Программа образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья».
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫПолное наименование: программа образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья» (в рамках проведения профильной смены «Я, ты, он, она – профсоюзная семья!»).Автор-составитель: Чаблин Максим Александрович – заведующий организационным отделом Белгородского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, педагог дополнительного образования ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества».Цель: информирование детей и подростков о деятельности профсоюзов, привлечение внимания к всеобщей значимости их защитных функций, принципам социального партнерства; обеспечение психологического благополучия детей и подростков через организацию деятельности по развитию лидерских качеств личности и творческих способностей.Задачи: содействовать овладению детьми и подростками знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения:- научить максимально эффективно использовать потенциал каждого члена команды (отряда);- развивать лидерские качества детей и подростков – членов команды (отряда);- пропагандировать созидательный и достойный труд, деятельность профсоюзов по защите трудовых прав и социально-экономических интересов работников;- воспитывать уважительное отношение к труду;- формировать положительный имидж профсоюзов среди молодежи;- научить ребят управленческим технологиям (правильно ставить общие цели и задачи, делать их значимыми для каждого; принимать решения, планировать работу);- развивать интеллектуальные, познавательные и творческие способности детей и подростков;- содействовать овладению умением решать конфликтные ситуации в группе; содействовать корректировке ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности; содействовать профессиональной ориентации детей и подростков, отдыхающих в санатории; создавать условия для проявления индивидуальности ребенка, его творческого и нравственного потенциала.Направленность программы: социально-педагогическая.Продолжительность программы: краткосрочная.Место проведения: санаторий «Первое Мая» (Белгородская область, г. Шебекино); санаторий «Красная Поляна» (Белгородская область, Валуйский район, с. Лавы).2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРоль лидера в жизни общества трудно оценить. Процесс «лидерообразования» – сложный и трудоемкий процесс.Лидер – это ведущий человек, который способен пробудить интерес к делу, увлечь, повести за собой. Человек, к которому прислушиваются и за которым идут люди.Формирование лидерской позиции – это формирование активного отношения к жизни, развитие способности оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей, осознание человеком своих ценностей, установок и умений. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций.Стратегические задачи перехода экономики России на инновационный путь развития предопределяют необходимость изменений как материально-вещественных элементов производства, так и социально-экономических. Именно инновации влияют на изменение содержания труда и появление новых функций работника. Профсоюзы активно включились в контроль за условиями труда и защиту прав работников.Нам необходимо помнить: сегодняшние дети, школьники – это завтрашние члены профсоюзов. Профильные профсоюзные смены не только закладывают в них понимание сущности профсоюзного движения, осознание того, что профсоюз – это надежная защита их трудовых прав, но и формируют лидерские качества, высокое общественное самосознание, уважение к труду. Вот почему нужно организовывать и совершенствовать работу по развитию лидерских качеств личности в рамках профсоюзных смен.АктуальностьДетский оздоровительный лагерь (ДОЛ) – это то место, где в игровой и тренинговой форме очень удобно работать над выявлением самооценки каждого ребенка, над развитием лидерских качеств личности, учить ребят правильно ставить общие цели и задачи, делать их значимыми для каждого, учить принимать решения, планировать работу. Это будет способствовать приобщению ребят к разнообразному социальному опыту современной жизни. Воспитатели и профсоюзные активисты могут в доступной игровой (тренинговой) форме знакомить детей с деятельностью профсоюзов по защите трудовых прав и социально-экономических интересов работников, с основами социально-трудовых отношений, трудовыми правами и обязанностями, способами цивилизованного выражения своих требований и защиты своих прав, умению вести диалог с социальными партнерами.В ДОЛ может быть очень эффективно построена социально-педагогическая работа по самоопределению ребенка через включение в творческую деятельность. В детском оздоровительном лагере созданы условия для того, чтобы каждый участник временного детского коллектива мог стать лидером в избранной им сфере деятельности.Образовательный курс «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья» летом 2014 года реализуется впервые, в рамках проведения профильной смены «Я, ты, он, она – профсоюзная семья!». Реализация курса способствует развитию лидерских качеств личности через ознакомление с деятельностью профсоюзов.Программа реализуется в интенсивном режиме, в условиях временного пребывания детей в детском оздоровительном лагере.Особенностью программы образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья» является то, что она разработана с учетом технологии проектного обучения.При разработке содержания занятий использован опыт работы ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» по психологическому сопровождению организации летнего отдыха детей в профильных сменах 2007-2013 гг.; опыт работы Всероссийского детского центра «Орленок» (Краснодарский край), Всероссийского детского центра «Океан» (Приморский край), детского санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия «Юбилейный» (Новосибирская область), опыт организации тематических профсоюзных смен Федерацией профсоюзов Свердловской области.Принципы реализации программы: природосообразность – учет половозрастных особенностей, врожденных способностей, физиологических и биологических особенностей детей; демократизм – воспитание детей и подростков в демократической системе отношений, основанной на сотрудничестве и взаимоуважении взрослых и детей; самоуправление: поддержка деятельности органов самоуправления; социально-педагогическая значимость – воспитание в коллективе с учетом окружающих социальных отношений, взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления (сотрудничество педагогов, вожатых и детей – членов органов самоуправления); объединение усилий образовательного сообщества и общественной организации; самореализация подростков – осознание цели предлагаемой деятельности в условиях лагеря, добровольность включения в нее, приобретение способов анализа и самоанализа ее реализации; творчество – реализация творческих способностей каждого участника программы; динамичность (постоянная смена видов деятельности) – обеспечение гарантий свободного вида деятельности.Педагогическая целесообразностьПредставляемая программа адресована детям и подросткам, которые заинтересованы в активном и творческом проявлении своей личности. Работа по программе способствует развитию личности ребенка, формированию у него навыков цивилизованного общения, проявлению и совершенствованию таких лидерских качеств, как активность, инициативность, самообладание, наблюдательность, самостоятельность, организованность. Программа дает ребятам знания и умения, направленные на познание другого человека, группы в целом, а также эффективное взаимодействие с ними, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций. Она помогает в саморазвитии через формирование ценностного отношения к себе и другим, к социальным проблемам, в развитии чувства причастности к группе и социуму, становлению демократической культуры, формированию навыков социальной саморегуляции. Программа позволяет получить знания о профсоюзном движении, деятельности профсоюзов, роли председателя профсоюзной организации. Отдых в детском оздоровительном лагере, санатории – это прекрасная возможность для развития лидерских качеств детей и подростков, формирования успешной команды актива, установления новых дружеских связей и товарищеских взаимоотношений, развития творческого потенциала личности.Организационно-педагогические основы обученияПрограмма образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья» (в рамках проведения профильной смены «Я, ты, он, она – профсоюзная семья!») по продолжительности – краткосрочная программа, реализуемая в течение одной лагерной смены. Возраст детей – 6-15 лет. Количество детей в группе – до 30 человек. По программе образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров» проводится 20 занятий, включающих в себя теоретический и практический материал.Основная форма организации работы – занятие с элементами социально-психологического тренинга.Структура занятия:1. Мотивационный блок (организационный момент, ритуал приветствия).2. Информационный блок (основная часть, ознакомление с новым материалом).3. Проблемный блок (выполнение диагностических и развивающих упражнений, организация познавательных, деловых, психологических игр).4. Блок самоанализа и самооценки (заключительная часть, подведение итогов занятия).5. Рефлексивный блок (самостоятельная оценка своей работы на занятии: что получилось, что не получилось и почему).Методы и формы работы: анкетирование, тестирование, деловая игра, круглый стол, соревнование, защита творческих проектов, пресс-конференция, ток-шоу, интеллектуальный марафон, творческий ринг, спор-клуб, мозговой штурм, дискуссия, познавательная игра, ролевая игра, психологическая игра, социально-психологический тренинг.Механизм оценки результатов реализации программыЭффективность реализации программы образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья» определяется при помощи диагностических методов наблюдения и анкетирования. Для анкетирования используется анкета участника образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья» (в рамках проведения профильной смены «Я, ты, он, она – профсоюзная семья!»).3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ (См. таблицу)4. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙЗанятие 1. Здравствуй, лагерь!Задачи: развивать тесные товарищеские взаимоотношения между детьми и подростками, отдыхающими в ДОЛ в профсоюзном отряде; формировать благоприятный эмоциональный фон для проведения занятий по программе образовательного курса.Практика: упражнение «Поздороваемся», упражнение «Построимся», психологическая игра «Кто из нас самый-самый…?», тест «Лидер», упражнение «Встаньте те, кто…», упражнение «Поменяйтесь местами», упражнение «Нарисуй соседа справа (слева)», конкурс профсоюзной атрибутики отряда (название отряда, девиз, речовка, эмблема).Занятие 2. Профсоюзная азбука. Профсоюзный лидер и его командаЗадачи: формировать знания о лидере, развивать лидерские качества; ознакомить с понятиями «профсоюз», «профсоюзный комитет», «председатель профсоюзной организации»; развивать умение принимать коллективные решения; формировать элементарные знания об уставе, целях и основных задачах профсоюза, правах и обязанностях членов профсоюза, структуре профсоюза; ознакомить с понятиями «коллективный договор», «отраслевое соглашение».Теория: беседа «Лидер и коллектив», беседа «Что такое профсоюз? Кто такой профсоюзный лидер?», беседа «Устав – основной закон жизни профсоюза».Практика: деловая игра «Что есть профсоюз? Какова его структура?», деловая игра «Прием в профсоюз».Занятие 3. Выборы в органы профсоюзного активаЗадачи: закреплять знания о полномочиях профсоюзного комитета, комиссий при профсоюзном комитете; провести моделирование в игровой форме выборов председателя профсоюзной организации, профсоюзного комитета, сформировать комиссии при профсоюзном комитете: по организационно-массовой работе, по охране труда, по информационной работе, по культурно-массовой и спортивной работе.Теория: беседа «Председатель профсоюзной организации. Профсоюзный комитет».Практика: деловая игра «Выборы» (выборы председателя профсоюзной организации отряда, профсоюзного комитета); деловая игра «Заседание профсоюзного комитета. Формирование комиссий при профсоюзном комитете» (по организационно-массовой работе, по охране труда, по информационной работе, по культурно-массовой и спортивной работе).Занятие 4. Славные профсоюзные дела (работа комиссий при профсоюзном комитете)Задачи: закреплять умения вырабатывать совместные коллективные решения, достигать эффективных результатов коллективного труда; организовать работу комиссий при профсоюзном комитете: по организационно-массовой работе, по охране труда, по информационной работе, по культурно-массовой и спортивной работе.Практика: деловая игра «Организация работы комиссий при профсоюзном комитете»:- комиссия по организационно-массовой работе: планирование работы профсоюзного комитета, оформление протоколов заседания профсоюзного комитета;- комиссия по охране труда: профилактика соблюдения правил техники безопасности во время отдыха в санатории, подготовка членов отряда к экологическим мероприятиям и акциям, к мероприятиям и акциям по формированию здорового образа жизни, организованным в ходе профильной смены;- комиссия по информационной работе: подготовка профсоюзных листовок, профсоюзной газеты, профсоюзной радиостанции;- комиссия по культурно-массовой и спортивной работе: подготовка к досуговым и спортивным мероприятиям и акциям, организованным в ходе профильной смены.Занятие 5. Такой прекрасный мир общения!Задачи: закреплять знания о лидере и лидерских качествах; развивать умение вести разговор и дискуссию; развивать умение внимательно слушать.Теория: беседа «Лидерские качества руководителя».Практика: тест «Интересен ли я в общении», упражнение «Язык мимики и жестов», упражнение «Интонация в общении», психологическая игра «Зеркало молчащее и зеркало говорящее», упражнение «Практические советы лидеру», игра «Дебаты».Занятие 6. «А может, договоримся…»Задачи: развивать умения вырабатывать совместные коллективные решения, достигать эффективных результатов коллективного труда; развивать нравственные качества: принципиальность, честность, ответственность, требовательность, самодисциплину; формировать знания о влиянии группы на процесс лидерства; формировать у детей и подростков чувство коллективной принадлежности; формировать и развивать умение избегать конфликтов.Теория: беседа «Для чего нужен коллективный договор?», беседа «Что такое отраслевое соглашение?».Практика: разработка и заключение коллективного договора.Занятие 7. Наш профсоюзный уголокЗадачи: формировать знания о профсоюзном уголке, о необходимой информации, содержащейся в профсоюзном уголке; провести оформление профсоюзного уголка профсоюзной организации отряда.Теория: беседа «Что такой профсоюзный уголок?».Практика: деловая игра «Оформление профсоюзного уголка».Занятие 8. Мы вступаем в профсоюзы – крепкими будут наши союзы. Союзы профессионалов!Задачи: формировать знания об истории профсоюзного движения России; формировать элементарные знания о Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), об общероссийских отраслевых профсоюзах – членских организациях ФНПР; формировать элементарные знания о деятельности Общероссийского профсоюза образования.Теория: беседа «Федерация независимых профсоюзов России. Общероссийские отраслевые профсоюзы. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации».Практика: конкурс профсоюзных плакатов «Профсоюз – союз профессионалов!».Занятие 9. Кто еще не в профсоюзе? Вступай в наши ряды!Задачи: закреплять знания о роли профсоюза в жизни работника; развивать театральные способности детей и подростков.Практика: коллективная акция «Кто еще не в профсоюзе? Вступай в наши ряды!».Занятие 10. Профсоюзная газета и листовкиЗадачи: формировать представления о роли профсоюзной газеты и листовках; развивать элементарные умения по подготовке материалов и изданию профсоюзной газеты и листовок.Теория: беседа «Профсоюзная газета: для чего она нужна и как издается?», беседа «Что такое профсоюзная листовка?».Практика: деловая игра «Работа пресс-центра. Издание профсоюзной газеты», деловая игра «Выпуск профсоюзной листовки».Занятие 11. Профсоюзные стартыЗадачи: формировать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни; привлекать детей к постоянным занятиям физкультурой и спортом.Практика: спортивные игры, веревочный курс.Занятие 12. Азбука профессийЗадачи: формировать представления о многообразии мира профессий; содействовать профессиональной ориентации детей и подростков; определить возможный предполагаемый профиль обучения.Теория: беседа «Какие бывают профессии?».Практика: упражнение «Профессии моих родителей»; методика «Карта интересов» (автор – А.Е.Голомшток), методика «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (автор – Е.А.Климов), методика «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» (автор – Е.А.Климов), познавательная игра «Азбука профессий»; психологическая игра «Муха»; познавательная игра «Аукцион».Занятие 13. Мы – суперинтеллектуалы!Задачи: развивать зрительную память у детей и подростков; развивать умственные способности; развивать логику и абстрактное мышление; развивать творческое воображение.Теория: беседа «Особенности памяти и внимания человека», беседа «Особенности мышления человека».Практика: упражнение «Прокричи название животного», методика «Память на числа», методика «Память на образы», методика «Десять слов», методика «Исключение понятий», упражнение «Ритмический рисунок», упражнение «На что похожи фигуры», упражнение «Рисунок на спине», упражнение «Выброс одинакового количества пальцев рук», упражнение «Трудное – запомни», упражнение «Импульсы по рукам», упражнение «Сходство и различие между словами», упражнение «Составь предложение, используя слова…», психологическая игра «Атомы и молекулы», рекомендации «Как развивать мышление?», познавательная игра «Логический квадрат», психологическая игра «Поиск аналогий», шуточный тест «Суперинтеллектуал», психологическая игра «Потолок. – Пол. – Стена», рефлексивное упражнение «Кубик Рубика» и др.Занятие 14. Профсоюз выбирает творчество!Задачи: создать ситуацию для проявления сообразительности, активности, творческих способностей; развивать умения владеть мимикой и жестами; развивать представления о важной роли творческой деятельности в жизни людей; развивать представления о жизненном самоопределении человека.Практика: упражнение «Вокзал», упражнение «КВН-экспромт», упражнение «Прочитай текст», упражнение «Импровизация» (посидеть на стуле разными способами, изобразить походку, нахмуриться), упражнение «Живые вещи», упражнение «Управление инициативой», психологическая игра «Этюд четырех слов», психологическая игра «Сюжет трех движений», психологическая игра «Угадай цвет», психологическая игра «Крокодил», упражнение «Нарисуй себя в будущем», упражнение «Нарисуй свою будущую профессию», упражнение «Я – творческая личность!» и др.Занятие 15. Конкурс талантов «Профсоюзное созвездие»Задачи: содействовать развитию творческих способностей детей и подростков; приобщать ребят к отечественной песенной культуре, к изучению песен о профсоюзах, о труде; развивать способности к стихосложению.Практика: проведение конкурса песен и стихов «Профсоюзное созвездие».Занятие 16. Праздник профсоюзного кинематографаЗадачи: формировать представления о профессиях, благодаря которым создаются фильмы (оператор, режиссер, актер); содействовать развитию творческих способностей детей и подростков; развивать умения производить видеосъемку.Теория: беседа «Искусство кино».Практика: проведение праздника профсоюзного кинематографа.Занятие 17. Конкурс профсоюзной агитбригады «Он, она, ты и я – профсоюзная семья!»Задачи: закреплять знания о профсоюзах и роли профсоюзов в жизни общества; содействовать развитию творческих способностей детей и подростков; развивать умения выступления в агитбригаде.Практика: проведение конкурса профсоюзной агитбригады «Он, она, ты, я – профсоюзная семья!».Занятие 18. Конкурс рисунков на асфальте «Не секрет для всех вокруг: профсоюз – хороший друг!»Задачи: содействовать развитию творческих способностей детей и подростков; развивать изобразительные способности детей и подростков.Практика: проведение конкурса рисунков на асфальте «Не секрет для всех вокруг: профсоюз – хороший друг!».Занятие 19. Мы – будущие лидеры профсоюза!Задачи: закреплять комплексные знания о профсоюзном лидере (составление модели лидера – председателя профсоюзной организации); способствовать развитию у детей и подростков самообладания в нестандартной жизненной ситуации; способствовать усвоению норм цивилизованного общения.Теория: беседа «Основные качества, способности, достоинства профсоюзного лидера».Практика: психологическая игра «Космическое путешествие», упражнение «Лидеры с мелкими движениями», упражнение «Лидеры с размашистыми движениями», упражнение «Вспомни облик товарища», упражнение «Найди и запомни», упражнение «На что похоже?» (упражнение Леонардо да Винчи), психологическая игра «Марионетка», психологическая игра «Скульптура», психологическая игра «Фотограф и модель», деловая игра «Создание модели лидера – председателя профсоюзной организации».Занятие 20. До новой встречи, профсоюз!Задачи: создать условия для применения ребятами своих лидерских качеств, организаторских способностей; развивать творческие способности ребят; развивать умения коллективной деятельности, работы в команде единомышленников, активистов.Практика: подведение итогов работы по программе образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья»: выступления председателя профсоюзной организации, членов профсоюзного комитета с отчетами о работе, защита творческого проекта «Наш лидер – председатель профсоюзной организации отряда!», упражнение-коллаж «Дружба» (профсоюзная солидарность), заполнение анкеты участника образовательного курса, рефлексивное упражнение «Спасибо!», фотография «До свидания, Созвездие, до новых встреч!».5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫВ ходе реализации программы образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья» дети и подростки – участники профильной смены достигнут следующих результатов: обогатят свои знания в области психологии, социального проектирования; овладеют навыками развития лидерских качеств личности; овладеют элементарными знаниями о профсоюзах, роли профсоюзов в жизни общества, деятельности профсоюзов по защите трудовых прав и социально-экономических интересов работников; раскроют свои интеллектуальные и познавательные, творческие способности; овладеют способами командного взаимодействия; научатся максимально эффективно использовать потенциал каждого члена команды (отряда), бесконфликтно взаимодействовать в команде; овладеют управленческими технологиями (правильно ставить общие цели и задачи, делать их значимыми для каждого; принимать решения, планировать работу).6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫКадровое обеспечениеУспешную реализацию образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья» обеспечивает воспитатель (вожатый), который организует проведение занятий по программе.Материально-техническое обеспечение: компьютер; принтер; видеокамера; видеопроектор; музыкальная аппаратура; экран; фотоаппарат; канцелярские товары.7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫУчебно-методический комплекс программы включает в себя:- программу образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья» (в рамках проведения профильной смены «Я, ты, он, она – профсоюзная семья!»);- планы-конспекты 20 занятий;- анкету участника образовательного курса «Созвездие юных профсоюзных лидеров Белогорья»;- подборку тестов, игр, упражнений.8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Гинзбург Ф.В. Детский загородный лагерь [Текст] / Ф.В.Гинзбург, Ю.Ф.Гинзбург. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 158 с.2. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире [Текст]/ Н.И.Дереклеева. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с.3. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе [Текст] / Н.И.Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.4. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков [Текст] / авт.-сост. И.В.Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.5. Зайцева А.И. Методическое сопровождение организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков [Текст] / А.И.Зайцева // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2011. – №2. – С. 18-50.6. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены [Текст] / авт.-сост. Е.А.Радюк. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с.7. Как помочь детям адаптироваться в лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации [Текст] / авт.-сост. Т.В.Молоканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.8. Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен [Текст] / авт.-сост. А.П.Гузенко и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 282 с.9. Колганова И.А. Формула команды. Материалы программы международной смены «Диалог культур через диалог личностей» [Текст] / И.А.Колганова // Ориентир. – 2010. – №2. – С. 67-69.10. Кулаченко М.П. Веселое лето [Текст] / М.П.Кулаченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 248 с.11. Океанские программы [Текст] / под общ. ред. Э.В.Марзоевой. – Владивосток: ФГОУ ВДЦ «Океан», 2010. – 156 с.12. Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дела [Текст] / авт.-сост. А.Ю.Соловьев, С.С.Шихарев. – Волгоград: Учитель, 2007. – 201 с.13. Пащук А.Г. Компас вожатого. Методические рекомендации [Текст] / А.Г.Пашук // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2011. – №2. – С. 4-17.14. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации [Текст] / авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.15. Селевко Г.К. Найди себя [Текст] / Г.К.Селевко, Н.И.Бабурина, О.Г.Левина. – М.: Народное образование, 2001. – 144 с.16. Селевко Г.К. Утверждай себя [Текст] / Г.К.Селевко, И.Г.Назарова, О.Г.Левина. – М.: Народное образование, 2001. – 160 с.17. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам [Текст] / Г.К.Селевко, Н.К.Тихомирова, О.Г.Левина. – М.: Народное образование, 2001. – 176 с.18. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.19. Тестирование детей [Текст] / автор-составитель В. Богомолов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 352 с.20. Устав Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации [Текст]. – М., 2010. – 84 с.21. Устав Федерации независимых профсоюзов России [Текст]. – М., 2013. – 59 с.22. Шаповалова Н.А., Технология обучения команды актива: методическое пособие в помощь педагогам – организаторам ученического самоуправления [Текст] / Н.А.Шаповалова. – Белгород: БелРИПКППС, 2007. – 78 с.23. Школа вожатого и воспитателя: материалы для занятий с отрядными педагогами [Текст] / авт.-сост. О.В.Можейко, О.А.Юрова, И.В.Иванченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142 с.24. Юдин В.П. Профсоюзная работа в школе. Учебное пособие [Текст] / В.П.Юдин. – М.: ООО «ЦП «Возрождение», 2007. – 138 с.
Комментарии