search
main
0

Учимся шить. Мультимедийные системы на уроках труда

Материальная технология – одна из тех дисциплин, которую, казалось бы, невозможно изучать на компьютере. Ведь нельзя научить шить с помощью мышки, готовить на мониторе, вязать на клавиатуре – здесь нужна практика. Однако использовать ИКТ на уроках труда все-таки вполне реально.

Вот уже 10 лет я использую в своей практике мультимедийную систему обучения «Учимся шить» (серия изданий «Мастера России», 1996 год). Она состоит из 30 уроков, 55 контрольных вопросов, 10 практических заданий. Сюда входят такие темы, как материаловедение, оборудование и инструменты, ручные и машинные работы, влажно-тепловые работы, технология обработки отдельных узлов, технология пошива юбки, блузки, платья и так далее.

Запустив программу, вы попадаете в учебную комнату, в которой находится учебник с набором теоретического материала, представленного в виде гипертекста, иллюстраций, анимации, аудио- и видеофрагментов. Здесь же расположены вопросник, задачник с практическими заданиями, журнал, где отображаются результаты работы пользователя, и видеоплеер для воспроизведение клипов.

В основном эту программу я использую для контроля знаний школьников, так как в программе представлены карточки по всем разделам курса. Ответы в карточках даны в виде не только текста, но и графических рисунков и схем. Например, отвечая на вопрос карточки по теме машинные швы (рис.1), ученик должен указать окантовочный шов с открытым срезом. На ней в виде графического изображения даны 5 видов швов, из которых ребенок должен выбрать правильный. Эти задания я использую комплексно – несколько карточек по разным темам на одного ученика. Стараюсь подобрать их таким образом, чтобы вопросы были взаимосвязаны. Это дает возможность ребенку отвечать не односложно, а составить небольшой ответ-рассказ.

Работая самостоятельно на уроке с такими заданиями, дети, отвечая на них, сразу видят результат своего ответа, который отображается в виде слов «правильно» или «неверно» (рис. 2,3). Количество попыток ограничено, и если ученик не отвечает на вопрос, задание блокируется. Все эти данные фиксируются в журнале, и учитель знает результат каждого ребенка.

Очень часто у учеников вызывает затруднение терминология различных работ. Закрепить владение терминами также помогают карточки контроля. Примером служит карта по терминологии ручных работ (рис.4). С правой стороны карточки расположены различные термины (сметывание, заметывание, приметывание, обметывание, наметывание, выметывание, пришивание, вметывание). А с левой – элементы, которые необходимо распределить в соответствии с этими терминами (низ рукава, борт, боковой срез, крючки, накладные кокетки и так далее). Ученик выполняет задание, передвигая элементы деталей на названия терминов. Он сразу же проверяет результат и видит правильность выполнения работы (рис.5), а также имеющиеся ошибки (рис.6), если они были допущены. Такие задания разработаны также по терминологии машинных и влажно-тепловых работ.

Так же широко я применяю и карточки, где требуется построить правильную технологическую последовательность (рис.7). Они удобны не только для проверки и закрепления знаний, но и при работе с отстающими учениками.

Еще пример – карточка более сложного уровня. В ней присутствует не одно изделие, а три, например, три вида прорезных карманов. Зная технологическую последовательность изготовления всех трех видов прорезных карманов, ученик должен указать те операции обработки, технологические условия для которых полностью совпадают. Таким образом, ученик должен знать технологию обработки не одного вида детали, а трех, что, соответственно, усложняет его задачу.

Наконец, используя карточки-описания, ученик должен описать внешний вид изделия по заданной схеме и определенным терминам (рис.8). Эти задания достаточно легкие. На их базе ученики самостоятельно изготавливают карточки данного типа, пополняя тем самым копилку дидактического материала.

Работая на уроке с такими заданиями, я имею возможность полностью опросить всех школьников, выявить пробелы в знаниях и успешность усвоения материала в целом. Подобные испытания позволяют также дополнительно опросить учеников по нескольким темам, закрепить ранее полученные знания. Такие карточки эффективны и при самоконтроле или взаимоконтроле школьников.

Программу дети также широко используют и во внеурочной деятельности для поиска материала по учебнику, дополнительной информации для творческих работ, просмотра видеофрагментов, пооперационного разбора изготовления того или иного изделия и так далее.

Проводимые уроки с применением мультимедийной системы обучения «Учимся шить» хорошо зарекомендовали себя на практике. Эти занятия отличаются более высокой самостоятельной деятельностью учеников, приносят хороший, положительный результат. Применяя программу, преподаватель более отчетливо видит проблемы, с которыми встречаются школьники, и, соответственно, может быстро и качественно их решать. Ученик же в этом случае находится в более выгодном положении, чем тот, кто получает информацию лишь со слов учителя. У ребят более развита аккуратность, они хорошо ориентируются в изученном материале, не теряются при ответе, владеют терминологией.

Применение данных систем позволяет интенсифицировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения.

Елена ЯКУШЕВА, учитель технологии школы №1108, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте