить пользу.

– По каким критериям вы бы оценивали перспективного педагога?

– Это та пресловутая искра в глазах. Я очень часто задаю вопросы соискателям: «Что для вас успешность? Кем вы хотите стать через пять лет?» Ответы бывают разные. На что я задаю другой вопрос: «А почему не учителем года?» Вот это и есть профессиональный путь педагога. Если педагог проработал определенное время в этой должности, имеет профессиональные результаты и заслуги, тогда он может сказать, что ему пора приносить пользу для системы в несколько ином виде. Это не обязательно десятилетия, это может быть год, два или пять лет насыщенной педагогической жизни, когда действительно можно сказать, что человек сделал все и ему пора идти дальше.

Это инициативность, без инициативы не будет перспективы. И, конечно же, умение работать с нормативной базой, без знания закона об образовании трудно представить нашу деятельность. Помимо него это федеральные проекты, государственная программа «Столичное образование». Каждому из сотрудников системы образования стоит изучить ее, и станет ясно, куда мы движемся, не только наше отдельно взятое учреждение, а вся Москва и Россия в целом.

– Насколько цифровая образовательная среда влияет на мышление современного педагога?

– На мышление педагога в первую очередь влияют обучающиеся, которые живут в цифровой среде, не только образовательной. И педагог идет вслед за детьми в эту цифровую среду. Благодаря периоду дистанционного обучения и пандемии мы оказались там быстрее, погрузились даже те, кто это делал не спеша и в свое удовольствие. Сейчас основная масса сотрудников понимают, что это такое, а перспективная их часть представляют, как это можно развить и извлечь позитив для себя и студентов. Цифровая образовательная среда будет развиваться, но она никогда не заменит очного взаимодействия преподавателя и студента. Мы все знаем, что студенты идут на эмоции и на преподавателя, именно личность педагога притягивает, мотивирует учиться и достигать чего-то.

– Каковы инструменты для повышения уровня профессионализма учителей?

– Если говорить о национальной системе повышения уровня профессионального мастерства учителей, в Москве созданы идеальные условия. Существует Московский центр развития кадрового потенциала, где каждый сотрудник может найти для себя курсы повышения квалификации, большая часть которых бесплатная, Москва обеспечивает финансирование повышения квалификации, и преподаватель не ограничен в количестве программ, которые он желает пройти.

Мы стремимся к тому, чтобы преподаватели владели своим предметом на экспертном уровне. Московский центр качества образования предоставляет возможности по независимой диагностике педагогического потенциала. Это прекрасный инструмент выявления профессиональных дефицитов преподавателя.

Сейчас в Москве впервые в нашей стране вводится стандарт управления персоналом в образовательной организации. Наш колледж включен в этот проект, управленческая команда прошла повышение квалификации, и все вновь принимаемые сотрудники будут участвовать во внедрении стандарта управления в колледже: программа адаптации, программа развития, коррекция программы развития и контрольный срез достижений преподавателями тех или иных целевых показателей. Если сотрудник имеет управленческий потенциал, в рамках стандарта также предусмотрены диагностики управленческих навыков, и при положительном результате с ним ведется работа по «прокачке» его как будущего руководителя. Все мы стремимся соответствовать тем целям, которые стоят перед московским образованием. А цели грандиозные – вхождение в десятку лучших образовательных практик мира.

– Есть ли те качества, которые, на ваш взгляд, мешают педагогу в работе?

– Да, это консерватизм. Всего есть три стадии: soft, normal и hard. Если педагог консервативен даже в рамках hard, это будет мешать. Фундаментальные труды должны быть в базисе, а надстройка – всегда современная. Если педагог базируется на консерватизме, заложенном в университете, либо который в начале карьеры он получил от своих опытных коллег, к хорошему результату это не приведет.

– Считаете ли вы, что нужно заниматься «прокачкой» эмоционального интеллекта, работать над своими эмоциональными качествами и не пропускать какие-либо ситуации через себя?

– Стрессоустойчивость – это база, которая должна быть. Преподаватель не имеет права на какой-либо негатив ни в сторону студентов, ни в сторону коллег. Конечно же, он также не может нести негатив в семью, поэтому важно научиться с этим жить и не выплескивать на окружающих.

Эмоциональный интеллект очень важен и для педагогов, и для студентов как в рабочем, так и в межличностном общении. Это один из навыков soft skills, который стал нашей жизненной реалией.

– Какие стажировки вы предлагаете своим педагогам?

– В первую очередь мы согласовываем это с преподавателями, так как ранее в колледже стажировок не было, необходимо получить их согласие и эмоциональную готовность. В профессиональном стандарте повышение квалификации и стажировка преподавателей специальных дисциплин – это обязательные пункты. В настоящий момент мы организуем стажировки в сети отелей Lotte Plaza и Marriott, для поварских направлений это сеть ресторанов «Мясо & Рыба», Fаrш и Chicken Mafia. С этими предприятиями достигнута договоренность о прохождении стажировок преподавателями в течение 72 часов в ближайшее время.

– Какие планы и задачи стоят перед коллективом колледжа в новом учебном году?

– Повышение качества образования, в первую очередь массового. Качественное массовое образование – это необходимость. Мы готовим студентов для высокого сегмента.

Во вторую очередь повышение результатов в чемпионатном движении. Когда мы говорим о конкурсах профессионального мастерства, это возможность показать свои умения, педагогическое и профессиональное мастерство и преподавателю, и студенту. В школах это олимпиадное движение, в колледже это движение WorldSkills, своеобразный отчет о результативности педагога – может ли он научить и передать опыт, смогут ли его ученики его превзойти.

– Грядут дни открытых дверей. Каким опытом в первую очередь делятся педагоги с абитуриентами и их родителями?

– Дни открытых дверей – частичное знакомство с профессией, когда есть возможность не только увидеть, но и попробовать своими руками, «потрогать» профессию. Сейчас, когда очные мероприятия постепенно возвращаются, отрадно видеть эмоции школьников и родителей в лабораториях и мастерских колледжа от первого знакомства с профессией. Преподаватели ориентированы на 20‑минутные мастер-классы (работа с карамелью, карвинг, сервировка стола), чтобы продемонстрировать позитивные моменты профессии. Для более глубокого погружения в профессию можно рассматривать участие в различных проектах: уроки технологии на базе колледжей (возможность целый день провести в колледже и овладеть первичными профессиональными навыками и компетенциями). В случае заинтересованности следующий этап – это занятия в проекте «Профессиональное обучение без границ», где можно углубиться в профессию и даже попрактиковаться на предприятии.

– Какой совет вы бы дали молодому педагогу, который только начинает свой карьерный путь?

– Учиться и впитывать знания от более опытных коллег, не упуская ни малейшей детали, опытные педагоги – это наставники, кладезь знаний и опыта. И, конечно, развивать навыки коммуникации – это уникальная возможность саморазвития, ведь коллектив образовательной организации очень пестрый и богат на талантливых людей.

Анастасия МУРАВЬЕВА, преподаватель английского языка колледжа сферы услуг №10


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt