Чтобы отличить делимое от делителя и понять результат, вовсе не обязательно знать цифры. Множество научных исследований свидетельствуют, что любой человек обладает врожденной способностью выполнять простые арифметические действия: складывать и вычитать.
Новое исследование, которое опубликовано журналом Frontiers in Human Neuroscience, показывает, что математические возможности могут быть еще шире, чем предполагалось ранее: человек от рождения способен не только складывать и вычитать, но и делить.
Специалисты факультета психологии Университета штата Пенсильвания в США организовали эксперименты, в которых участвовали шесть детей в возрасте 9 лет. Им предложили задания с делением, где было необходимо исключительно с помощью интуиции выбрать правильные ответы.
В заданиях не было цифр и чисел, ученые применили систему приблизительных вычислений. Она свидетельствует, что люди (также и обезьяны) с детства способны интуитивно сравнивать и оценивать большие группы объектов. Так, ребенок может понять, что группа из 20 точек больше, чем группа из 4 – даже в случае, когда эти 4 точки занимают большее пространство.
В результате исследования выяснилось, что дети в 73–77% случаев отвечали правильно – хотя задания были не из легких и многие ребята еще не умели делить с помощью чисел. Например, в одном из заданий точки из верхней части экрана (делимое), падали вниз на цветы с разным количеством лепестков (делитель). Детей спрашивали о том, в каких случаях результат будет большим или меньшим – в зависимости от числа точек и лепестков.
Во время выполнения детьми заданий ученые наблюдали за активностью их мозга. Они заметили, что активность резко увеличивается в той его части, которая отвечает за математическое мышление.
Как отмечено одним из авторов исследования Элизабет Брэннон, больше всего их удивила способность детей, не умеющих делить, успешно распределять точки по лепесткам. Это говорит о том, что еще до обучения человек обладает интуитивным математическим мышлением. Оно существует благодаря работе зон мозга, которые впоследствии играют значимую роль в овладении математикой.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» делилось мнением Учителя года Михаила Гурова о современном преподавании математики. Он отметил, что математика развивается. И в настоящее время школьная программа содержит разделы, которые можно было бы изучать более глубоко – из чисто практической востребованности. Такими разделами, например, являются теория вероятности и теория графов. Последняя – основа машинного обучения, благодаря которой существуют современные нейронные сети.
Комментарии