«Учительская газета» на протяжении года неоднократно писала о трудовом воспитании, об уроках технологии и о межшкольных учебных комбинатах (см. «УГ» №33 от 12 августа 2008 года). Эти материалы вызвали многочисленные отклики. Сегодня мы публикуем один из них.
Будущее нашего Отечества зависит от того, какого класса специалисты придут в экономику, производство, управление, настолько они будут компетентны и готовы решать технические задачи и вообще, насколько они будут готовы работать. Человек создал вокруг себя искусственную среду. Эта среда поддерживается и улучшается трудом. Прекратите трудиться, и человечество погибнет. Значит, задача образования – обучить человека профессии. Название «общее среднее образование» весьма неудачно. Оно неопределенно и ни на что не ориентирует. В задачу же начального этапа образования должны входить две вещи: воспитание моральных качеств, необходимых для жизни в обществе, и выявление профессиональных интересов и способностей, на базе которых и следует формировать и развивать профессиональные умения и навыки, и это должно происходить на протяжении всего периода обучения, то есть в общеобразовательной школе. КПД общественного производства можно значительно повысить, улучшив не просто «качество обучения», что является понятием довольно неопределенным, а за счет повышения именно профессиональной подготовки.
Начнем с того, что подготовку будущих специалистов надо начинать с самого раннего возраста, когда ум ребенка особенно восприимчив к получению информации. Так было в период докапиталистического производства, когда сын сызмальства обучался ремеслу у своего отца. Так происходит сейчас в спорте и шоу-бизнесе, когда дети начинают заниматься спортом или искусством с 7 или даже 5 лет. Что делают в это время будущие инженеры, врачи, педагоги? Зубрят школьные дисциплины, которые неизвестно для чего им нужны и которые потом всю оставшуюся жизнь будут забывать. Введенное в настоящее время в школах профильное обучение не решает проблемы профориентации и профподготовки потому, что профили предметно, а не профессионально ориентированы.
Единственная школьная дисциплина, которая приобщает молодых людей к реальной жизни, дает навыки будущей профессиональной деятельности, – «Технология». Однако школьная технология подверглась колоссальному сокращению. Кроме того, вся система воспитания ориентирована на организацию досуга, развлечения. Мы, по сути, воспитываем потребителей. Потребительская психология – база для роста преступности: отнять, вместо того чтобы заработать. Противоядие одно: воспитать тружеников, создателей.
…Человек, поступая в вуз, уже должен иметь представление о своей будущей деятельности и посвятить годы учебы овладению профессией. Программа должна строиться под специальность. Если предусматривается подготовить будущего ученого, то, бесспорно, нужны глубокие знания в соответствующей области. Если человек готовит себя для практической работы, то ему необходимо приобретать знания, связанные именно с этой работой.
Конечно, всякие улучшения требуют вложения средств. Однако многого можно достичь за счет разумно организованных мер. Думаю, что необходимо усилить трудовое воспитание и профориентацию в школе. Выделить на технологию в 9-х классах не менее 4 учебных часов, а в 10-11-х –
6 часов. По существу, целесообразно ввести всеобщее начальное профобразование, использовав для этого межшкольные учебно-производственные комбинаты. Ввести в вузах вступительные экзамены по технологии в соответствии с профилем предстоящего обучения. Целесообразно также выстроить трехступенчатую систему подготовки кадров: начальное профессиональное – среднее профессиональное – высшее профессиональное образование. Для этого интегрировать техникумы с вузами соответствующего профиля. В вузах ввести специализацию с первого курса, выделив на изучение непосредственно специальности наибольшее количество учебного времени.
Владимир ФИЛИМОНОВ, директор межшкольного учебного комбината, заслуженный учитель РФ, Пенза
Комментарии