Мозговой центр МГПИ – Учебное управление. Благодаря совместной работе его сотрудников с профессорско-преподавательским составом, кафедрами, деканатами и другими работниками института и происходит то самое, главное, ради чего и существует любой институт или университет, – учебный процесс! Сохраняя лучшие традиции педагогического образования, МГПИ активно осваивает его инновационные направления.
Наряду с классическими успешно работают факультеты, возникшие по запросам современного общества (менеджмент организации, информационные технологии в образовании, связи с общественностью). С 2008 года МГПИ ведет подготовку студентов по программам бакалавриата по таким направлениям, как «педагогика», «филология», «социально-культурная деятельность», «менеджмент», «социальная работа», «информационные системы и технологии».Следуя современным тенденциям педагогического образования, МГПИ ведет постоянную работу по обновлению программ и включению в учебный процесс дополнительных дисциплин, расширяющих профессиональные компетенции наших выпускников. В последнее время были предложены новые, интересные и актуальные спецкурсы, например, такие как «Этнопсихолингвистика и межкультурная коммуникация», «Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов», «Создание имиджа современного педагога», «Мифопоэтика современной прозы», «Интерактивные формы внеурочной работы по литературе», «Основы экологической компетентности учителя начальных классов», «Предметы лингвокультурологии в сопоставительном аспекте» и многие другие.На трех факультетах института открыты краеведческие специализации, поскольку вуз гордится тем, что его история тесно связана с историей Москвы. Специализация «Московское краеведение» открыта на факультетах социальной педагогики, педагогики и методики начального образования, а специализация «Литературное и лингвистическое краеведение» – на филологическом факультете.В учебный процесс активно внедряются современные образовательные технологии, в том числе с использованием аудио-, видео- и мультимедийных форм предоставления информации, инновационные формы и методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемные ситуации, учебно-исследовательские проекты, учебно-практические мастерские и др. Широко используются новые формы проведения лекционных, семинарских и лабораторных занятий: проблемные лекции, лекции-диспуты, лекции-конференции, деловые игры, «круглые столы», семинары-дискуссии, имитационно-игровое моделирование, проблемные учебные экскурсии. Конечно же, тут не забывают и о практической подготовке студентов института. МГПИ проводит учебные и производственные практики, которые стали важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки будущих специалистов, так как ориентированы на углубление, систематизацию, обобщение и конкретизацию теоретических знаний, полученных в институте, на совершенствование профессионально значимых умений и навыков. Именно практика во многом способствует формированию профессиональной компетенции выпускников вуза. И в этом направлении институт инициирует новые формы работы. В своей педагогической деятельности МГПИ ориентируется на потребности Москвы и новые направления в реализации национальных проектов. В условиях перехода на уровневую систему подготовки специалистов очевидно необходимыми для повышения эффективности деятельности педагогического вуза и его конкурентоспособности на рынке труда стали создание и работа системы управления качеством образования. Ясно понимая, что качество подготовки студентов сегодня гарантия качества столичного образования завтра, МГПИ в 2005 году создал отдел обеспечения качества подготовки специалистов, а в 2010-м – Управление качества подготовки, в чьи задачи входит контроль за теми направлениями деятельности вуза, которые определяют качество образования: подготовкой выпускников; уровнем научных исследований; разработкой учебных программ и пособий; повышением качественного состава профессорско-преподавательских кадров; взаимодействием с рынком труда и участием вуза в трудоустройстве выпускников; развитием инфраструктуры вуза.Управление качества подготовки внедряет в МГПИ систему управления качеством образования в соответствии с основными положениями Стандартов и директив ENQA, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования», Типовой моделью системы качества образовательного учреждения. В настоящее время уже подготовлены документы для получения международного сертификата системы менеджмента качества.В МГПИ ведется активная работа по компьютеризации сбора и обработки данных мониторинга. Начато внедрение компьютерных программ АСТ-ОКО (по комплексной оценке деятельности вуза) и АСТ-ТЕСТ (по конструированию тестовых заданий по учебным дисциплинам и проведению процедур компьютерного тестирования). С 2007 года компьютерное тестирование активно используется для проведения текущего и итогового контроля на целом ряде факультетов. Тестовые задания используются и для определения уровня остаточных знаний студентов. Стала уже традиционной совместная с Московским центром качества образования (МЦКО) деятельность по обучению и участию студентов-старшекурсников МГПИ в диагностике учебных достижений учащихся общеобразовательных учреждений города Москвы. С 2006 года 252 студента Московского гуманитарного педагогического института вышли в столичные школы в качестве экспертов-наблюдателей от МЦКО.Ежегодно проводимый мониторинг качества образовательной деятельности преподавателей МГПИ показал, что, по оценкам экспертов, коллег и студентов, в институте есть много талантливых, деятельных, высококвалифицированных преподавателей. Поэтому по инициативе первого проректора МГПИ Т. Ивановой и по решению Ученого совета в 2008-2009 учебном году в вузе впервые проводился конкурс педагогического мастерства «Лучший преподаватель МГПИ». Участники конкурса доказали, что профессия педагога немыслима без постоянного поиска и саморазвития. По-настоящему талантливый преподаватель вуза не приемлет однообразия, шаблона, унылого стандарта, он постоянно стремится попробовать, освоить что-то новое. Члены жюри убедились, что педагоги МГПИ идут в ногу со временем, находятся в постоянном поиске креативных приемов и методов обучения, формируют у студентов устойчивый интерес к предмету и, конечно же, учат учиться и учатся учить!Проведенный в МГПИ конкурс «Лучший преподаватель МГПИ» вызвал широкий резонанс среди профессиональной общественности города и в 2010 году был включен в программу московских городских профессиональных конкурсов под названием «Молодой преподаватель вуза». Финал первого конкурса «Молодой преподаватель вуза» прошел в июне 2010 года на базе института. В нем участвовали молодые педагоги других столичных вузов: МГПУ (Ольга Грибкова, Анастасия Белолуцкая), МГППУ (Юрий Кондратьев, Владимир Лукин), МГАДА (Юлия Евдокимова, Мария Хуснетдинова). От МГПИ в финал вышли доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Марина Недвецкая и кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и методики Александр Пашков. Этот конкурс стал крупным событием для работников образования Москвы. МГПИ гордится тем, что среди всех финалистов победителем первого городского профессионального конкурса «Молодой преподаватель вуза-2010» была выбрана Марина Недвецкая! Это победа стала победой всего института! Придавая большое значение общеевропейскому сотрудничеству в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований в рамках Болонского процесса, МГПИ заинтересован в академической мобильности своих студентов и преподавателей. Для реализации этих важных и интересных задач в МГПИ в рамках Управления качества подготовки возникло новое подразделение – отдел академической мобильности и профессионального рекрутинга.Чтобы обеспечить своим выпускникам возможность продолжения образования за рубежом, институт устанавливает контакты с университетами и институтами основных европейских стран, таких как Нидерланды, Франция, Бельгия, Люксембург, Германия, Великобритания, планирует участвовать в программах, которые дают возможность получения студентами и аспирантами грантов на обучение, частично или полностью покрывающих расходы студента (Erasmus Mundus), помогать своим студентам в нострификации и апостилировании документов об образовании, выборе учебного заведения для получения степени магистра или обучения в аспирантуре, привлекать иностранных профессоров для чтения лекций в МГПИ как для повышения уровня подготовки студентов, так и для имиджевой рекламы вуза.Факультеты МГПИ такие разные, но их голоса звучат в унисон, потому что и студенты, и преподаватели МГПИ любят свой вуз и гордятся тем, что именно здесь учатся и работают! Филологический факультет удобно расположился на втором этаже нового корпуса на Ходынском бульваре. Рядом с ним два жизненных центра института – спортивный и актовый залы. Всем нравится это место, здесь педагоги факультета – аборигены, даже факультетская газета, которую выпускают их студенты, так и называется – «Второй этаж». Первая остановка на пути – кафедра литературы, которая занимается изучением проблемы чтения и так называемой неподцензурной литературы, то есть огромного массива текстов советского времени, не имевших доступа к официальной печати. Регулярно устраиваются семинары по кафедральной теме, в которых участвуют ведущие отечественные и зарубежные специалисты. Сотрудники кафедры разрабатывают нетривиальные научные темы: заведующий кафедрой профессор Михаил Павловец занимается изучением поэзии русского авангарда, профессор Элеонора Шафранская ищет нестандартные подходы к фольклору, профессор Сергей Васильев редактирует раздел в готовящейся к выходу Шолоховской энциклопедии, где будет все об авторе «Тихого Дона». На кафедре работают очень известные литературоведы и критики: Илья Кукулин (он знаком многим по публикациям в НЛО и «толстых журналах»), Юрий Орлицкий, Татьяна Касаткина, Евгения Воробьева (свои критические работы и стихи она публикует под псевдонимом Евгения Вежлян).Следующая остановка – кафедра русского языка. Здесь идут научные изыскания в области лингвистики художественного и нехудожественного текста, концептологии, преподавания русского как неродного и других фундаментальных тем. Доцент кафедры, специалист по РКИ Маргарита Берсенева – автор проекта Международных научно-методических чтений «Русский язык как неродной: новое в теории и методике», ежегодно проходящих в МГПИ под эгидой кафедры. На этой остановке будет интересно задержаться студентам, потому что им предложат с пользой провести время не только на занятиях, но и вне аудитории, в рамках традиционно интересных кафедральных факультативов на любой вкус. Заведующий кафедрой профессор Алексей Глазков ведет факультатив по польскому языку, а доцент Александр Алексеев – по рок-поэзии. Пожалуй, это одно из немногих мест на Земле, где в унисон звучат вкрадчивая польская речь и боевые аккорды русского рока.Мекка филологического факультета – деканат. Его возглавляет профессор Елена Романичева, она заслуженный учитель России, член авторского коллектива учебно-методического комплекса «В мире литературы», по которому учится почти вся страна. Двери деканата всегда гостеприимно открыты, поэтому преподаватели и студенты с нескрываемым удовольствием посещают эту часть факультета и иногда задерживаются там на целую перемену, чтобы обсудить все самые важные вопросы жизни факультета. Если очень повезет, вы услышите, как звенит драгоценный колокольчик в руке декана, созывая всех участников на пленарное заседание конференции «Филологические традиции в литературном и лингвистическом образовании». Эта конференция – гордость факультета. Она проходит каждый год весной и неизменно собирает на литературоведческой, лингвистической и методических секциях видных ученых-филологов и исследователей-методистов со всей России. В спортзале вы увидите футбольную команду филфака, за которую играют не только студенты, но и преподаватели, а если окажетесь в МГПИ в дни проведения олимпиады по литературе или русскому языку, то сможете стать свидетелями интеллектуальных соревнований (филолог – человек, беззаветно влюбленный в собственный интеллект и твердо убежденный в его наличии, так что немудрено, что спортзал филологи иногда используют не по назначению). Олимпиада – старинная забава филфака, уже много лет сюда приглашают студенческие команды некоторых московских (и не только) вузов посостязаться в знании литературы и творческих способностях, а потом раздают победителям призы – книги, грамоты и сладкие пироги. Олимпиада постепенно превращается в мощное олимпийское движение, и в этот раз она проводится в три этапа в течение всего года, а участвуют в ней студенты целых восьми вузов. Так что если увидите на фоне баскетбольных корзин и гимнастических снарядов расставленные по периметру столы и сидящих за ними студентов с умственным напряжением на лицах, не удивляйтесь: для филфака это нормально. Кстати, в этом году олимпиада стала частью городского культурно-образовательного проекта «Литературный венок России», в реализации которого наш факультет принимает самое активное участие.Каждый второй студент и преподаватель филфака обязательно поет или играет на чем-нибудь. Диапазон музыкальных инструментов чрезвычайно широк: от домбры до флейты. Поэтому день рождения факультета (а точнее – преподавательско-студенческий капустник) и другие праздничные концерты всегда проходят весело: студенты, аспиранты и преподаватели поют так слаженно и вдохновенно, что подпевает вся Ходынка и завидует Самотека.А если по пути вы заглянете в аудитории, то не только приобщитесь к гуманитарной культуре человечества от античности до наших дней на занятиях, но и увидите, чем занимаются филфаковцы в свободное от лекций и семинаров время. Например, попадете на литературную дуэль – игру, где двое участников сражаются при помощи весьма необычного оружия: произведений собственного сочинения. Здесь можно услышать творческие опыты в разных видах искусства: прозу, поэзию, авторскую песню, а также горячие дискуссии по поводу прозвучавших вещей. Победителя определяют зрители путем голосования.Есть на филфаке хорошая традиция: во время учебного года студенты работают экскурсоводами в литературных музеях Москвы, а летом на две недели уезжают в экспедицию в какой-нибудь известный музей-заповедник. В Москве факультет сотрудничает с филиалами Государственного литературного музея, в числе которых мемориальные квартиры А.П.Чехова, А.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, а в летние каникулы – выезды в музей С.А.Есенина в Константинове и в музей А.С.Пушкина в Михайловском, летние практики – одно из любимых дел факультета. В главном корпусе МГПИ на Садовой-Самотечной под патронатом кафедры литературы и профессора Павловца регулярно проходит Литературный салон на Самотеке, где выступают самые известные писатели и поэты: Дмитрий Быков, Владимир Маканин, Тимур Кибиров, Дина Рубина, Анатолий Найман, Владимир Вишневский и другие. Студенты приобщаются к русской литературе не только посредством чтения книг, но и в живом диалоге с авторами.Факультет английской филологии – один из самых старых в нашем институте. Тут наработали богатый научно-методический опыт профессиональной подготовки по специальности «учитель английского и немецкого, английского и французского, английского и итальянского языков», а за последние три года – по направлению «бакалавр филологического образования», профиль – «учитель английского языка и русского как иностранного». В настоящее время на факультете обучается 361 студент, а образовательную лингвистическую деятельность организуют преподаватели кафедр английской филологии и методики, англистики и межкультурной коммуникации и грамматики и фонетики английского языка и методики их преподавания, которые широко внедряют инновационные технологии подготовки современного учителя иностранного языка. Выпускники известны и востребованы на рынке труда, они не только владеют высоким уровнем коммуникативной компетенции, позволяющим участвовать в межкультурном общении, но и способны подготовить своих учащихся к подобному общению с использованием разнообразных средств обучения иностранному языку, становятся победителями городского конкурса «Педагогический дебют», окружных конкурсов «Мои первые шаги», номинантами конкурса «Учитель года» в категории «Молодой педагог», ежегодно работы студентов факультета английской филологии участвуют в различных конкурсах МГПИ, во Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских работ. В 2009 году студенты факультета получили 7 дипломов победителей Открытого конкурса на лучшую студенческую работу.Большую роль в жизни факультета играет студенческое научное общество. На факультете английской филологии действуют пять секций: «Лингвистические вопросы подготовки учителя английского языка», «Вопросы межкультурной коммуникации и перевода», «Текст. Чтение. Дискуссия», «Проблемы обучения иностранному языку», «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного». Важная форма научной работы – участие в ежегодных научно-практических конференциях «Проблемы профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка», «Учитель иностранного языка: вопросы профессиональной компетентности», которые традиционно проводятся на факультете в декабре и апреле. С 2009 года на факультете проводится международная научно-практическая конференция «Современные проблемы лексических исследований».На факультете создан фонетический хор, который по праву считается лицом факультета; выпускается газета «Hear me», где редакторы – студенты. В течение четырех лет при факультете работает театральная студия «Dream Castle», лозунг которой слова Н.В.Гоголя: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».Лингвистическая подготовка будущего специалиста требует хорошей языковой практики, поэтому на факультете нередко читают лекции носители языка. Один из последних проектов факультета – участие в работе детских лингвистических лагерей в США и Болгарии. Студенты факультета успешно прошли строгий отбор и были привлечены в качестве вожатых для работы в международной летней школе русского языка «Московия».Факультет романо-германской филологии – один из самых молодых и динамично развивающихся факультетов МГПИ. На этом факультете не так легко учиться, как кажется. Ведь язык – это величайшее достояние человечества, условие его выживания и развития, а иностранный язык – ключ к волшебной дверце, за которой лежит мир иных стран, иных народов, такой же огромный, как наш родной, но поворачивающийся к нам новыми удивительными гранями. Но можно ли выучить иностранный язык, просто вызубривая слова и грамматические правила? Особенно такой изысканный, утонченный язык, как французский, – язык высокой моды, возвышенной любви и романтики? Или немецкий – язык самых выдающихся научных достижений, язык великих философов, политиков и бизнесменов? А итальянский – язык великой музыки, самой величественной архитектуры и, наконец, просто страны вечного солнца и радости? Язык нужно прожить и прочувствовать через его культуру, обычаи, нравы, традиции. Ведь даже преодолев языковой барьер, человек стоит перед следующим, еще более грозным и почти непреодолимым препятствием – барьером культурным. Педагоги помогают студентам преодолеть этот барьер. Постижение культурного богатства стран изучаемых языков составляет суть жизни факультета. Преподаватели факультета проводят «круглые столы», участвуют в различных конференциях, в том числе и за пределами нашей страны, пишут научные книги и учебники для школ и вузов, создают программы повышения квалификации школьных учителей. Не отстают от преподавателей и студенты. На заседаниях четырех секций студенческого научного общества обсуждаются серьезные научные проблемы, настоящим праздником науки становится защита дипломных работ. На факультет романо-германской филологии поступают творческие и целеустремленные люди, искренне интересующиеся своей будущей профессией. История Франции, Италии, Германии, их музыка, живопись, кинематограф неразрывно связаны с буднями даже за стенами института. Студенты и преподаватели факультета регулярно выезжают на языковые стажировки в страны изучаемого языка, совершенствуя свои знания, навыки общения, с радостью делятся друг с другом личными открытиями в той или иной области науки или искусства, что никак не мешает учебному процессу. Девиз факультета «Успеть можно все! Нет ничего невозможного!». Поэтому есть команда КВН с интересным названием «Исподвыперевыподверта», которая не раз занимала 1-е место в этом соревновании веселых и находчивых, а зрителям давно полюбились талантливые и красноречивые студенты с замечательным чувством юмора, которые всегда готовы к познанию нового, с радостью принимают участие в научных конференциях, в дебатах, во всевозможных викторинах и конкурсах, занимают первые места в таких конкурсах, как «Мистер и мисс МГПИ», спортивных соревнованиях. Преподаватели не отстают (становятся призерами конкурса «Лучший преподаватель МГПИ»), но даже если первое место достается не им, они не унывают и не отчаиваются. Неоценимое значение в изучении иностранных языков на нашем факультете имеет ежегодно проводимый фонетический конкурс, где демонстрируются не только произносительные навыки, но и творческий подход, оригинальная постановка, актерские данные. А какие концерты организуют студенты! Взять хотя бы День рождения факультета: каждый год выбирается соответствующая тематика, в рамках которой выстраивается программа выступлений. Энтузиазм студентов не знает границ, и получаются отличные стильные вечера, где никто не скучает, где рады друзьям – гостям с других факультетов. Самое главное – на факультете учатся увлеченные люди, которым действительно важна их будущая профессия и которым по-настоящему интересна учеба. Люди хорошие, с добрым сердцем, они самозабвенно, с радостью работают с детьми, бескорыстно посвящая им свое время и искренне привязываясь к ним. Факультет «Информационные технологии в образовании» был создан в 2007 году. У него трудная и очень интересная задача – воспитать уникальных специалистов: педагогов-преподавателей информатики и широкого спектра инженерно-компьютерных дисциплин, программистов-разработчиков сложных образовательных программных комплексов, руководящих работников, способных стать менеджерами или директорами программных проектов.На этом факультете студенты получают возможность поработать в локальных и глобальных компьютерных сетях, получить широкий доступ к мировым образовательным ресурсам, освоить и применить на практике современные дистанционные технологии (телевидеоконференции, сетевые дистанционные ресурсы). Студенты с интересом учатся работать со звуком, видео, анимацией, самостоятельно создают сайты и компьютерные игры. Глубокое освоение студентами векторных, растровых и гибридных компьютерных графических технологий, технологий программирования на языках высокого уровня, работы с базами данных позволяет им создавать интеллектуальные информационные системы и мультимедийные обучающие продукты.Одним из приоритетных направлений исследований факультета в ближайшие годы станут технологии дистанционного образования. Для этого проводятся эксперименты по использованию в образовательной сфере социальных сервисов (групп «Вконтакте», возможности Google), исследования по внедрению в учебный процесс свободного программного обеспечения. В рамках этих проектов на факультете развивается международное сотрудничество. Разрабатываются совместные научные проекты с преподавателями из университетов Германии и Финляндии. На факультете действуют научные кружки, возглавляемые как преподавателями, так и студентами старших курсов. При всей глобальности научных задач студенты не изменяют своему основному выбору – стать настоящим Учителем. Вот что написал в своем эссе студент первого курса факультета ИТО Александр Некеричев: «Учитель – тот человек, который не только передает полученные знания детям, но и принимает участие в судьбе своих воспитанников. Творческий учитель – это креативный учитель, который делает из человека разносторонне развитую личность. Сейчас я стремлюсь к тому, чтобы стать педагогом. Это осознанный выбор: ведь я не могу представить свою жизнь без школы и ее энергетики».Факультет педагогики и методики начального образования был образован в числе первых пяти факультетов МГПИ в 2001 году. На факультете работают ведущие представители профессорско-преподавательского состава МГПИ и приглашенные специалисты, студенты имеют возможность постоянно знакомиться с новейшими разработками в области начального образования и выходить на педагогическую практику в самые престижные школы Москвы. За последние шесть лет на факультете подготовлено уже более 700 специалистов для образовательных учреждений Москвы, появились новые специализации: «педагогическая психология», «физическое развитие и воспитание», «управление воспитательной деятельностью», открыта интересная краеведческая специализация «краеведение (московское)». Впервые в МГПИ был создан факультетский кабинет информационных технологий, а также специализированный методический кабинет начальной школы.Студенты издают собственную газету «ПаутиНАЧка», которая трижды становилась лучшей факультетской газетой МГПИ. Факультет гордится спортивными достижениями: семь лет подряд его студенты побеждали в комплексной спартакиаде МГПИ.А знаете ли вы, что… Победителем первого конкурса педагогического мастерства «Лучший преподаватель МГПИ» стала канд. ист. наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Татьяна Апостолова.Комментарий декана Елена РОМАНИЧЕВА: «Я счастливый человек, потому что работаю в коллективе единомышленников, которые учат бакалавров и специалистов (не только языку и литературе, педагогике и методике, а еще и литературному редактированию), которые ездят со студентами не только на музейную практику, но и в фольклорные и диалектологические экспедиции (а они проводятся вместе с Институтом русского языка имени В.Виноградова РАН), а еще создают учебники для школы и вуза, учат учителей (а не только студентов!), пишут статьи и выпускают монографии, защищают докторские и кандидатские диссертации. Ведь филфак – самый «остепененный» факультет в МГПИ! Я счастливый человек, потому что студенты-филологи, выбравшие самую трудную и самую замечательную профессию, профессию учителя-словесника, продолжат дело, которому их преподаватели посвятили жизнь. И я уверена: будут делать его так же хорошо, как их учителя. Я счастливый человек, потому что не заметила десяти лет: каждый день на факультете происходит что-то интересное и важное, а филфак развивается так стремительно, что путеводитель, наверное, придется обновлять постоянно. Я счастливый человек, потому что люблю свой факультет, потому что горжусь своим факультетом, его преподавателями, выпускниками, сегодняшними учителями московских школ и студентами, которых объединяют те же чувства по отношению к своему филфаку. Ведь даже в названии факультета – филологический – есть слово «любовь».Факультет социальной педагогикиФакультет социальной педагогики существует с момента основания МГПИ. В течение десяти лет факультет предлагает студентам обучение по специальности «социальная педагогика», а с 2008 года – по направлению «педагогика» (бакалавр педагогики), по профилям подготовки «социальная педагогика» и «практическая психология в образовании». На факультете работают высококвалифицированные преподаватели, 14 докторов и свыше 30 кандидатов наук. За годы своего существования факультет подготовил более 1200 социальных педагогов для столичной системы образования. Свыше 65% выпускников 2010 года работают в учреждениях Департамента образования – прежде всего в школах и дошкольных образовательных учреждениях, выпускники факультета работают и в системе МВД, в органах городского и муниципального управления, учреждениях культуры и искусства, научно-исследовательских институтах, в крупных коммерческих организациях. В 2011 году факультет будет осуществлять прием на очную и заочную (на базе среднего специального педагогического образования) формы обучения как на бюджетной, так и на внебюджетной основе, возможно получение второго высшего образования.Важная особенность факультета – включение студентов в социально значимую внеучебную деятельность. Наиболее популярна среди студентов факультета работа в волонтерских отрядах, детских оздоровительных лагерях, в центрах социальной и психологической помощи населению, детских досуговых и спортивных центрах, приютах.В процессе обучения преподаватели факультета стремятся не только передать студентам знания, но и сформировать у них веру в свой профессиональный успех, организуя деловые игры и психологические тренинги, пользующиеся особым интересом у студентов. Студенческий совет совместно с администрацией факультета организует различные конкурсы, концерты, викторины. Ежегодно отмечается день рождения факультета – в этом году он будет юбилейным. Особым уважением среди студентов пользуется спорт – наши спортсмены постоянно становятся победителями и призерами институтских и городских соревнований, а сборная команда по мини-футболу четыре года подряд становилась победителем турнира на кубок ректора МГПИ.Девиз факультета – «Личность, пространство, время», потому что забота о благе человека обернется социальным благополучием многих, уважением и любовью учеников, родителей, коллег.Факультет социальной работыВ 1991 году в Российской Федерации была введена новая для нашей страны профессия – специалист социальной работы. Сегодня она одна из наиболее востребованных в обществе.МГПИ давно и прочно вошел в число вузов, формирующих систему педагогического и социально-психологического сопровождения процессов социализации и реабилитации детей и взрослых столичного мегаполиса. В 2006 году в вузе было открыто Методическое управление социальной интеграции детей, оставшихся без попечения родителей. Логическим продолжением его деятельности стало открытие в 2009 году факультета социальной работы. Сегодня факультет готовит бакалавров социальной работы на очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения. В следующем учебном году планируется открытие дневной формы обучения. Многоуровневая система позволяет нашим студентам получить степени бакалавра и магистра. Студенты факультета социальной работы МГПИ получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественно-научную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Особое внимание на факультете уделяется практической подготовке – она рассматривается как органическая часть образования в области социальной работы. Студенты проходят практику в таких учреждениях, как центры социальной помощи семье и детям, центры социальной защиты населения, детские дома и школы-интернаты, медико-социально-психологические центры, социальные приюты, наркологические диспансеры, центры занятости. Ведущие специалисты этих учреждений участвуют в учебном процессе. Студентам стараются показать различные учреждения социальной сферы и дать возможность за время обучения попробовать себя в нескольких направлениях социальной работы. В ходе обучения студенты осваивают такие специализации, как социальная работа с неблагополучной семьей и детьми и управление в социальной работе.Для программ профессиональных, специальных и дисциплин специализации используются активные формы практического обучения: лабораторные занятия, на которых на основании теоретических знаний студенты моделируют действия в рамках социальной работы, анализ жизненных ситуаций клиента, тренинги, семинары-практикумы. В рамках студенческого научного общества факультета исследуются проблемы благотворительности и волонтерства в социальной работе, вопросы эффективного социально-психологического сопровождения современной семьи. На факультете выпускается студенческая газета «Общее дело», работает волонтерский клуб.Факультет менеджмента организацииОдин из самых молодых факультетов МГПИ. Впервые свои двери факультет открыл для абитуриентов и студентов сравнительно недавно, 3 года назад, и за столь короткий отрезок времени зарекомендовал себя как очень перспективный и успешный. Факультет менеджмента организации занимается подготовкой молодых, энергичных управленческих кадров для Москвы, сегодня некоторые студенты старших курсов уже реализуют себя как начинающие профессионалы в государственных организациях и частных компаниях города. Таких результатов удалось добиться благодаря грамотному руководству и своевременному координированию деятельности под началом декана Валентины Сидоренко. Профессорско-преподавательский состав факультета представлен высококвалифицированными специалистами, благодаря которым студенты получают первоклассное образование в сфере управления.Девиз факультета: «Мы не ищем перспектив – мы их создаем!» Как известно, практика управления и организации связана с решением множества очень непростых задач, поэтому современный менеджер должен быть профессионально подготовлен в различных областях деятельности: управленческой, информационно-аналитической, инновационной, консультационной, методической, проектно-исследовательской, образовательной, быть не только высококвалифицированным специалистом в той области, в которой он собирается работать, но и наряду с этим иметь лидерские качества, компетенции в области психологии, умение оперативно и разумно действовать в критических ситуациях. Именно поэтому при наличии большого количества не только умных и способных в обучении студентов факультет располагает одаренными и талантливыми ребятами в совершенно различных областях – это и наука, и спорт, и искусство.Каждый сентябрь проводится спартакиада первокурсников, где они могут продемонстрировать свои силы и ловкость. В течение года кафедра физического воспитания МГПИ устраивает соревнования между факультетами и учебными корпусами нашего института. Факультет менеджмента организации принимает участие во всех соревнованиях внутри института и занимает призовые места во многих видах спорта. Cборная факультета по баскетболу успешно выступает на институтских соревнованиях уже два года подряд, за нами две бронзовые награды. С гордостью можно отметить, что основной состав женской сборной МГПИ по баскетболу представлен преимущественно студентками факультета. В прошлом году во время соревнований по дартсу сборная факультета менеджмента организации одержала уверенную победу, первое место в соревнованиях по фитнесу в упорной борьбе было завоевано студентками факультета.Третий год подряд студенты факультета проводят регулярные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравляют ветеранов с праздниками, приглашают их на факультетские мероприятия, устраивают чаепития, где старшее поколение передает свой бесценный опыт, делится мудростью с молодежью.Ежегодно 26 мая отмечается день рождения факультета. Этот небольшой, казалось бы, праздник местного значения всегда перерастает в грандиозное событие в жизни института. При поддержке деканата студенты факультета «Менеджмент организации» и других факультетов организуют торжество с огромным количеством музыкальных и юмористических номеров, а также других выступлений с поздравлениями факультету. На факультете был создан студенческий просветительский клуб «Духовно-нравственная культура России», в рамках которого проводятся встречи и семинары с писателями, поэтами, актерами, представителями церкви и многими другими значимыми деятелями культуры и духовного просвещения. Гостями клуба были талантливый писатель и автор-исполнитель, член союза писателей России, кандидат педагогических наук Евгений Карунин, член Союза писателей России, кандидат филологических наук Надежда Веселовская, научный сотрудник РАО ИСМО Ирина Замятина.На факультете существует собственная команда КВН под названием «НОТ Managers», в состав которой входят студенты как младших, так и старших курсов. Эта команда еще небольшая, но очень амбициозная и подающая большие надежды. «НОТ Managers» способны рассмешить любого зрителя, в апреле 2010 года благодаря искрометному выступлению кавээнщиков факультета команда заняла третье место в институте. Факультет получил диплом за лучшую коллективную студенческую работу в номинации «Постер: «Жизнь прекрасна» в рамках Первого открытого фестиваля социальной рекламы, посвященного борьбе с наркоманией, «Я строю свою жизнь». Ребята работали с полной отдачей, они знали и верили, что их деятельность принесет свои плоды и поможет защитить хотя бы малую долю людей от наркотиков, алкоголя и других ядов, которые отравляют здоровье и жизнь человека. Студенты факультета имеют возможность одновременно изучать несколько иностранных языков, посещать разнообразные тренинги, совершенствовать себя, часто на факультете проводятся семинары, конференции, в которых принимают участие студенты МГПИ.Факультет педагогики и методики дошкольного образования МГПИХарактерная особенность этого факультета – увеличение количества студентов, получающих второе высшее образование: среди студентов есть даже кандидаты наук!С 2002 года на факультете работает студенческое научное общество. Традиционно одна часть научно-исследовательской работы студентов включается в учебный процесс, а другая проходит во внеурочное время. В течение учебного года под руководством научных руководителей студенты выполняют специальные задания, контрольные и курсовые работы, содержащие элементы научных исследований. В рамках научно-исследовательской работы во внеурочное время на факультете работают две секции – «Проблемы социально-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста» и «Проблемный подход в современном дошкольном обучении и воспитании». Традиционными стали неделя науки «Молодой исследователь XXI века», ежегодный открытый конкурс лучших студенческих научных работ, участие преподавателей факультетской кафедры в Рождественских чтениях, проведение Дней славянской культуры и письменности, студенты-очники принимают активное участие во всех внутривузовских мероприятиях.Важная часть учебного процесса – учебная и педагогическая практика для возможно более полного ознакомления студентов с различными типами дошкольных учреждений, со спецификой педагогической деятельности и формирование у них профессиональных навыков.Во время практики студенты в качестве зачетных заданий осуществляют консультативную работу. К наиболее интересным и оригинальным, выполненным на высоком профессиональном уровне работам можно отнести консультирование родителей по проблемам воспитания и развития гиперактивных детей, консультирование воспитателей по организации проведения комплексных занятий.В январе 2007 года на базе МГПИ проходил второй тур городского конкурса «Детский сад года-2006», педагоги факультета были членами жюри данного конкурса, в 2010 году участие в городском конкурсе продолжилось, педагоги работали в жюри городского конкурса «Лучшая окружная методическая служба по дошкольному образованию в системе дошкольного образования Москвы». Факультет проводит городской конкурс детских и детско-родительских творческих проектов «Солнечный зайчик». С 2008 года факультет – куратор Ресурсного центра «Мой садик дома» проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», на базе факультета разработана модель Академии родительства, которая представлена на интернет-ресурсе pik.100ucos.ru.Факультет социально-культурной деятельностиСреди всех факультетов есть СКД – факультет социально-культурной деятельности. И пусть он не все десять лет идет вместе со всем МГПИ, но зато к общему юбилею он накопил от роду пять лет, а это тоже своеобразный, пусть и не с круглой датой, но самый первый в жизни факультета юбилей!Пять – цифра замечательная! В контексте педагогической профессии «пять» – «отлично»! И очень многие дела СКД можно оценить на «отлично».Юный возраст не мешает заниматься научной деятельностью: на факультете работают четыре студенческих научных общества, объединяющие более половины наших студентов. Студенческие научные работы неоднократно отмечались грамотами и дипломами различных уровней, несколько лет наш факультет принимает самое деятельное участие в фестивалях науки Москвы, которые проходят в МГУ и Экспоцентре на Красной Пресне. Деловые игры и мастер-классы режиссера-постановщика Елены Дольгиревой воспринимаются с неподдельным интересом, и хотя короткое блиц-занятие не призвано решать вопросы профессиональной подготовки, но участие в нем помогает определиться в выборе специальности будущим абитуриентам.Новый культурно-образовательный проект Департамента образования «Литературный венок России» сразу привлек внимание многих ребят СКД, ведь на факультете много пишущих и тех, кто искренне любит и ценит литературу.Один из ярких и значимых праздников России – День славянской письменности и культуры; ежегодная фотоакция «Возрождение ценностей и памятников русской культуры», которую проводит факультет, включена в официальную программу празднования и отмечена дипломами организаторов Дня «За вклад в сохранение духовного наследия России».Всего год назад на факультете родился новый вокальный коллектив «Аврора» (руководитель Наталья Токарева) и сразу стал лауреатом фестиваля «Фестос-2010» и дипломантом фестиваля «Паруса Надежды». Более 75 студентов факультета за прошедшие годы становились лауреатами и дипломантами международных и московских фестивалей, конкурсов искусств и студенческого творчества «Фестос», «Паруса надежды», «Победа ради будущего», «Золотая зачетка», «С веком наравне», а о квартете «Братья» – студентах пятого курса СКД – знает уже вся Москва и другие жители России!Есть еще одна гордость МГПИ – наш КВН, команда «Новый город», которая играет в полуфинале Московской студенческой лиги КВН): на 99% команда состоит из студентов СКД!Студенты СКД с энтузиазмом и полной отдачей принимают участие в проекте «Педагогические мастерские». Работа бок о бок с такими маститыми педагогами, как Евгений Ямбург, Мария Комлева, Виктор Фертман, Елена Недзвецкая, Александр Бубман, – самое лучшее введение в профессию!А еще студенты снимаются в кино! Мария Рыбакова, выросшая на съемках «Ералаша», сейчас работает ведущей на телеканале «Бибигон», а Ксения Шандалова с успехом снимается в телевизионных сериалах. Вся страна недавно аплодировала студентке Валерии Марковой, которая блистательно выступала в телевизионной передаче «Минута славы»!Как хорошо, что идея открыть СКД родилась пять лет назад и была воплощена!Факультет связи с общественностьюРеалии современной жизни выдвигают новые требования к системе российского образования. Обществу нужны специалисты по связям с общественностью, профессиональные пиарщики, мастера рекламы, что и стало главной причиной образования в МГПИ нового факультета. Специалисты по связям с общественностью (PR), рекламе – это особая профессиональная каста, обеспечивающая коммуникативные связи в условиях информационного общества.Созданный в МГПИ в 2010 году факультет связи с общественностью открывает перед студентами новые горизонты в получении знаний, расширяет кругозор, формирует профессиональные навыки. После окончания института выпускников ждет успешное трудоустройство, поскольку дипломированный специалист по связям с общественностью сегодня востребован не только среди крупных компаний, но и среди частных лиц – политиков, бизнесменов и т. д.На факультете связи с общественностью Московского гуманитарного педагогического института формируются яркие, неординарные личности, с креативным мышлением и широкой эрудицией. Это действительно будущая элита России, готовая отстаивать ее политические и экономические интересы. Студенты ориентированы на достижение доброжелательных отношений, умение оперативно использовать достоверную информацию для формирования положительного имиджа. Именно поэтому особое внимание в обучении уделяется практической работе – семинарам, мастер-классам, case studies. Сложность этой специальности в том, что в сфере PR (паблик рилейшнз) работают специалисты разного профиля – журналисты, психологи, рекламисты, специалисты по менеджменту и маркетингу, социологи, политологи. Особое место занимают специалисты по связям с общественностью с высоким уровнем знания иностранного языка.Благодаря хорошей подготовке и набранному опыту наши выпускники смогут занять достойное место среди специалистов данного направления, и это место будет первым!Профессия PR-менеджера чрезвычайно сложна, но интересна и очень благодарна. Она помогает людям, компаниям, обществу наладить добрые связи друг с другом, двигаться вперед и сообща делать мир лучше, гармоничнее. Профессия PR-специалиста – это творческая работа, постоянно требующая поиска новых решений, неординарных ходов, мгновенной смены тактики. Специалист PR должен обладать такими качествами, как терпимость, устойчивость к стрессам, готовность к ненормированному рабочему дню. У такого специалиста всегда много обязанностей, которые он главным образом сам на себя и возлагает. Ему приходится много писать и говорить, осмысливая каждое слово, так как неудачно выраженная мысль или неосторожная фраза могут обернуться против компании и против него лично. Еще необходимо желание работать, стремление реализовать себя на этом поприще. На факультете связи с общественностью Московского гуманитарного педагогического института студенты получают не только новые знания и перспективную профессию – их учат ладить с людьми, находить подход к каждому человеку.Мнение заинтересованного человекаПризнаюсь, я работала над этим номером, посвященным 10-летнему юбилею МГПИ, с особым чувством глубокого уважения и зависти к тем, что трудится и учится в этом замечательном молодом вузе. Я работаю в педагогической журналистике 29 лет. Много знаю, хочу надеяться, что многое умею, но печалюсь, что не имею педагогического образования. Все мне кажется, что в педагогических вузах учат чему-то тому, чего просто так не узнаешь, а это что-то помогает состояться не только в педагогике, но и в других сферах деятельности.Я очень люблю Московский гуманитарный педагогический институт и, бывая в нем, кажется, заряжаюсь какой-то новой энергией. У меня нет орденов, но есть престижная медаль МГПИ. Меня включили в число радетелей отечественного образования, и я несказанно горжусь этим. Правда, в этом списке великие имена тех, кто внес неоценимый вклад в развитие культуры, образования, науки, а я всего-навсего журналист, пишущий на темы образования, но, может быть, по отношению ко мне это своеобразный педагогический ход – особое поощрение и напутствие для дальнейшей работы.Я поздравляю мой дорогой МГПИ с юбилеем и твердо верю в его счастливое будущее!Виктория МОЛОДЦОВА, шеф-редактор «УГ-Москва», заслуженный деятель культуры РФ, лауреат премии Правительства Москвы в области журналистики
Комментарии