Открытый взгляд, распахнутое сердце,
Душа, как нежный аленький цветок.
Стучитесь к нам, и мы откроем дверцу,
Вам стоит лишь переступить порог.
Татьяна Танько
Инклюзивное образование – это возможность учиться вместе. Инклюзия предусматривает построение системы обучения, удовлетворяющей образовательные потребности каждого ребенка, и обеспечивает учащихся такой психолого-педагогической поддержкой, которая создает безопасную среду и позволяет всем детям быть успешными и чувствовать свою значимость.
В условиях инклюзии специалисты психолого-педагогического сопровождения максимально используют междисциплинарный подход. При таком подходе принимаются коллегиальные решения по оценке различных сторон психического развития ребенка, задачам коррекционной работы, приоритетным направлениям деятельности различных специалистов с обязательным учетом задач социальной адаптации включенного ребенка.
В современной школе родители могут выбрать, где именно будет учиться ребенок: совместно со школьниками (дошкольниками) без особенностей здоровья или в отдельном малокомплектном классе (группе).
Такое образование имеет свои преимущества. Дети с ограниченными возможностями здоровья не чувствуют себя отстающими, они находятся в коллективе и не испытывают социальной депривации.
Обучение бок о бок с ребенком, имеющим нарушения развития, для типично развивающихся детей также полезно: у них снижается страх перед человеческими различиями, повышается уровень эмпатии, толерантности к другим людям, растет самооценка, уменьшается количество предрассудков, чаще завязывается крепкая дружба.
Инклюзивная образовательная среда формируется всеми участниками образовательного процесса, включая коллектив детей, родителей, педагогов, администрации и специалистов. Наша школа обладает штатом квалифицированных специалистов, которые не только дают качественное образование, но и помогают детям с особыми образовательными потребностями адаптироваться к любым изменениям социальной среды, поддерживают их на протяжении всего учебного процесса. Одним из ключевых субъектов образования является учитель, способный создавать и поддерживать инклюзивный процесс, а также быть проводником для особых детей в мир знаний.
Для того чтобы эффективно взаимодействовать с особым ребенком, нужно понимать, чего он хочет, и с уважением относиться к его желаниям, научиться смотреть на мир его глазами. Педагог должен быть другом для учеников. Преподавание становится легче, если ученики будут относиться к учителю с доверием и уверенностью, что они будут поняты им. Ведь для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками. Педагоги должны помочь таким детям найти свое место в жизни. Позитив, который излучает учитель, передается и всем детям, особенно детям с ограниченными возможностями здоровья. Это придает им уверенности и дает возможность стремиться к дальнейшим победам.
Задача педагогов – в соответствии со своими компетенциями помогать учителю с формированием программы для ребенка с особенностями развития, брать на себя часть образовательных функций, помогать ученику с регуляцией поведения и соблюдением учебных требований, следить за достижением прогресса в разных предметах. Мы рады быть проводниками наших детей в сложный, но интересный и многообразный мир.
Наталия ХЛЮСТОВА, учитель-дефектолог школы №1206
Комментарии