search
main
0

«Училка» победила. На кинофестивале «Окно в Европу» вспомнили о школе

Фильм Алексея А. Петрухина «Училка» стал самым большим потрясением XXIII фестиваля «Окно в Европу», который только что завершился в Выборге под Санкт-Петербургом: зрители были в восторге, профессиональное жюри – в шоке. Первые, не мудрствуя лукаво, присудили картине «Золотую Ладью» – главный приз конкурса зрительских симпатий «Выборгский счет». Вторые устроили вокруг «Училки» небольшой драматический перформанс. Сначала на открытом заседании жюри разнесли творение Алексея А. Петрухина в пух и прах – ярко, остроумно, не стесняясь в выражениях и, вроде бы не называя имен, но так, что все поняли, о ком речь. А через несколько часов, на сцене Выборгского замка, где традиционно проходит церемония закрытия фестиваля, внезапно вручили «Училке» Гран-при…

Отметили, правда, не саму картину, а исполнительницу главной роли Ирину Купченко, но сути дела это не меняет. Как не меняет ее ни изысканность формулировок – Ирину Петровну наградили «за безупречное мастерство, достоинство и честность». Ни двусмысленное «и еще за чувство стыда» – это лично от себя добавила председатель жюри, режиссер Светлана Проскурина, вручая приз. Ни то, что работа Купченко действительно безупречна. Присудив отличной актрисе первый по значимости приз за роль в очевидно слабом фильме (при том, что в конкурсе были куда более достойные в художественном отношении работы: «Охрана» Александра Прошкина, «Норвег» Алены Званцовой), профессионалы, получается, тоже признали «Училку» самым значимым событием фестиваля, его явлением.

С одной стороны, и решение судей, и столь горячий зрительский прием вызвали недоумение, суть которого очень точно озвучил один из членов жюри, режиссер Владимир Котт: «Я порой ловил себя на мысли, что кино плохо сделано, актеры фальшивят, снято кошмарно, и то, что я вижу, ни к какому искусству, творчеству, отношения не имеет. Но в то же время я видел зрителя, который очень круто реагирует, которому это кино нравится. Это не вопрос зависти. Я просто чувствую себя глупым». В этом своем чувстве Владимир Котт был не одинок. Но вот, что думают об «Училке» зрители:

– Я сама преподаю историю в вузе и изначально шла на фильм в ожидании, что это будет рассказ обо мне. И не ошиблась. В главной героине я действительно узнала себя! – призналась 37-летняя Светлана, завсегдатай «Окна в Европу». – В фильме, безусловно, есть к чему придраться: мне, например, показалось странным, что учительница, уходя из дома, во всех комнатах оставляет включенным свет, удивило, что в стенах школы почему-то не звучит звонок с урока и на урок. Но диалоги учеников показались очень жизненными, ловила себя на мысли, что подобное слышала и от своих студентов. А уж когда речь зашла об аттестации преподавателей! Даже сердце кольнуло!

– Не все в фильме понравилось, но я поставил девять баллов из десяти возможных, так как считаю, что это очень нужное кино, – сказал 43-летний Дмитрий, отец двоих старшеклассников. – В школе сейчас творится черт знает что, и с этим однозначно надо что-то делать. Иногда мне кажется, что с нынешними школьниками можно общаться только с позиции силы. Очень понравилось, как сыграла Ирина Купченко – жаль, что она в последнее время редко снимается.

– У нас странные ощущения, – поделились своими впечатлениями студенты, приехавшие на «Окно в Европу» из Питера. – С одной стороны, многое в фильме раздражало. В какие-то вещи просто не верится: вряд ли все-таки вот так запросто можно пронести в школу пистолет. Но при этом что-то действительно «зацепило», например, реплики об Украине. Понравилось, что в фильме звучат разные точки зрения, и нет ура-патриотизма.

Так чем же так взволновала зрителей и фестивальную общественность картина Алексея А.Петрухина? Сюжет «Училки» напоминает «Последний урок» с Изабель Аджани: у заслуженной учительницы Аллы Николаевны, проработавшей в школе всю жизнь и воспитавшей не одно поколение учеников, в числе которых и теперешний директор, в какой-то момент сдают нервы. Доведенная до отчаяния, она берет в заложники 11 «А» и под дулом пистолета заставляет своих учеников сдавать темы по истории.

Сценарист картины Екатерина Асмус уверяет, что «Последний урок» впервые посмотрела уже после начала работы над «Училкой», а материал брала «из жизни», в том числе, из собственной. «Я училась в двух школах, и они были диаметрально противоположными: одна очень приличная, «с пиететами», а другая – просто разбойничья. Многие сейчас не верят, но и в советское время такие были. И дети, которые показаны в нашей картине – это, выражаясь современным языком, очень «лайтовая» история по сравнению с тем, что могу я написать об этом», – заявила автор сценария.

По словам создателей фильма, они не ставили перед собой задачу кого-то обличать, им было важно рассказать о проблемах современной школы.

– За свою актерскую жизнь я сыграла довольно много учителей, и мое отношение к этой профессии не изменилось, – заметила Ирина Купченко. – Я и раньше считала, и сейчас повторю, что учитель – один из важнейших людей в обществе. Потому что формирование человека происходит, в основном, в школе, и роль учителя в чем-то даже важнее роли семьи. Но сейчас эту роль отменили. Сейчас, как говорит в фильме моя героиня, нужен не учитель, а менеджер по знаниям. А учитель – это святое. Во всем мире святое. Это очень высокое звание. И ему сейчас сложно.. И общество должно его поддержать»…

P.S. При переводе фильма на китайский язык, съемочная группа столкнулась с неожиданной проблемой: оказалось, что аналог слову «училка» подобрать невозможно. В Поднебесной такого понятия просто не существует.

Фото: vedomosti.ru; film.pro

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте