search
main
0

Учите дарить . Профессия и нравственность в одном флаконе

С Альбиной Золотаревой мы знакомы уже несколько лет. Именно от нее, тогда еще заслуженного учителя Российской Федерации, я впервые услышала афоризм Сальвадора Дали: не бойтесь совершенства, вам его не достичь. «Совершенный учитель перестает думать и творить, а значит, перестает быть учителем», – заметила тогда Альбина Васильевна. А мне подумалось, что как раз ей-то этого опасаться и не стоит, потому что постоянный творческий поиск, энергия, любовь к детям, а также умение мастерски увлечь и повести за собой коллег присущи этой женщине в полной мере.

Лучшей оценкой труда Альбины Золотаревой стало звание народного учителя России, присвоенное ей в начале этого года. «Это не меня наградили, это наш Центр наградили!» – сказала она.

Центр дополнительного образования, которым руководит Альбина Васильевна, расположен в Левобережном районе Воронежа. Сейчас здесь занимаются почти три с половиной тысячи детей, работают более 130 преподавателей, а две с лишним тысячи подростков-выпускников уже закончили учебу в Центре и получили первую в своей жизни профессию (некоторые даже не одну, а несколько).

Начиналось все много лет назад с обычной станции юных техников, которая с легкой руки Золотаревой к 1992 году переросла сначала в школу профессионального самоопределения детей и молодежи, а потом в Центр дополнительного образования. В рамках одной школы стало тесновато, ведь школ-то на самом деле много: и декоративно-прикладного творчества, и компьютерная, и швейного мастерства – всего более десятка, если говорить официально, профильных направлений. Хотя в принципе уровень преподавания такой, что почти каждое направление само по себе – уже школа. Где-то маленькая, а где-то уже очень даже приличная, как, например, компьютерная школа под руководством одного из главных помощников Золотаревой, заместителя директора по информационным технологиям Марата Токтара. В этой школе занимаются около тысячи учащихся, работают несколько лабораторий, полностью организована компьютерная сеть, есть собственный прокси-сервер, своя медиатека и свой интранет – внутренняя сеть, где бесплатно может работать любой ученик Центра. Компьютерщики даже свою газету придумали – «Планета людей», которая рассказывает о жизни всего Центра и выходит как в электронном, так и в бумажном вариантах.

Помню, как на защите дипломных работ выпускник Алексей Седунов, проучившийся в Центре четыре года, вместо требуемых двадцати страниц написал 67 и из обычной дипломной сделал почти кандидатскую диссертацию. Причем такую, что заинтересовались ученые из Воронежского госуниверситета, с факультета компьютерных наук. Парень одновременно учился в выпускном классе известной воронежской гимназии, но все равно приходил на занятия в Центр. Примеров, подобных этому, очень много. Я тогда поговорила с несколькими выпускниками, и вот что выяснилось.

Сергей Федулов, бывший ученик воронежской школы №69:

– Занятия в Центре позволяют нам раскрыть свои таланты, проявить навыки и умения. У нас практически вся школа сюда ходит, примерно 500 человек. Здесь у каждого из нас очень много друзей, и нам нравится здесь находиться. И у преподавателей всегда можно получить помощь, которую не найдешь в книгах или статьях, тебе всегда ответят на твои вопросы. И еще – всегда идешь в Центр с желанием и интересом, потому что знаешь, тебя тут действительно научат нужным вещам, которые тебе самому нравятся. Думаю, главное, чему научили нас здесь преподаватели, – это работать самостоятельно.

Еще одна выпускница прошлого года – Шустова Женя (теперь студентка и преподаватель Центра). Заканчивая одиннадцатый класс общеобразовательной школы, девушка одновременно защищала три дипломных работы и получала квалификацию сразу по трем профессиям: конструирование и моделирование женской одежды, машинная вышивка и веб-дизайн. Первой дипломной работой Жени стал женский купеческий костюм ХVII века.

– Я пришла в Центр, – рассказала Женя, – в 1996 году. Сначала три года отходила на макраме и на машинное вязание. Получила свидетельство. А в восьмом классе стала заниматься шитьем и машинной вышивкой. В десятом, понимая, что без компьютера сегодня никуда, записалась на курс по интернет-технологиям. Отзанималась два года и сделала дипломную работу – сайт о вышивке, на котором представила свои работы.

Кстати, Женин купеческий костюм участвовал во Всероссийском конкурсе «Я люблю тебя, Россия!» и удостоился второго места. В Центре есть целая коллекция старинных русских костюмов, созданных руками детей.

Я спросила Ольгу Гутневу, заместителя директора центра по учебно-воспитательной работе, в подробностях рассказавшую мне об этих нарядах и обо всех тонкостях работы, шьет ли она вместе с юными мастерицами. Оказалось, нет. По образованию Ольга инженер-физик, закончила Воронежский политехнический институт (теперь технический университет) и 14 лет назад пришла сюда заниматься с ребятами техническими видами творчества – вела кружок электрической игрушки. Потом стала работать методистом и одновременно организовывать с детьми разные творческие мероприятия.

Высокий профессионализм и уважительное отношение к детям присущи всем преподавателям Центра, другие здесь не задерживаются.

– Я всегда так говорю, – рассказывает Альбина Васильевна, – если вы хотите показать свое умение и то, чему вы можете научить ребят, – пожалуйста, делайте свои работы. А потом защищайте их на научно-практических конференциях: сколько времени работали, как и с кем взаимодействовали. Ведь, например, когда вышивальщица делает панно или портрет, ей требуется большая помощь художника. И макет храма или мебель не сделаешь без предварительной работы чертежников. Дети должны это знать и уметь взаимодействовать, и мы их этому учим, а также даем технологию, как сделать правильно.

Важно, что сегодня ребята с удовольствием идут на занятия! В школах УПК как такового уже нет, да и девочки только машинистками быть не хотят, им бы секретарями-референтами, да еще со знанием менеджмента – это да. Многие из наших выпускников в средние специальные учебные заведения приходят на третий курс и быстрее учатся. Дополнительному образованию, а начальному профессиональному и среднему специальному тем более, сегодня как никогда нужны знающие преподаватели и грамотные мастера с вузовским дипломом. Чтобы они могли на научной основе передать свое мастерство детям. К нам в Центр все чаще приходят на учебу студенты профучилищ. Они и у себя учатся, и в Центре. Спрашиваю ребят, зачем вам это? У вас же тоже есть столярно-конструкторское отделение, так в чем же дело? Отвечают: здесь мастер не такой, он нам новые технологии дает. Сегодня молодежь в очередь за знаниями становится! И это надо использовать. Социальный заказ нашей школе – это умный, творческий, грамотный рабочий. Сейчас в нашем обществе так сложилось, что все стесняются этого слова – рабочий. А его надо не стесняться, а возводить в ранг величия, потому что без рабочего мы сегодня не поднимем экономику нашей страны! Нельзя, чтобы все сто процентов выпускников, закончивших школу, поступали в вуз. От силы 30 процентов надо! Тридцать! Вот тогда будет нормально развивающаяся экономика.

Сейчас в Центре дополнительного образования появилась новая идея. Здесь работает малое детское предприятие. Есть директор, экономист, производственный отдел, цеха и бригады – все, как полагается в настоящей взрослой жизни. Продукция тоже настоящая: школьная форма на заказ в воронежскую школу №54, вязаные носки, шали и шарфы, предназначенные для дома инвалидов, 237 комплектов (расписные столик и четыре стула), подаренные детским садам, стулья для четвертого класса школы поселка Шилово, изделия из елецкого кружева и украшенные бисером пасхальные сувениры для домов престарелых, вязаная детская одежда для дома ребенка…

Одним словом, чтобы все перечислить, а главное – подробно рассказать об организации и работе малого детского предприятия, нужен отдельный материал. И он, думаю, скоро появится на страницах «УГ». Скажу лишь, что за свой труд ребята получают ежемесячную зарплату в 500 с лишним рублей и при этом не продают свои изделия, а дарят.

– Сначала нужно научить детей дарить! – говорит Альбина Васильевна. – Надо, чтобы они поняли: каждый должен сделать добро в этом мире. Не сделаешь добра, будешь жестоким человеком. Если жить по принципу: мне, мне, все мне – человек пропадает! Это мы и объясняем детям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте