Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Инновации

Учимся учить

Учительская газета, №24 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

От сетевого сообщества к цифровой экосистеме

В этом году образование, наверное, более других сфер нашей жизни оказалось в роли первопроходца. Дистанционное образование стало практически единственно возможным на период самоизоляции, который продлился более двух месяцев, сложность ситуации состояла еще и в том, что конец учебного года в образовательных организациях среднего и высшего профобразования – это еще и период преддипломной практики.

Ее проведение стало возможным благодаря использованию образовательной платформы МЭО. Так, преддипломная практика у студентов Казанского педагогического колледжа, который возглавляет Анфиса Залялова, прошла впервые в истории педобразования в онлайн-режиме. О том, с какими сложностями столкнулись в колледже, какие образовательные организации и регионы были задействованы при проведении онлайн-практики, подробно было рассказано на научно-практической конференции «Учить учиться». В работе конференции приняли участие свыше 1000 человек. Организаторы и авторы идеи конференции – академик РАО, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование» (МЭО) Александр Кондаков вместе со своей проектной командой, среди участников пленарного заседания конференции – министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин, ведущий пленарного заседания, д. п. н., заместитель генерального директора компании «МЭО» Николай Карпушин, директор Казанского колледжа Анфиса Залялова, начальник Департамента образования администрации города Перми Людмила Серикова, директора школ Перми, Управление образования города Казани, Управление образования Актанышского района Республики Татарстан, Управление образования Сергачского и Дзержинского районов Нижегородской области совместно с информационно-диагностическим центром. Эта работа реализовалась в течение двух месяцев. В проекте принимали участие 9 групп, в апреле возникла проблема, как и где пройти производственную практику студентам дошкольного и начального школьного отделения Казанского педколледжа.

– Компания «МЭО» предоставила доступ на МЭО, мы провели обучение и превратили всех участников образовательного процесса в сетевое сообщество, возник вопрос подготовки базы практики, нам нужны были школы и педагоги, такую базу предоставили наши школы, которые давно работают с МЭО в Сергаче и Дзержинском. Детсады Перми тоже работают на платформе МЭО, воспитатели специально готовились к работе со студентами, – рассказал Николай Карпушин. – Мы стали единой профессиональной сетью под названием «база практики», прикрепили к каждому студенту своего сетевого руководителя. Мы получили то, что называется сетью, перешли, по сути, от сетевого сообщества к цифровой экосистеме.

Среди выступавших на пленарной части конференции был и министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин, отметивший, что кризис – это еще и новые возможности:
– Мы смогли провести практику в том формате, в котором раньше она не проводилась, результаты при этом вдохновляющие для дальнейшей перспективы. Мы говорим о цифровой экосистеме, а это реальный прорыв. Мы смогли апробировать новый опыт и продемонстрировать его в качестве примера для всех страны.

– Мы активно работаем со многими регионами, в том числе и с Нижегородской областью, а также с городом Пермью, – отметил Александр Кондаков. – Кризис требует быстрого принятия решений, то, как откликнулись руководители образования, – это индикатор того, что цифровая революция свершилась, мы оказались к ней подготовлены, и это главный вывод. Наш эксперимент показал те возможности, которые Сеть предоставляет для системы образования. Работа в удаленном режиме изменила сетевой статус учителя, семья увидела особенности учителя в современной цифровой среде. Если в первые недели у родителей возникало раздражение, то потом появились понимание ситуации и уважение к педагогу. Очень важно и то, что эксперимент оказался взаимовыгодным и для учителей, и для студентов: педагоги обучали тому, что умеют, студентов, а те в свою очередь передавали свои компетенции работы в Сети. Я думаю, что мы еще будем осмысливать итоги эксперимента. Впервые в России и в мире был проведен такой эксперимент, это серьезная веха в развитии педобразования и педнауки.

– Мы выбрали платформу МЭО, потому что у нас уже был опыт работы с этой компанией, – рассказывает Анфиса Залялова. – В прошлом году наши методисты посмотрели весь ресурс, касающийся дошкольного, начального школьного и основного школьного образования. На первом этапе, конечно, было сложно организовать впервые в истории России преддипломную практику в дистанционном формате. Кроме того, школы только начали входить в этот процесс. У нас же получилось обоюдное наставничество: со студентами работали и воспитатели, и методисты. У студента появились новые возможности, инициативы. Проведя практику в новом формате, мы можем уверенно говорить о едином образовательном и профессиональном пространстве на территории РФ, благодаря чему мы смогли безболезненно выйти в школы в Нижегородской области, в сады Перми и увидели, что стандарты работают, что те профессиональные компетенции, которые требуются работодателю, мы смогли вложить в выпускников. Появились новые потребности общества, поэтому мы будем отрабатывать и вводить новые образовательные модели, будем совершенствовать процесс подготовки педкадров.

Свое мнение высказали и студенты, так, Елена Чернова, студентка 242‑й группы Казанского педколледжа, отметила, что благодаря образовательной платформе МЭО, поддержке методистов и воспитателей детсадов ребята успешно справились с практикой, но все же живого общения им не хватало.

Светлана РУДЕНКО


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt