search
main
0

Учимся мыслить логически

Ребенку понадобится в жизни не способность запоминать готовые ответы, а искусство задавать умные вопросы и самому искать на них ответы. Поэтому так важно не утратить детскую любознательность и способность фантазировать. Важно, чтобы ребенок не боялся думать, чтобы он умел сомневаться в очевидном и был уверен в себе. А в этом ему поможет игра. «Дрофа-Медиа» специально для младших школьников разработала две серии игр, где общение детей происходит вокруг какой-то познавательной задачи или проблемной ситуации, которую они пытаются сообща разрешить, используя смекалку и самые простые логические приемы. Первая из них – «Дидактическое домино» (автор К.С.Барышева), вторая – «Логика» (авторы Л.Я.Шкоп, Н.В.Пономарева). Обе серии помогут педагогам в организации интегрированного, комплексного обучения.

При разработке серии были выбраны сложные, требующие основательного закрепления и постоянной тренировки темы: сложение и вычитание в пределах 12 и 20, сложение дробей с одинаковым знаменателем, таблица умножения, меры длины и время. Игра рассчитана на 1-5 человек, и в зависимости от количества участников варьируются способы работы с карточками. По усмотрению ведущего можно использовать полный или неполный комплект карточек – все они помечены специальными значками для сортировки по степени сложности. Задача игрока, как и в обычном домино, соединить карточки таким образом, чтобы одинаковые значения чисел или величин оказались рядом. 1 миля и 1609 м имеют одно значение, значит, карточки с этими величинами следует соединить вместе. В случае с числами поступаем аналогично: значение числа 25 – 25, значение 5 х 5 – тоже 25, следовательно, 25 и 5 х 5 соединяем вместе.Специально для развития абстрактного математического мышления нами разработана серия игр . Отработка навыков сложения, прочих математических операций происходит прежде всего в играх «Меткий стрелок» и «Путешествие с лукошком».

«Дидактическое домино»

При разработке серии «Дидактическое домино» были выбраны сложные, требующие основательного закрепления и постоянной тренировки темы: сложение и вычитание в пределах 12 и 20, сложение дробей с одинаковым знаменателем, таблица умножения, меры длины и время. Игра рассчитана на 1-5 человек, и в зависимости от количества участников варьируются способы работы с карточками. По усмотрению ведущего можно использовать полный или неполный комплект карточек – все они помечены специальными значками для сортировки по степени сложности. Задача игрока, как и в обычном домино, соединить карточки таким образом, чтобы одинаковые значения чисел или величин оказались рядом. 1 миля и 1609 м имеют одно значение, значит, карточки с этими величинами следует соединить вместе. В случае с числами поступаем аналогично: значение числа 25 – 25, значение 5 х 5 – тоже 25, следовательно, 25 и 5 х 5 соединяем вместе.

Во всех играх есть колесо самопроверки, поэтому ребенка вполне можно оставить с ними один на один и не бояться, что в процессе игры он будет ошибочное решение принимать за правильное. Если он допустит хотя бы одну ошибку, фигура, которую нужно сложить, не сложится. В любой момент можно обратиться к колесу самопроверки, которое подскажет правильный ответ. Навыки самоконтроля, которые вырабатываются в процессе игры, помогут ему в решении более сложных и многофункциональных задач.

Чем увереннее ребенок будет чувствовать себя в решении примеров, тем меньше ему нужно будет себя контролировать.

Роль взрослого в процессе игры сведена к минимуму – функции контролера переданы самому ребенку.

Для закрепления успеха правилами игры предусмотрены состязания между детьми, игры в домино с ограниченным количеством карточек.

«Логика»

Специально для развития абстрактного математического мышления нами разработана серия игр «Логика». Отработка навыков сложения, прочих математических операций происходит прежде всего в играх «Меткий стрелок» и «Путешествие с лукошком».

Играя в «Путешествие с лукошком», ребенок знакомится с понятием множеств: на полянке он находит одно-два множества разных грибов, которые нужно собрать по определенному правилу. Эта с виду простая «ходилка» вырабатывает умение мыслить на два шага вперед.

В игре «Меткий стрелок» несколько мишеней, в центре которых располагается карточка с числом, которое дети будут раскладывать на три слагаемых. Это очень полезно для развития навыков сложения и вычитания в пределах 20.

С порядковым счетом детей знакомят игры «Загадки лисы Алисы» и «Кто быстрее?». Но арифметические операции в этих играх – не главное. Все в конечном итоге сводится к уяснению принципов классификации.

«Загадки лисы Алисы» переносят ребенка в ситуацию торга, когда требуется простота, ясность и конкретность поставленных вопросов.

Увлекательные ролевые сюжеты требуют смекалки и способствуют выработке первых самых простых логических операций. В игре «Приключения Ивана-царевича» используется метод исключения (последовательного отрицания элементов). На поле следует закрыть карточками один за другим все неправильные варианты. В результате останется один вариант, и он правильный. С помощью метода исключения игрок должен освободить Василису Прекрасную из плена Кощея Бессмертного. Но придется пройти три этапа: достать меч-кладенец, коня и найти саму Василису. Для этого нужно научиться расшифровывать символические надписи и освоить тот же метод исключения. Игра развивает логическое и ассоциативное мышление, вырабатывает умение обозначать предметы, понятия или действия условными значками – заместителями объектов.

Складывая квадраты в игре «Лев или зебра», дети учатся работать с объединением различных множеств.

Игра «Найди клад» – увлекательная «ходилка», где важно найти самый прямой (и оптимальный) путь из одного конца поля в другой, такой, чтобы заодно перекрыть путь своему сопернику. В результате соперник вынужден обойти преграду или начать строить новую линию. Эта игра поможет просто и доступно объяснить детям, что такое отрезок и ломаная линия, научит логически мыслить, разовьет внимание и воображение.

Ольга ЧЕРНОРИЦКАЯ, кандидат филологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте