search
main
0

Учимся у природы, помогаем природе!

​Федеральным законом «Об охране окружающей среды» в нашей стране установлена система всеобщего и комплексного экологического образования, которое реализуется в форме учебных занятий в образовательных организациях – детских садах, школах, колледжах, вузах. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется также экологическое просвещение – через распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Основные положения новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года предусматривают формирование экологической культуры населения, интегрирование экологического просвещения и экологического образования в городские программы и мероприятия; формирование у населения, прежде всего у детей и молодежи, экологически ответственного мировоззрения; поддержку инициатив, направленных на формирование экологической культуры; развитие движения экологических волонтеров. Таким образом, для нашего города экологическое образование и просвещение относятся к числу важных приоритетов. Это и понятно – ведь все хотят жить в комфортных условиях, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красивой природой… Для обеспечения всего этого нужны природные блага. Людей на планете становится все больше, а ресурсов все меньше. Как найти баланс между биосферой и обществом? Именно этим вопросом занимается Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, обеспечивая в столице охрану окружающей природной среды, атмосферного воздуха, объектов животного мира и среды их обитания, сохранение биологического разнообразия, проведение государственной экологической экспертизы.Одно из направлений природоохранной деятельности, которое реализуется в сотрудничестве с Департаментом образования, – экологическое образование и просвещение. Московское городское управление природными территориями (Мосприрода) совместно с Московским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма, Городским методическим центром постоянно занимаются большой просветительской работой с учащимися всех возрастов, их родителями. Около 500 образовательных организаций заключили договоры с Мосприродой о сотрудничестве в проведении экологических природоохранных акций и занятий.Ежегодно около 1 млн учащихся принимают участие в экологических мероприятиях, объединенных в несколько городских программ:- цикл праздников, посвященных датам экологического календаря (Международный день воды, Всемирный день охраны окружающей среды, Международный день птиц, Международный день Земли, Международный день экологического образования, Международный день леса), фестиваль экологических праздников «Дни биологического и культурного разнообразия»;- целевая программа «Азбука ресурсосбережения» (новогодние выставки профессиональных и любительских поделок, выполненных из макулатуры, пластика или использованных вещей; акции по сбору пластика «Plastic Fantastic!», по сбору макулатуры «Paper Day»);- экологическая программа «Москва – мой город-сад» (смотр-конкурс учебно-опытных участков и экологических троп, фотоконкурс «Цветок в объективе»; мастер-классы по ландшафтному дизайну, по созданию оранжерей и фитомодулей);- программа по орнитологии и бердвотчингу «Дети и птицы» (акция по подкормке зимующих птиц «Кормушка», учебные учеты птиц, семейный эко-проект «Скворечник»);- эколого-эстетическая программа «Зеркало природы» (конкурс «Зеркало природы», новогодние выставки орхидей, смотр-конкурс фоторабот «Природа зимнего города», выставки работ учащихся эколого-эстетического направления);- естественно-научная программа по формированию компетенции обучающихся в области наук о Земле «Каменная летопись», мастер-классы по робототехнике и бионике «Учимся у природы».Новой формой работы стала летняя полевая экологическая школа на природных территориях Москвы и Московской области. Проводятся также естественно-научные (биологические, палеонтологические, гидроэкологические) экспедиции, в основном по регионам Центральной России. Реализуется открытый образовательный проект по экологическому туризму в Москве. Для обучающихся проводятся также увлекательные конкурсы, которые в 2017 году объединены в городской экологический фестиваль «Бережем планету вместе»: «Юные экологи Москвы», «Экосистемы», «Техносфера», «Umwelt macht Schule» («Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!», на немецком языке), «Environment – Learn to Be Responsible!» («Школа за экологию: учись быть ответственным!», на английском языке), «Environnement: apprenons a etre responsables» («Экология: учимся быть ответственными», на французском языке), «Богатства недр моей страны», «Зеленое кино и анимация», «Детский реестр зеленых насаждений». Ряд конкурсных мероприятий входит в утвержденные Департаментом образования рейтинговый перечень: Московский городской конкурс социально значимых экологических проектов школьников, Московская городская эколого-биологическая олимпиада «Природа России», «Зеленая» олимпиада юных экологов и натуралистов, Московский экологический форум учащихся.Департаментом природопользования и охраны окружающей среды проводятся экологические акции и для взрослых «Зеленый офис» (экологизация рабочих помещений предприятий и организаций), «Разделяй и используй» (раздельный сбор мусора), «Всемирный день без автомобиля», «Из прошлого в будущее» (экологический автопробег классических, гибридных и электромобилей), «Час Земли» (отключение электричества на один час как символ энергосбережения), «Формирование экологического сознания у населения в Москве» (экспозиция эколого-информационных стендов в пешеходных зонах центра Москвы), «Экологическое кино под открытым небом» (вечерние показы экофильмов), «День Земли».Важное значение для эколого-просветительской работы имеет использование потенциала особо охраняемых природных территорий города. Ежегодно разрабатывается около 300 просветительских программ, ориентированных на различные группы населения, начиная от дошкольников. Созданы экологические тропы общей протяженностью более 50 км, в том числе три из них оборудованы для людей с ограниченными возможностями. Работают вольерные комплексы и контактные зоопарки. Растущая год от года посещаемость свидетельствует об интересе горожан к природным и культурным ценностям столицы, изучению природы, охране окружающей среды. Каждая ООПТ имеет свои изюминки, узнать о которых можно, посетив официальный сайт и, конечно, придя в гости.Успешно функционируют шесть эколого-просветительских центров различной направленности. В ЭПЦ «Воробьевы горы» предоставляется информация о природном и культурном наследии этого уникального места, об экологии Москвы, основных глобальных и региональных экологических проблемах, способах их решения. На «Конном дворе» взрослые и дети могут получить навыки верховой езды и обращения с лошадьми, создан «сельский уголок» с вольерами для коз и кроликов. «Царская пасека» – резной деревянный терем в окружении дивного сада с яркими цветниками. Здесь действует пасека, в «аптекарском огороде» растут краснокнижные и редкие виды растений, в просторных вольерах обитают белки и совы. Визит-центр «Кузьминки» занимается воссозданием народных традиций, обрядов и ремесел. Цель «Битцевского леса» – пропаганда образа жизни, соответствующего принципам устойчивого развития. ЭПЦ «Скворечник» также популяризирует экологичный образ жизни, идеи охраны природы и заботы об окружающей среде.Последним из ЭПЦ в 2015-м была открыта «Экошкола Кусково» – современный интерактивный центр, где помимо экскурсий и просветительских программ ведется проектно-исследовательская работа по школьному экологическому мониторингу.Во время визита в «Экошколу Кусково» 5 июня 2015 года, во Всемирный день охраны окружающей среды и российский День эколога, мэр Москвы С.С.Собянин отметил: «Москва – один из самых зеленых мегаполисов мира. Почти половина территории – это особо охраняемые территории, парки, скверы. Тысячи гектаров зеленых территорий требуют особого ухода, создания надлежащей инфраструктуры для отдыха горожан, поддержания в надлежащем санитарном состоянии, посадки новых деревьев и кустарников. И конечно, требуется просвещение, особенно подрастающего поколения».Сотрудники ГПБУ «Мосприрода» готовят достойную смену. Уже несколько лет активно и с большим интересом будущие экологи – воспитанники детских садов, учащиеся школ участвуют в городском конкурсе проектно-исследовательских работ «Юные экологи Москвы». Цель конкурса – изучение проблем и поиск решений в области эффективного использования природных, энергетических и иных ресурсов столичного региона. Основные номинации: «Как помочь природе в городе» (исследования окружающей среды, участие в природоохранных акциях); «Как мы бережем ресурсы» (экономия воды, энергии и других ресурсов в образовательных организациях, дома, в городе в целом); «Что делать с мусором?» (сортировка, уменьшение потребления, выбор упаковки, вторичное использование ресурсов); «Мы и наш город» (экологические проблемы столицы и варианты их решений, разработка проектов экологически безопасного города, микрорайона, территории образовательной организации); «Наш дом – природа» (взаимосвязь человека и природы на примерах ближайшего окружения, последствия нарушений таких связей); «Мой любимый природный парк» (ООПТ Москвы, Красная книга Москвы); «Экологические истории» (сказки и рассказы, инсценировки, мультфильмы, видеоролики, детские журналы, передачи экологической направленности); «Мы и наше здоровье» (связь здоровья с окружающей средой, места отдыха в Москве, экопродукты); «Семейный проект».Участники конкурса под руководством педагогов и специалистов Мосприроды знакомятся с разнообразием экосистем, животными, растениями, грибами города, его усадьбами, скверами, парками, ООПТ. Изучают загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами и их влияние на организм человека, зависимость радиационного фона от климатических параметров, газо- и пылезащитные свойства деревьев, влияние влажности и режима проветривания на микроклимат учебного класса, плюсы и минусы употребления йогуртов, газированных напитков, жевательной резинки, губной помады. Объясняют важность раздельного сбора мусора и учатся его сортировать, правильно утилизируют батарейки и люминесцентные лампы, изготавливают поделки из бросового материала, давая вторую жизнь ненужным вещам и экономя природные ресурсы. Украшают свои дома, школы, детские сады цветами, высаживают деревья, делают кормушки и подкармливают зимующих птиц, помогают бездомным животным. Выращивают на своих огородах экологически чистые овощи и фрукты, проектируют приюты для бездомных животных, снегоуборочные машины для детского сада, экологические тропинки и экоквесты. Всей семьей, группой или классом сберегают воду и электроэнергию, сдают макулатуру и пластиковые бутылки, доказывают преимущества многоразовых сумок по сравнению с одноразовыми пластиковыми пакетами. Их интересуют важные для столичного мегаполиса вопросы: есть ли будущее у троллейбуса, зачем нужны парки, можно ли обойтись без бумаги в современном информационном мире? Они задумываются о том, куда исчезают опавшие листья, как быть с космическим мусором, что делать с новогодними елками, как уменьшить свой экологический след. Создают экологические книги, сказки фильмы, спектакли. Фантазируют о планете Чистюль, городе будущего Чудограде… Девизом конкурса может служить название одного из проектов: «Будь экологом, начни с себя!», ведь многое по силам и вам, наши уважаемые читатели!Департамент природопользования и охраны окружающей среды делает многое для того, чтобы наш прекрасный город стал подлинной школой, где можно учиться у природы, помогать ей, делая и свою жизнь лучше. Приглашаем всех к сотрудничеству!Вера СТРУКОВА, заместитель руководителя Московского городского управления природными территориями

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте