Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

Учить играючи

Арт-технологии позволяют делать уроки интересными и для детей, и для самих учителей
Учительская газета, №32 от 10 августа 2021. Читать номер
Автор:

Учреждение, в котором работает Мария Александровна Бабушкина, по-своему уникально. Школа №18 города Шуи Ивановской области только для начальных классов. Дети обучаются здесь 4 года, а затем расходятся по другим учебным заведениям. Тем больше ответственность каждого педагога: заложить качественные основы для дальнейшего образования, ведь результат во многом зависит от старта.

Педагогический старт самой Марии был взят 12 лет назад: таков ее стаж на сегодня. А можно заглянуть еще дальше – в годы, когда формируются желания, когда человек определяет свой путь. У каждого педагога своя точка отсчета. Про Марию Бабушкину можно сказать, что ее дорога в педагогику началась еще до рождения. Династия! Папа и мама, а также старшая сестра – учителя.

«Выбор, кем быть, передо мной никогда не стоял. Я всегда знала: буду учителем! И хотела только этого. Я с детства наблюдала будни и праздники учителей и шла в педагогический осознанно, больше ни в какой вуз документы не подавала», – говорит Бабушкина. Мария рассказывает о себе, о первых учениках, о методах преподавания и улыбается. На щеках обаятельные ямочки. Создается впечатление, что она улыбается всегда. Радостный, открытый жизни человек, готовый этой радостью и позитивом делиться с другими. «Учитель – лучшая профессия для тех, кто любит общаться, говорить и делиться!» – считает Мария Александровна.

Кстати, о «поговорить». Ее предмет – именно языки: первый – немецкий, второй (по факту ставший первым) – английский. В начальной школе, где дети пока не озабочены ЕГЭ (это потом их будут пугать, то есть мотивировать, тем, что иностранный язык скоро станет обязательным для сдачи экзамена), еще не понимают доводы о пользе иностранных языков для будущих успехов, им язык интересен только с точки зрения общения. «На уроках мы просто разговариваем. Но на английском! Ребенку так важно высказаться и быть услышанным», – отмечает Бабушкина.

После окончания Шуйского государственного педагогического университета молодой специалист Мария Александровна Бабушкина начала преподавать в небольшом городке Кохма Ивановской области. Общеобразовательная школа дала опыт взаимодействия с разновозрастными учениками. Первое время было трудно до мурашек на коже, вспоминает Мария. Прописывала каждый урок поминутно, прочитывала вслух все тексты: делала сама то, что потом предстояло выполнить ученикам, на себе тестировала. Присутствовал страх ошибки, иногда давила высокая ответственность. Но опыт освобождает человека от страха. Помогали и кураторы. А потом Мария стала мамой.

«Два раза уйдя в декрет, я поняла, что не смогу больше ездить в другой город, просто сил и времени на все не хватит, искала вакансии в Шуе, где живу, и вот с 2014 года преподаю в начальной школе №18. Малыши – моя любимая публика. Спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение!» – рассказывает она.

Иностранный язык дети начинают изучать во втором классе, но со многими преподаватель английского знакомится еще в первом, ведет кружок на платной основе. Родители, желающие, чтобы ребенок подготовился к восприятию другого языка, кроме родного, понимают значимость раннего погружения в иноязычную среду. Всего в школе 350 учащихся, практически все ученики Бабушкиной.

«Педагогическое устройство» Марии Александровны Бабушкиной таково, что она постоянно находится в поиске эффективных методов обучения: «Вцеплюсь в какую-то новую идею, чувствую: надо опробовать!» По ее убеждению, занятия в начальной школе должны проходить в игровой форме: самый большой грех преподавателя – это скучный урок, он способен отбить интерес к учебе как таковой. Применяет музыкальные технологии, принципы «Лего», ритмические методы: «Мы читаем рэп на уроках, отбивка ритма очень помогает запоминанию».

Артистизм, тяга к творчеству – то, что у многих учителей, к сожалению, в дефиците, но именно эти качества открывают доступ к сердцам и головам самых юных учащихся. «Мы порой, как заезженная педагогическая пластинка, каждый день повторяем одно и то же. Арт-технологии позволяют разнообразить уроки, делать их интересными и для детей, и для самих учителей. Для меня это совокупность разных видов искусства: используем книги, комиксы и, конечно, театр», – считает Мария Александровна.

Это не значит, что все уроки превращаются в непрерывное театральное действо. А вот включение отдельных театральных элементов очень эффективно. Бабушкина считает наиболее подходящим для постижения языков старинный японский театр камисибай, когда рассказ сопровождается меняющимися картинками. Например, при изучении фруктов показывала театрализованную сказку «Голодная гусеница»: дети через окошко деревянного ящика видят картинки, связанные единым сюжетом, и запоминание названий фруктов происходит легко и естественно – играючи! «Это великолепный способ внедрения иностранной лексики: не просто запишу, а посмотрю спектакль и запомню», – отмечает Бабушкина.

Иногда случается, что прозвенел звонок, а дети недоумевают: «Как, уже? Неужели урок закончился?» Время пролетело незаметно.
На открытом уроке Всероссийского конкурса «Учитель года» она по мере возможности использовала арт-технологии. Но произвела впечатление не только методами работы, но и харизмой, обаянием, умением увлечь детей, включить в процесс. В конце концов дело не в самих технологиях, а в том, в чьих они руках.

«О, в конкурсе «Учитель года» я морской волк!» – улыбается Мария Александровна. Первый раз Бабушкина принимала участие в нем еще в 2011 году, когда работала в общеобразовательной школе. На областной уровень тогда не попала. Потом был опыт 2019 года – вошла в пятерку лидеров региона, а в 2020‑м – всероссийский уровень, успех!

От педагогического университета Бабушкиной поступали предложения работать на кафедре. Оно и понятно: несомненный методический уклон. Мария Александровна учит не только младших школьников, но и студентов. Пары «преподаватель – студент» и «учитель – ученик» очень разные. Ей нравится работать со студентами, они знают, чего хотят, ждут практики. Но больше все-таки привлекает исполнение роли в связке «учитель – ученик». Потому и уходить из школы не намерена, здесь каждый день не похож на предыдущий, не соскучишься. Муж вообще назвал ее работу хобби по степени увлеченности (и, возможно, оплате…).

Раз работа как хобби, других интересов нет?

Совсем наоборот, их очень много. Мария Александровна сама о себе говорит: «Я разносторонний человек, меня многое увлекает».
Например, природа. Подруга называет Бабушкину натуральной травницей: та ходит по лесам-полям, собирает травки, каждую в свое время, составляет чаи: лечебные и просто вкусно-душистые.

Еще вышивание. Причем алмазная мозаика. Лыжный спорт. Ну и поговорить! Практически на любую тему.

«О животных. Я их очень люблю! Кого у нас только не было: собаки, кошки, хомяки, крысы. О политиках, да-да. О военной сфере: мой муж – офицер. О городке Шуя, что стал родным мне и родиной моим детям. Он крошечный, население чуть больше 50 тысяч, но такой любимый, комфортный, гостеприимный, с богатой историей и интересным настоящим. Шуя – центр русского Рождества.
В начале января город феерически преображается. Иллюминация в парке, в соборе, проводятся увлекательные экскурсии.
Количество жителей в рождественские дни резко подскакивает. Иногда и иностранцы приезжают», – рассказывает Мария Александровна.

Хорошо, когда у человека в багаже не один язык, а несколько.

Мария Александровна эту истину старается донести до родителей своих учеников, потому что точно знает: успех обучения ребенка на начальной стадии очень сильно зависит от включенности пап и мам. Проводит для них мини-мастер-классы на темы, как запоминать слова, как легче начать разговаривать.

На каком бы языке люди ни общались, главное – человеческое взаимодействие. Самые передовые технологии не заменят личностных данных. Общечеловеческой и педагогической истиной для Марии Александровны Бабушкиной являются три простых и понятных слова, которые вместе складываются в мировоззрение. «Хочу. Беру. Делаю».

Хочу – это про желание, импульс, мотивацию, они должны быть. Беру – это внутренняя готовность, включение в процесс. Делаю – это про результат.

Марина РОМАНОВА, Ивановская область

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту