Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Сотрудничество

Учимся у тех, кому доверяем

УГ - Москва, №48 от 25 января 2021. Читать номер
Автор:

Слегка переиначив известную декартовскую фразу, можно сказать: человек, переставший учиться, перестает существовать. И это точно актуально для столичной системы образования – динамика ее роста, подвижность запросов такова, что остановка на минуту обращается потерянным часом. Является ли остановка на станции «Взаимообучение московских школ» потерей времени? Точно нет, и в этом смысл проекта.

Зачем школе учиться?

У каждой школы есть возможность, не прерывая движения, оглянуться по сторонам, ознакомиться с позитивным опытом школ-лидеров, оценить свою конкурентоспособность и – шире – потенциал к развитию. На мой взгляд, «Взаимообучение московских школ» – это некий общегородской проектный офис, в котором прорабатываются пусть довольно точечные, но от этого не менее важные для системы вопросы. И, участвуя в их разработке, каждая московская школа имеет возможность «примерить» на себя тот или иной способ решения стоящей перед ней задачи, найти подход, действенный именно для нее. Именно на таких площадках профессионального общения равного с равным достигаются единство в целях и ценностях, общее понимание задач, уверенность в собственных силах: если смогли коллеги, смогу и я!

Можно ли учиться у другой школы?

Принцип открытости и равного доступа к ресурсам дает нам как одинаковое понимание целей и задач системы, так и равные возможности для их достижения. То есть все мы знаем, чего от нас требует время, но зачастую по-разному понимаем, как этого можно достичь. И в этом огромная польза проекта «Взаимообучение московских школ». В перечне мероприятий всегда есть подробная рубрикация по направлениям деятельности школы. Например, только в прошлом году по направлению «Работа с детьми с ОВЗ» было проведено почти полтора десятка обучающих мероприятий. И каждая школа, для которой этот вопрос актуален, смогла ознакомиться с опытом полутора десятков коллег и среди многих подходов найти (или синтезировать) те механизмы и инструменты, которые будут применимы и результативны именно в ней.

Может ли другая школа учить?

Разумеется, сегодня у каждой московской школы есть чему поучиться. Имеет ли школа моральное право учить другие школы – в этом вопрос. Но ответ (и довольно однозначный) давно дал город: конечно, имеет. И, более того, должна. Однако, для того чтобы транслировать опыт, необходимо соблюсти ряд формальных критериев. В первую очередь это соответствие декларируемых успехов реальным достижениям школы, что очень легко проверить. Информационные системы города и базы данных позволяют буквально в день подачи заявки определить, каких результатов школа добилась по заявляемой теме, оценить уровень ее успешности в реализации данного направления. Заявка одобряется только в случае, если результаты действительно достойные и эта система фильтра на честность полезна всем: как тем, кто зарегистрируется на семинар (они могут быть уверены в качестве продукта, предлагаемого как решение задачи), так и самой обучающей школе – внешнее признание успешности мотивирует к дальнейшему росту.

Кому это нужно?

Взаимообучение нужно школе, которая учится. Проект помогает расширить собственные горизонты восприятия, увидеть нестандартные ходы, найти новое применение давно знакомым инструментам. Но и для школы, которая учит, это событие тоже является знаковым и значимым. Взаимо­обучение полезно принимающей стороне и организационно – оно помогает проверить команду на умение мобилизовать силы и ресурсы для проведения общегородского дела, и содержательно, ведь в процессе подготовки происходит масштабная ревизия собственного опыта, отбираются самые интересные для представления требовательной аудитории материалы. И в процессе этой подготовки зачастую рождаются новые идеи. Так произошло и у нас: проводя семинар в рамках проекта «Взаимообучение московских школ» по теме «Управление персоналом и мотивация педагогических работников в крупной образовательной организации», мы обратили внимание на то, что незаслуженно мало внимания уделяем институту наставничества. И итогом проведения нашей школой семинара стало формирование в ней системы сопровождения профессионального роста молодых педагогов. Таким образом, конечным бенефициаром проекта «Взаимообучение московских школ» становится вся система в целом. Созданная в Москве самая масштабная система горизонтального повышения квалификации – а проект, без сомнения, именно таковым и является – позволяет масштабировать успехи немногих в достижения всех.

Учились или научились?

Конечно, как и в любом обучении, результат зависит от изначально поставленной цели. Когда мы регистрируемся на каждое образовательное событие, мы видим перед собой вопросы, которые хотели бы разрешить на семинаре, понимаем, какие идеи хотим «подсмотреть» у коллег, имеем возможность поделиться и своими способами решения задач. То есть случайных людей здесь нет. Поэтому и результатом взаимообучения не должен становиться сертификат слушателя, результатом должны стать перенесенные в свою школу находки, которые внедряются и помогают школьникам достичь большего. На мой взгляд, очень полезно и то, что материалы взаимообучения выкладываются в открытом доступе – каждый заинтересованный педагог и управленец может в любой момент обратиться к ним и, возможно, найти ответы на актуальные вопросы. В целом актуальность и востребованность каждого семинара – это тоже прекрасные диагностические инструменты для системы в целом. Регистрация позволяет городу увидеть, какие темы вызывают повышенный интерес профессионального сообщества, ведь далеко не на каждое предложение сформируется выраженный спрос. Некоторые вопросы утрачивают широту отклика, на повестку дня выходят новые задачи, настрой на решение которых порой приводит к таким сложным организационно, но таким приятным по-человечески последствиям, как овербукинг: превышение числа желающих посетить семинар над предельной мощностью аудиторий. Конечно, интернет-трансляции должны вой­ти в практику взаимообучения, но, с другой стороны, есть большой ряд совершенно атмосферных событий, которые требуют погружения в среду школы. Речь здесь не только о тематике воспитывающей деятельности, но и о музейной педагогике, создании развивающей образовательной среды и многих иных полезных и востребованных темах.

Учим или учимся?

Каждое мероприятие взаимообучения проходит, как правило, в комфортном режиме открытого диалога. Это не скучная лекция и не конкурс павлиньих хвостов, каждый участник не просто зритель или слушатель, он активный соавтор. Ведь в процессе ответа на вопросы аудитории каждый ведущий может получить от зала идею для дальнейшего развития школы. Кроме того, обратная связь по итогам семинара позволяет в отдельных нюансах увидеть точки роста. И каждый гость школы учится не только у принимающей стороны, но и у своих сотоварищей – в каждом их вопросе лежит целый пласт ответов на вопросы, актуальные для него.

Взаимообучение я бы не рассматривал только и исключительно как форму активности школ, направленную на непрерывное повышение результативности столичных школьников. Этот проект – прекрасный способ диагностики целостности, устойчивости и динамичности столичного образования. Проект живой, он не требует составления фундаментальных программ и приглашения именитых лекторов. Это проект, который реализует самую сложную задачу – рассказать равному просто о главном, и в этом его основное достоинство. Многое сделано, многое предстоит, ведь развивается система – будет меняться и проект. И каждый московский педагог посчитает за честь быть творцом этих изменений!

Максим ИВАНЦОВ,
директор школы №814


Комментарии

Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt