search
main
Топ 10
В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Московские школьники напишут городские контрольные работы в формате ЕГЭ Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы Минпросвещения России выяснило, как россияне относятся к введению школьной формы Лучших поваров школьных столовых объявили в Башкирии В школах Улан-Удэ классы закрываются на карантин Зачем нужны психолого-педагогические классы: о принципах их организации рассказала Елена Казакова «Ректором года» премии Российского профессорского собрания стал руководитель Воронежского педвуза 80% учителей в России умеют обращаться с интерактивным оборудованием
0

Учимся делать. Умно… Учитель не выбирает, когда начинать воспитывать

Сегодня Красноярский край по-прежнему в числе лидеров по количеству действующих инновационных площадок – школ, детских садов, других образовательных учреждений, которые занимаются поиском нестандартных подходов в обучении и воспитании детей. О направлениях и влиянии инноваций на сегодняшнее качество образования размышляет Павел СЕРГОМАНОВ, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, кандидат психологических наук, доцент.

Международные и отечественные исследования, наш опыт убеждают нас в том, что есть три главных направления инноваций в образовании. Первое – внедрение развивающих образовательных программ. Второе – развитие профессионализма учителя. Третье – расширение законодательных прав, способствующих самостоятельности школы, детского сада. Это критические области перемен, которые нуждаются в качественных преобразованиях, в новых, нестандартных проектах. Сегодня необходимо добиваться такой ситуации, в которой школа станет для детей и родителей открытой организацией, местом, куда хочется прийти, провести время в интересном и полезном общении, где детям и их родителям можно быстро решить возникшие вопросы или проблемы с руководством учебного заведения.

Мы имеем очень богатое наследие разработанных и действующих образовательных программ для начальной школы, прежде всего развивающее обучение Эльконина-Давыдова. В подростковых и старших классах с современными отечественными разработками есть трудности. Связаны они главным образом с возрастом подростков. По выражению одного из психологов, в жизни юного человека это «период бури и натиска», который мы, взрослые, прочно забыли и ведем себя так, как будто ребенок не повзрослел.

Особенно трудно мальчикам. Почему? Школа, учительство, которые мы имеем сегодня, по своему укладу, по образу жизни вступают в противоречия с менталитетом подростков и юношей.

Они подвижны, инициативны, неуступчивы. Школа же, наоборот, требует покладистости, кропотливого и монотонного труда, постоянного следования указаниям. Для полноценного развития мальчика важно, кто учит: мужчина или женщина. К сожалению, в школе серьезный дефицит мужчин-педагогов.

Очень важен поиск в области правовой самостоятельности и автономии школы. Если школа не самостоятельна, то как она сможет вырастить самостоятельных детей?! Я бы вообще предоставил директору и педагогическому коллективу больше прав в постановке целей образовательного учреждения и в распределении денег. При этом увеличил бы ответственность обычным путем – системой контроля качества. Например, ребенка часто обижают в классе. Что делать? Обычная реакция школы – перевести его в другой класс или даже в другую школу, «увести» от обидчиков. Какую самостоятельность мы можем так воспитать? Нужно учить детей в процессе самой жизни справляться с такими ситуациями. У нас есть отличные программы, помогающие приобрести учителям и детям навыки разрешения разногласий и социальных проблем. К сожалению, пока школа не самостоятельна, она не заинтересована в привлечении таких программ. Кстати, действующее законодательство защищает здесь интересы детей, и руководство школы не имеет права отчислить ребенка без согласия родителей.

Для меня очевидно, что самостоятельность, «взрослость» педагогического коллектива, профессионализм педагогов-воспитателей нуждаются в поддержке и развитии – это один из самых мощных ресурсов обучения и воспитания. На повестке дня остро стоит и вопрос о создании программ поддержки директора как современного руководителя, менеджера, который может профессионально «связать» причины и решения, ситуации и действия, цели, условия и ресурсы и который сделает это еще и максимально эффективно.

Сейчас Агентством образования Красноярского края обсуждается законопроект «О поддержке инновационной деятельности школ». Он направлен на активизацию деятельности коллективов как раз в этих трех направлениях: автономия школы, развивающие образовательные программы, профессионализм учителя. Мы надеемся, что краевой закон поможет педагогическим коллективам в воспитании физически, нравственно здоровых и социально успешных детей. Благодаря закону может появиться возможность получать дополнительные ресурсы лучшим школам на интересные инновации.

Хочу обратить внимание на то, что не все изменения следует считать инновационными. Скажем, десять лет назад мы радовались появлению в школах компьютерной техники. Это было редкостью. Сейчас компьютер в школьном хозяйстве – рядовое явление. Теперь областью массовых инноваций должно стать эффективное использование новой техники для обеспечения индивидуального прогресса детей. Я очень надеюсь, что у нас в крае появятся новые школы-маяки, которые будут примером, ориентиром в новых начинаниях.

Мы долго пытаемся решить две проблемы в области здоровья детей: сохранение здоровья и его развитие. Глубоко убежден, что этого также лучше всего добиваться путем увеличения автономии школы, качественных программ и обучения учителей навыкам сохранения и развития здоровья детей. Мы вправе рассчитывать на то, что так называемые дидактогенные заболевания у детей станут прямой ответственностью школы. Вопросы организации питания, здоровой атмосферы в детском и взрослом коллективах, заботы о своем здоровье как безусловной ценности и многие другие может решить только сама школа. В Красноярском крае забота о здоровье детей должна стать длительной и системной инновацией. Это долгий и кропотливый труд. К сожалению, многие люди, принимающие решения, забывают о том, что образование – область долгих инвестиций, но и такой же долгой отдачи. Многие хотят все сделать быстро. Не получится при всем старании.

Интересные перемены происходят в области информатизации образования. Для такого огромного края, как наш, доступность качественных ресурсов для детей, живущих в труднодоступных поселках и маленьких городах, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья, – очень злободневная проблема. У нас уже есть внедренные технологии дистантного обучения. Кроме этого, есть идея создать на территории Красноярского края так называемую телешколу. Суть заключается в том, что ребенок за компьютером может самостоятельно изучать основные курсы средней школы. Уже созданы все курсы программ за 10-е и 11-е классы, лабораторные практикумы по химии и физике, которые можно освоить, пользуясь компьютером.

В Красноярском крае сейчас работает 56 межшкольных методических центров, которые оснащены не только инфраструктурой – компьютерами, серверами, видеокамерами, видеомонтажом, программным обеспечением, но и имеют большое количество электронных образовательных ресурсов. Такой методический центр могут посещать и дети, и педагоги, знакомиться с новинками, пользоваться услугами Интернета. Как правило, бесплатно для пользователя. Трафик оплачивают многие муниципалитеты.

Уточню, что федеральный проект «Информатизация системы образования» состоял из двух компонентов. Первый – оснащение оборудованием и создание межшкольных методических центров для развития умения учителей пользоваться электронными ресурсами и компьютером. За три года задачу массового повышения компьютерной грамотности удалось решить. Был еще один важный компонент этого федерального проекта, который назывался «Учебные материалы нового поколения». Нам передавали на апробацию материалы, которые предназначены для развития у детей навыков мышления, рассуждения, дискуссии, навыков работы с проблемами, трудными случаями, быстрого поиска информации. В итоге мы получили любопытнейшие эффекты. Например, в гимназии №91 в Железногорске учителя провели сравнительное исследование о том, как проходит урок, если учитель начинает применять цифровые учебные ресурсы и если он не применяет эти ресурсы. Сами не поверили полученному результату – так существенно изменились ситуация и поведение детей. Мы получили два основных вывода: первый – серьезно повысилась мотивация у ребят. У них появляется живой интерес к предложенному курсу. Второй – при этом качественно облегчается работа педагога.

Хочу сказать еще об одной системной инновации, которая родилась давно и внедрялась в гимназии «Универс», – «Школа ступеней обучения». Кстати, она вошла как один из элементов в «модель образования-2020». Практика и даже весь профессиональный опыт подсказывают нам – детей нужно учить в соответствии с возрастными способностями, интересами, особенностями. Кажется, что это истина, не требующая доказательств. В практике это далеко не так. Посмотрите, на самом деле мы везде наблюдаем начальную школу. Обучение в детском саду пытаются строить как обучение в начальной школе. Даже обучение в университете построено так же, как в начальной школе! Парты в затылок друг другу и одна говорящая голова.

Одна их серьезнейших новаций развивается у нас профессором Хасаном. Работая по федеральному заказу над проблемой измерения развития детей, он и его коллеги предложили идею индивидуального прогресса ребенка в качестве главного результата работы школы. Иными словами, было предложено использовать систему оценки работы школы не по отметкам учеников, а по тестам, по заданиям, по ситуациям, которые требуют определенного творчества в понимании, мышлении, коммуникации, которые фиксируют творческий рост ребенка, его прогресс. Это все равно, как если вы сначала измеряли просто скорость, а теперь измеряете ускорение. Именно школа придает ребенку ускорение, когда он «может выйти на новую скорость», которая откроет ему новые возможности. Пока мы оцениваем способности ребят по полученным им отметкам, ситуация как будто законсервирована. Но в школе есть такие понятия: «резерв отличников», «резерв ударников». Когда мы видим, как ребенок из троечников переходит в отряд ударников, для нас это уже маленькая победа. А вот если оценить влияние школы на прогресс в ребенке, обратить на этот момент его внимание, то ситуация резко меняется. Родители, например, будут понимать, какая из школ делает вклад в качественное развитие ребенка, а какая – нет. Это очень сильная инновация.

Главное в образовании – помочь детям определить себя в будущей профессии, найти эффективное применение своим силам. Нужно ребятам давать возможность пробовать самим себя строить.

У нас вот эта идея по индивидуальным учебным планам сделана в старшей школе. Мы были одними из соразработчиков федеральной программы по профилизации школы. Профильной школы же не было еще семь лет назад. Главная идеология там состояла в том, что юноша-девятиклассник внутренне сосредоточен на том, кем и чем он будет дальше. И нужно в этот возрастной период предложить ему варианты выбора будущего. Что мы делали? Говорили детям – вот есть пять групп по математике. Учителя выходили и предлагали на выбор свои методики. И ребенок выбирал. В этом состоит принципиальнейшая новация, которая тоже активно разворачивалась и продолжает развиваться в Красноярске.

Сейчас наш институт поддерживает большую краевую программу для школ, которые стремятся внедрить профильное обучение в старшей школе на основе индивидуальных учебных планов.

Если говорить о препятствиях, которые есть на пути поддержки инноваций, то главное из них – новые идеи продвижения инноваций. И прежде всего такие идеи продвижения, которые бы захватывали учителей, были бы им интересны, в том числе экономически. Сейчас необходимы люди, способные не столько продуцировать идеи, сколько доводить их до реализации. Это одно из серьезнейших системных препятствий. В образовании нужна длинная воля. Нужны люди с идеями и длинной волей. Если возникнет из таких людей достаточная «критическая» масса, то мы не только сохраним свое лидерство, но и серьезно шагнем вперед. Во многом здесь слово должно принадлежать молодежи. А молодежь поверит нам и придет в образование, только если мы сделаем высокий стартовый уровень зарплат, ответим на вопрос о жилье. У нас потрясающе талантливая молодежь, и ей нужно создавать условия. У нас пока одна из лучших систем образования в России. Но уже сейчас не хватает масштабного, достойного, захватывающего дух образовательного проекта.

Другое препятствие связано с бюрократическим аппаратом. Здравого смысла нужно больше. Чисто экономического здравого смысла. В сочетании с интересными идеями и упорным трудом по их реализации здравый смысл и доверие к людям дадут нам нужные результаты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте