search
main
Топ 10
Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы Минпросвещения России выяснило, как россияне относятся к введению школьной формы В школах Улан-Удэ классы закрываются на карантин Лучших поваров школьных столовых объявили в Башкирии Зачем нужны психолого-педагогические классы: о принципах их организации рассказала Елена Казакова «Ректором года» премии Российского профессорского собрания стал руководитель Воронежского педвуза 80% учителей в России умеют обращаться с интерактивным оборудованием В Ульяновской области родители могут онлайн перевести ребенка из одной школы в другую
0

Учимся, чтобы работать! Или… Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений

«Учительская газета» на протяжении года неоднократно писала о трудовом воспитании, об уроках технологии и о межшкольных учебных комбинатах (см. «УГ» №33 от 12 августа 2008 года). Эти материалы вызвали многочисленные отклики. Сегодня мы публикуем один из них.

Будущее нашего Отечества зависит от того, какого класса специалисты придут в экономику, производство, управление, настолько они будут компетентны и готовы решать технические задачи и вообще, насколько они будут готовы работать. Человек создал вокруг себя искусственную среду. Эта среда поддерживается и улучшается трудом. Прекратите трудиться, и человечество погибнет. Значит, задача образования – обучить человека профессии. Название «общее среднее образование» весьма неудачно. Оно неопределенно и ни на что не ориентирует. В задачу же начального этапа образования должны входить две вещи: воспитание моральных качеств, необходимых для жизни в обществе, и выявление профессиональных интересов и способностей, на базе которых и следует формировать и развивать профессиональные умения и навыки, и это должно происходить на протяжении всего периода обучения, то есть в общеобразовательной школе. КПД общественного производства можно значительно повысить, улучшив не просто «качество обучения», что является понятием довольно неопределенным, а за счет повышения именно профессиональной подготовки.

Начнем с того, что подготовку будущих специалистов надо начинать с самого раннего возраста, когда ум ребенка особенно восприимчив к получению информации. Так было в период докапиталистического производства, когда сын сызмальства обучался ремеслу у своего отца. Так происходит сейчас в спорте и шоу-бизнесе, когда дети начинают заниматься спортом или искусством с 7 или даже 5 лет. Что делают в это время будущие инженеры, врачи, педагоги? Зубрят школьные дисциплины, которые неизвестно для чего им нужны и которые потом всю оставшуюся жизнь будут забывать. Введенное в настоящее время в школах профильное обучение не решает проблемы профориентации и профподготовки потому, что профили предметно, а не профессионально ориентированы.

Единственная школьная дисциплина, которая приобщает молодых людей к реальной жизни, дает навыки будущей профессиональной деятельности, – «Технология». Однако школьная технология подверглась колоссальному сокращению. Кроме того, вся система воспитания ориентирована на организацию досуга, развлечения. Мы, по сути, воспитываем потребителей. Потребительская психология – база для роста преступности: отнять, вместо того чтобы заработать. Противоядие одно: воспитать тружеников, создателей.

…Человек, поступая в вуз, уже должен иметь представление о своей будущей деятельности и посвятить годы учебы овладению профессией. Программа должна строиться под специальность. Если предусматривается подготовить будущего ученого, то, бесспорно, нужны глубокие знания в соответствующей области. Если человек готовит себя для практической работы, то ему необходимо приобретать знания, связанные именно с этой работой.

Конечно, всякие улучшения требуют вложения средств. Однако многого можно достичь за счет разумно организованных мер. Думаю, что необходимо усилить трудовое воспитание и профориентацию в школе. Выделить на технологию в 9-х классах не менее 4 учебных часов, а в 10-11-х –

6 часов. По существу, целесообразно ввести всеобщее начальное профобразование, использовав для этого межшкольные учебно-производственные комбинаты. Ввести в вузах вступительные экзамены по технологии в соответствии с профилем предстоящего обучения. Целесообразно также выстроить трехступенчатую систему подготовки кадров: начальное профессиональное – среднее профессиональное – высшее профессиональное образование. Для этого интегрировать техникумы с вузами соответствующего профиля. В вузах ввести специализацию с первого курса, выделив на изучение непосредственно специальности наибольшее количество учебного времени.

Владимир ФИЛИМОНОВ, директор межшкольного учебного комбината, заслуженный учитель РФ, Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте