Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировали, как на протяжении первого десятилетия 2000-х годов в России изменялась среда обучения дошкольников чтению. Одна из тенденций: дети из семей, где матери не имеют высшего образования, по-прежнему отстают от сверстников в уровне читательской грамотности.
Международный проект \”Изучение качества чтения и понимания текста\” PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) — это мониторинговое исследование, позволяющее сравнить качество чтения и понимания текстов учащимися начальных школ в разных странах мира и помогает выявить различия в национальных системах образования.
Ученые обращают внимание на то, что с 2001 по 2006 год Россия неожиданно поднялась в PIRLS c шестнадцатого на первое место, а в 2011 году заняла второе место, уступив Гонконгу, несмотря на то, что средний балл PIRLS российских школьников несколько увеличился.
\”Такой резкий скачок результатов может быть связан с целым рядом факторов. В частности, одним из основных агентов, включенных в обучение детей чтению, является семья: развитие читательской грамотности детей связано с уровнем образования родителей\”, – поясняют в пресс-службе Института образования НИУ ВШЭ.
Одна из общих тенденций состоит в том, что дети из семей, где матери не имеют высшего образования, по-прежнему отстают от сверстников в уровне читательской грамотности. Эти семьи несколько иначе готовят ребенка к школе, и на протяжении обучения в начальной школе разница в грамотности не нивелируется.
Другой важной тенденцией стало снижение к 2011 году интереса родителей к чтению, несмотря на то, что Россию традиционно относят к \”читающим\” странам. После роста с 2001 по 2006 год доля матерей, любящих чтение, пошла на спад.
\”Это изменение представляет угрозу, так как дети, чьи родители демонстрируют наибольший интерес к чтению, традиционно показывают самый высокий результат в PIRLS. Таким образом, спад интереса к чтению среди родителей может в дальнейшем сопровождаться снижением читательской грамотности четвероклассников\”, – отмечают в институте.
Третья тенденция заключается в том, что к 2006 году в семьях начали чаще заниматься с детьми чтением до школы. Повышение активности родителей сопровождалось ростом уровня читательской грамотности детей при поступлении в первый класс. Согласно оценкам матерей, в 2006 году увеличилась доля детей со средним и высоким уровнем грамотности. Но уже к 2011 году активность родителей упала, и детей с высоким уровнем ранней грамотности стало меньше во всех семьях, независимо от уровня образования матерей.
По информации ioe.hse.ruФото из архива \”УГ\”
Комментарии