search
main
0

Учить и учиться. Во все времена творческие люди были в авангарде позитивных изменений

​В последнее время я все чаще стал слышать о том, что мои знакомые начинают работать в школах. Репетиторство в студенческие годы нередко сменяется калейдоскопом офисных будней по специальности, после чего буйный дух выныривает из вязкой трясины, широко, словно рыба, выброшенная на берег, раскрывая рот.

Пробудить, разжечь любопытство, распространить в меру способностей свет, который когда-то передали тебе, – вот она, задача педагога. Впрочем, задач у него миллион, и каждая из них важнее другой. Мои сверстники наконец поняли, что если кто и находится в привилегированном положении, так это учитель. И речь здесь далеко не о соотношении потраченных душевных сил и бонусов вроде удивляющей непосвященных продолжительности отпусков. В этом отношении педагоги в большинстве своем подвижники, порой напоминающие бурлаков с известной картины Репина. Нет, мы о другом. Вдумайтесь только: конкретные родители и общество в целом доверяют преподавателям самое, без каких-либо оговорок, дорогое, что у них есть, – своих детей.  Скажу по себе: духоподъемное волнение, охватывающее тебя, когда ты оказываешься лицом к лицу с целым классом новых людей, ни с чем не сравнить. Каждый из них – озаренная светом первородной чистоты личность, только-только начинающаяся разбираться в том, что такое жизнь. И твоя задача – обрести свой голос и, мысленно взяв их за руку, пусть совсем чуть-чуть, но провести в бескрайний мир накопленных человечеством знаний, идей и образов. Важно, на мой взгляд, что и у них, этих маленьких Будд, одновременно знающих и незнающих все обо всем, можно многому научиться. Например, истинному терпению или искреннему, без задней мысли, духу товарищества. Неподготовленные уроки, которые они преподают внимательному педагогу, всегда стремительны, словно сцена остросюжетного фильма. Вода, как известно, камень точит, а регулярное общение с детьми может смягчить даже самое черствое сердце. Коллега рассказывал, что он, некогда заядлый драчун, в ходе недавнего дорожного конфликта остановил набросившегося на него лихача фразой: «Успокойся, здесь школа – нельзя драться». И, что удивительно, словом заставил оппонента отшатнуться, словно от щелчка по подбородку. Другой получил от одного из своих учеников еще более практическое знание, разобравшись наконец в разновидностях криптовалют. Третий, с подачи учащихся, зарегистрировался на портале для публикации фанфиков – сочинений по мотивам оригинальных литературных произведений, куда и сам стал со временем пописывать. Не так давно, прогуливаясь по Москве, наткнулся на размашистую мозаику на застывшей в ожидании неизбежного высокой стене. Под изображением Спасской башни Кремля, заводов, домов и пароходов – люди с сосредоточенными лицами советских «сверхчеловеков». Каждый из них держит в руках по книге, кто-то читает, а одна девушка и вовсе, подняв внушительный том над головой, словно бы освещает себе путь. Венчает это произведение цитата из, самой собой, Ленина: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Изменилось время, советская Атлантида пошла ко дну. Но школа осталась и, как и государство, застыла было на время, чтобы поднабрать сил, стряхнуть пыль прошлого и двинуться вперед в попытке догнать как-то вдруг ускорившуюся эпоху. Наверное, не будет преувеличением сказать, что во все времена творческие люди были в авангарде позитивных изменений в едва ли не каждой области. В номере «Учительской газеты-Москва», которую вы держите в руках, мы постарались отразить творчество педагогов межрайона, готовившего выпуск.Здесь те, кто не только учит, но и учится, чтобы колесо образовательного процесса не стояло на месте. Арслан ХАСАВОВ, писатель, журналист, редактор номера межрайонного совета директоров №21

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте