search
main
0

Учимся видеть всё. Настоящая подготовка к ЕГЭ – творческий процесс

Единый государственный экзамен из эксперимента перешел в штатный режим, но споры о его целесообразности не затихают до сих пор.

Не ставя перед собой задачу обсуждать нарушения в проведении экзамена (что стало скандалом 2010-2011 учебного года), объективность критериев оценок, хочу поделиться своими мыслями как эксперт областной комиссии, учитель, который в течение последних пяти лет ежегодно выпускает одиннадцатые классы, а значит, готовит детей к ЕГЭ по русскому языку и литературе.Убеждена, что на первый план выходит личность преподавателя-профессионала: при умелой методической организации, использовании современных образовательных технологий именно такая форма экзамена способна повысить грамотность, а главное – сформировать компетентностный подход учеников к решению любых задач.Бытует весьма распространенное мнение, что подготовка к ЕГЭ – лишь натаскивание, механическое запоминание информации для тестов. А если посмотреть на эту работу как на творческий процесс, способный усилить мотивацию детей?Например, я ставлю задачу найти орфограммы и пунктограммы, то есть мы сами выступаем в роли составителей заданий. У меня есть цикл уроков «Сам себе режиссер» для 11-го класса, когда подросток, выступая в роли эксперта, собирает материал для тестов в прямом смысле на улицах города – объявления, вывески, баннеры, ценники в магазинах… Мы учимся видеть все! Значит, на письме и в тесте увидим то, что требуется.При правильной организации такой вид деятельности очень интересен старшеклассникам, а ведь мы готовимся к этому «скучному ЕГЭ».Анализ текста художественного произведения может также превратиться в увлекательную экскурсию в страну языка писателя, орфографических и пунктуационных особенностей его стиля.Если учитель выпускных классов работает и в средней школе – здорово! Мои дети любят уроки в разновозрастных группах, когда десятиклассники, проанализировав (под моим контролем) творческие работы пятиклассников, идут к ним на занятие, чтобы стать консультантами. Работаем в группах по 2-4 человека. Попробуй, выпускник, не повтори правило. Как объяснишь ошибку малышу, как ответишь, если сам не знаешь? Готовься! Он готовится к работе в 5-м классе, а я-то понимаю: повторяем к ЕГЭ. Особенно стараются те, кого мы называем слабыми учениками, они чувствуют ответственность. Ученик начинает верить в свои силы, а учитель знает: этих ошибок на ЕГЭ не будет.Думаю, что игровые модели и технология развития критического мышления – проникающие, надпредметные – применимы в любой программе, на любом уроке.Грамматические и речевые ошибки… Мы собираем «отрицательное портфолио» – дети находят эти ошибки в текстах популярных молодежных песен.Ох уж это ударение! В ЕГЭ включены слова с орфоэпическими нормами начиная с 5-го класса. Кто-то из учителей включал их в повторение в старших классах, а кто-то – нет. Теперь повторяем все!Множество подобных примеров дает возможность изменить само отношение к подготовке.А результаты? Они, безусловно, положительные. Я наблюдаю, как улучшается грамотность, уверенней становятся дети, а ведь ученики у меня не отобранные, а самые обычные.Конечно, форма и содержание ЕГЭ вызывают немало вопросов. Например, блок «В» в русском языке – теория, наука (как мы ее называем). Практической направленности многие задания не имеют, социализации не способствуют: ни врачу, ни слесарю эти знания не понадобятся никогда. А вот заданий из «делового русского» вообще нет. Сомневаюсь, что все наши выпускники могут составить резюме, правильно написать докладную, подать заявление, оформить доверенность… Этому учим мало, на экзамене не проверяем.«Дорогу осилит идущий» – эти слова стали девизом моей работы. Надо идти, всегда учиться самому и увлеченно учить, тогда будем искать положительное, а не только критиковать. Надо думать о том, как научить, а не о том, как списать!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте