Удивительно приятно наблюдать за тем, как в сфере образования рождаются новые необычные формы работы с талантливыми и одаренными детьми. Появляются мероприятия, дающие возможность реализовать необычный творческий потенциал современных детей, которые в силу информационных и технологических особенностей нашего времени быстрее усваивают новое, легче импровизируют, оперативнее адаптируются под изменяющиеся требования. Это значит, они готовы к усложнению задач, которые ставят перед ними педагоги не только на уроках, но и на олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Так давайте не снижать планку!
В столице уже третий год проводится уникальное мероприятие в сфере образовательных технологий – Московский городской конкурс детских проектных и исследовательских работ. Сейчас все учебные заведения начали подготовку к школьному этапу конкурса, который состоится в ноябре-декабре. В этой ситуации важно проанализировать опыт предыдущих лет, понять ошибки, увидеть достижения. Первое наблюдение, пожалуй, можно заключить в слова «нас очень много». В конкурсе на межрайонном этапе участвовало почти четыреста работ, но многие проекты – творчество коллективное, так что участников было значительно больше. Около 40 процентов работ дала начальная школа, треть – гуманитарии, оставшиеся по естественно-научному профилю. Вся эта статистика говорит о том, что проектная и исследовательская деятельность пользуется в московских школах большой популярностью вне зависимости от возраста и профиля учащихся. Наблюдение второе: «вместе у нас все получается». Часто бывает так, что конференция на втором этапе конкурса проходит на базе одной школы, но мы второй год идем по другому пути. У нас дружный межрайонный коллектив, если можно так выразиться. Мы стараемся работать конструктивно и слаженно, поэтому мы легко договорились, и восемь школ взяли на себя проведение различных секций конкурса. «Эксперт – это серьезно» – третье наблюдение. Оценка проектной деятельности такого количества участников – большая ответственность, и люди, которые за нее берутся, должны пользоваться серьезным общественным доверием и авторитетом. Экспертами в прошлом году выступали учителя школ и представители вузов, в числе которых были педагоги с научной степенью. Как безусловное профессиональное достижение нашего межрайонного жюри можем привести следующий пример. Всего из 369 работ были отобраны и рекомендованы для участия в городском туре 22 проекта, что составило 6% от общего числа участников. Это несколько меньше средней цифры по Москве, она составляет около 10 процентов, но мы стремились выбрать действительно самые достойные исследования и считаем, что нам это удалось. Оценки наших экспертов в большинстве случаев совпали с оценками экспертов городского этапа. Приятно отметить, что такой высокий уровень совпадения результатов межрайонной и городской экспертизы – большая редкость. Как известно, участники, не согласные с решением жюри II этапа, имеют право самостоятельно направить свою работу на городской финал. Всего в Москве в прошлом году этим правом воспользовались более четырехсот проектантов, и многие поступили верно, потому что каждая десятая работа стала призером или победителем. У нас тоже было много самовыдвиженцев, но только одного из них признали призером городского этапа, что, безусловно, свидетельствует о качестве нашей экспертизы.Основная задача конкурса – диагностировать педагогические результаты совместной работы учителя и ученика над исследованием или проектом. Например, умение сформулировать тему, выдвинуть первоначальную гипотезу, разработать и скорректировать план, обосновать свои выводы, представить результаты работы. Экспертиза представленных на конкурс работ включает два этапа. Заочный дает первичную информацию о качестве представленной работы. На этом этапе перед экспертами не стоит задача определить степень самостоятельности участника. А вот уже на очном этапе эксперты должны диагностировать уровень реального владения учеником необходимыми предметными и метапредметными, исследовательскими и проектными компетенциями, оценить степень его самостоятельности и личной активности при выполнении работы. Опыт показывает, что общение с участником конкурса, анализ его ответов на вопросы дает эксперту возможность понять реальную вовлеченность ребенка в процесс и определить, насколько школьник «в теме». Однако это общение не позволяет диагностировать способность ученика к самостоятельному движению и принятию решений. Так что практически проверяется, как сделана своего рода домашняя работа, а хорошо бы еще посмотреть уровень сформированности реальных исследовательских и проектных компетенций, которые выявляются при столкновении с ранее неизвестным материалом. Так что теперь на городском этапе планируется уйти от старой модели, при которой участники конкурса фактически защищали «домашнее задание». Ведь нам важно научить детей реализовывать и демонстрировать свои проектные умения на практике здесь и сейчас.Поэтому было принято решение в этом году в финале провести необычный этап, на котором из победителей разных предметных направлений будут сформированы сборные команды. Сразу проявится умение учащихся объединить свои знания в различных научных областях для достижения общей цели – разработки метапредметного проекта. Заданием может стать, к примеру, освоение дальневосточного гектара. От ребят потребуется умение оперативно отреагировать на запрос: изучить природные особенности и возможности «своей земли», рассчитать бизнес-проект развития «своего гектара», придумать новые технологические и инженерные решения для развития и главное – понять цели, ради которых все это стоит делать.Организовать и провести такую игру очень сложно, но мы попробуем отрепетировать ее уже на втором этапе. Такая межпредметная игра будет, безусловно, полезна для молодых участников конкурса вне зависимости от того, кто победит. Она даст возможность потренировать умение работать в команде специалистов из разных областей науки и добиваться высоких результатов, несмотря на конкуренцию. Попробовать себя в реализации серьезного взрослого бизнес-проекта также очень полезно для школьника. Помимо прочего, на примере такой игры учащиеся смогут взглянуть на процесс образования шире, чем это принято, ведь сегодня школой становится весь наш город Москва. Здесь можно учиться, получать уникальные навыки и тут же применять их на практике. Приятно, что Московский городской конкурс детских проектных и исследовательских работ стал для столицы уже традиционным и собирает под свое крыло все большее количество участников. Оценивая результаты, можно уверенно сказать, что качество работ, представленных на экспертизу, с каждым годом становится все выше. Мы с радостью констатируем, что наши школьники вкладывают вдохновение и талант не только в готовые проекты, но сегодня уже легко импровизируют в рамках условий, заданных «вживую», демонстрируя творческую одаренность и способность осваивать новое. И это особенно важно, так как главный проект каждого учащегося – это его собственная жизнь, в которой пригодятся все умения и знания, полученные на конкурсе.Евгений РОГИНСКИЙ, учитель школы №1505
Комментарии