search
main
Топ 10
Стирка вещей после покупки: от каких болезней она может спасти Алису Теплякову не зачислили на бюджет в университет «Синергия» Продукты для хорошего зрения: что нужно есть, чтобы сохранить здоровье глаз Штраф в 40 тысяч рублей заплатит завуч екатеринбургского лицея из-за скандального танца выпускников Польза и вред кабачков: стоит ли включать этот овощ в свой рацион В новом учебном году комплекты тем для итогового сочинения будут формироваться иначе Минобрнауки: зачисление в вузы в одну волну исключает преимущества для высокобалльников Российские вузы начали проводить дополнительный набор первокурсников В Волгограде школьница по неосторожности подожгла школу Минпросвещения России: «Профессия учителя становится с каждым годом все престижнее» Не все то золото, что блестит: как выпускники не досчитались медалей Дополнительный набор в вузы продлится до 16 сентября В Минпросвещения России утвердили состав Совета учителей-блогеров Живых лабораторных мышей ученые предложили заменить на 3D-модели В Омской области выявили рост заболеваемости энтеровирусом среди детей Евгений Ямбург: успех инклюзивного образования зависит от настроя учителей Танго с Иосифом Бродским, или Песни перелетных людей Региональные вузы притягивают абитуриентов

Ученые СПбГУ выяснили, каким школьники видят идеального учителя

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета выяснили, как старшеклассники оценивают качество обучения в школе и какими профессиональными навыками, на их взгляд, должен обладать учитель. В рамках масштабного проекта ученые опросили более 700 старшеклассников.

Всего в трехгодичном проекте \”Портрет учителя в зеркале портрета ученика\” приняли участие около трех тысяч старшеклассников из 50 регионов страны. Масштабное исследование, результаты которого опубликованы в журнале \”Человек и образование\”, позволило педагогам СПбГУ составить представление о том, какие образовательные потребности есть у современного поколения школьников, сообщает пресс-служба СПбГУ.Один из аспектов проекта касался оценки школьного учителя. Ученые предложили более 700 старшеклассникам ответить на вопросы о том, кому они готовы доверить свое образование: итоги анкетирования позволили специалистам составить портрет идеального педагога. Учитель, по мнению ребят, должен уметь убеждать и понятно объяснять материал — так ответили 91 % опрошенных. Кроме того, школьников привлекают люди с чувством юмора (66 %), и, наконец, они ценят педагогов, которые справедливо относятся ко всем ученикам, объективно оценивают их результаты и аргументируют оценки без эмоций (66 %).— Проблема в том, что перечисленные качества остаются в тени базового педагогического образования и даже системы повышения квалификации. В основном студентов-педагогов учат, как проводить традиционный урок. Однако в сознании учеников такая форма обучения перестает быть главным ресурсом школьного образования. Почти 70 % подростков считают, что занятия, которые они выбирают сами, дают им больше, чем обязательные уроки. Причем речь идет не о слабоуспевающих школьниках, а о тех, кто осознанно ставит перед собой цели и имеет серьезные амбиции в плане учебы, — отметил соавтор исследования, доцент СПбГУ Леонид Илюшин.Еще одна проблема российских школ — визуальная среда, в которой проходит обучение. Как показало исследование, подростки считают, что текстовый дизайн их образовательного учреждения скучный: это касается плакатов, карт, объявлений на видеопанели и пр. Ученые СПбГУ предложили старшеклассникам представить, какие мотивирующие надписи они хотели бы видеть на стенах своего образовательного учреждения. Варианты ответов, предложенные в анкете, можно условно разделить на две группы высказываний: позитивные (\”Будь счастлив! Это просто\”) и тревожные (\”Хотеть недостаточно, нужно действовать!\”).— Нас удивило, что более половины опрошенных выбрали вторую группу высказываний. По-видимому, имеет место своего рода \”отзеркаливание\” (принятие) позиции взрослых, которые используют учебную тревожность, страх неудачи и заниженную самооценку как ресурс мотивации. В школе создается атмосфера, которая не позволяет развивать установку на саморазвитие и непрерывное образование в течение всей жизни, — отметил доцент СПбГУ Леонид Илюшин.Что касается развития самосознания современного школьника, то эксперты отмечают, что в российских школах наблюдается две противоположные тенденции. С одной стороны, подростки стремятся сделать свое образование более эффективным. Ребята все чаще задумываются о том, для чего они учатся, зачем выполняют домашние задания. Школа при этом выступает активным конкурентом \”внешних\” занятий в борьбе за основные ресурсы ученика — личное время, внимание и самостоятельную интеллектуальную активность. В этой борьбе ученик оказывается объектом ежедневного манипулирования со стороны взрослых и к окончанию школы ощущает \”школьную усталость\”: избегает интеллектуальной нагрузки и познавательной активности.— Детям в школе часто говорят, что знания пригодятся им в будущем: на контрольной, на ЕГЭ, во взрослой жизни. Таким образом, некоторые педагоги обесценивают настоящий момент, сиюминутность. Ребенок уже не живет \”здесь и сейчас\”, он все время чего-то ждет — в этом уязвимость всей системы школьного образования, — заключает соавтор исследования, доцент СПбГУ Анастасия Азбель.Работа над проектом \”Портрет учителя в зеркале портрета ученика\” продолжается, однако полученные результаты уже использованы в целой серии методических рекомендаций для педагогов. Кроме того, опыт, накопленный учеными СПбГУ, активно применяется в ряде образовательных программ для школьников: на Петербургском международном образовательном форуме, Всероссийском детско-молодежном форуме \”Наноград\” Школьной лиги Роснано и смене \”Литературное творчество\” ОЦ \”Сириус\”.

Один из аспектов проекта касался оценки школьного учителя. Ученые предложили более 700 старшеклассникам ответить на вопросы о том, кому они готовы доверить свое образование: итоги анкетирования позволили специалистам составить портрет идеального педагога. Учитель, по мнению ребят, должен уметь убеждать и понятно объяснять материал — так ответили 91 % опрошенных. Кроме того, школьников привлекают люди с чувством юмора (66 %), и, наконец, они ценят педагогов, которые справедливо относятся ко всем ученикам, объективно оценивают их результаты и аргументируют оценки без эмоций (66 %).

— Проблема в том, что перечисленные качества остаются в тени базового педагогического образования и даже системы повышения квалификации. В основном студентов-педагогов учат, как проводить традиционный урок. Однако в сознании учеников такая форма обучения перестает быть главным ресурсом школьного образования. Почти 70 % подростков считают, что занятия, которые они выбирают сами, дают им больше, чем обязательные уроки. Причем речь идет не о слабоуспевающих школьниках, а о тех, кто осознанно ставит перед собой цели и имеет серьезные амбиции в плане учебы, — отметил соавтор исследования, доцент СПбГУ Леонид Илюшин.

Еще одна проблема российских школ — визуальная среда, в которой проходит обучение. Как показало исследование, подростки считают, что текстовый дизайн их образовательного учреждения скучный: это касается плакатов, карт, объявлений на видеопанели и пр. Ученые СПбГУ предложили старшеклассникам представить, какие мотивирующие надписи они хотели бы видеть на стенах своего образовательного учреждения. Варианты ответов, предложенные в анкете, можно условно разделить на две группы высказываний: позитивные (\”Будь счастлив! Это просто\”) и тревожные (\”Хотеть недостаточно, нужно действовать!\”).

— Нас удивило, что более половины опрошенных выбрали вторую группу высказываний. По-видимому, имеет место своего рода \”отзеркаливание\” (принятие) позиции взрослых, которые используют учебную тревожность, страх неудачи и заниженную самооценку как ресурс мотивации. В школе создается атмосфера, которая не позволяет развивать установку на саморазвитие и непрерывное образование в течение всей жизни, — отметил доцент СПбГУ Леонид Илюшин.

Что касается развития самосознания современного школьника, то эксперты отмечают, что в российских школах наблюдается две противоположные тенденции. С одной стороны, подростки стремятся сделать свое образование более эффективным. Ребята все чаще задумываются о том, для чего они учатся, зачем выполняют домашние задания. Школа при этом выступает активным конкурентом \”внешних\” занятий в борьбе за основные ресурсы ученика — личное время, внимание и самостоятельную интеллектуальную активность. В этой борьбе ученик оказывается объектом ежедневного манипулирования со стороны взрослых и к окончанию школы ощущает \”школьную усталость\”: избегает интеллектуальной нагрузки и познавательной активности.

— Детям в школе часто говорят, что знания пригодятся им в будущем: на контрольной, на ЕГЭ, во взрослой жизни. Таким образом, некоторые педагоги обесценивают настоящий момент, сиюминутность. Ребенок уже не живет \”здесь и сейчас\”, он все время чего-то ждет — в этом уязвимость всей системы школьного образования, — заключает соавтор исследования, доцент СПбГУ Анастасия Азбель.

Работа над проектом \”Портрет учителя в зеркале портрета ученика\” продолжается, однако полученные результаты уже использованы в целой серии методических рекомендаций для педагогов. Кроме того, опыт, накопленный учеными СПбГУ, активно применяется в ряде образовательных программ для школьников: на Петербургском международном образовательном форуме, Всероссийском детско-молодежном форуме \”Наноград\” Школьной лиги Роснано и смене \”Литературное творчество\” ОЦ \”Сириус\”.

По информации пресс-службы СПбГУ

Фото Вадима Мелешко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте