search
main
0

Ученые проанализировали эффективность массовых открытых онлайн-курсов

Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ провели эксперимент по оценке эффективности массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в трех российских университетах. Исследователи пришли к выводу, что формат обучения – онлайн, смешанный или традиционный – не влияет на результаты учащихся. Однако, студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, оказались менее удовлетворены своим курсом.

В 2017 году Уральским федеральным университетом и Высшей школой экономики по заказу Минобрнауки России был реализован проект \”Исследование новых форм организации образовательного процесса с использованием открытых онлайн-курсов\”. В рамках проекта группа исследователей Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ провела первое экспериментальное исследование, посвященное изучению эффективности МООК как альтернативы традиционному курсу.В ходе эксперимента студенты-второкурсники, обучающиеся по направлениям подготовки \”машиностроение\” и \”строительство\” в трех региональных вузах, изучали два обязательных курса в разных форматах. Перед началом обучения их случайным образом определили в одну из трех групп. Первая проходила обучение в традиционном формате, вторая смотрела лекции онлайн и приходила на очные семинары, а третья осваивала весь курс онлайн, общаясь с преподавателями на форуме.Все участники эксперимента проходили пре-тест перед началом занятий, а также несколько психологических тестов, в частности, на определение уровня прокрастинации, учебной мотивации и саморегуляции. Состав групп значимо не отличался по результатам этих тестов, а также по полу, возрасту, баллам ЕГЭ и предыдущему опыту прохождения онлайн-курсов. После прохождения курса студенты всех трех групп сдавали один и тот же экзамен, который выступал в качестве пост-теста к эксперименту.В эксперименте приняли участие три вуза. Модель исследования подразумевала, что преподаватели МООК обладают более качественным образовательным бэкграундом, больше публикуются и дольше преподают в вузе, чем преподаватели очных курсов.Сравнение результатов обучения трех групп проводилось по трем параметрам: уровень освоения дисциплины, уровень удовлетворенности форматом курса и уровень вовлеченности в освоение дисциплины. \”Результаты сравнения позволяют говорить о том, что, во-первых, формат обучения (онлайн, смешанный, традиционный) не влияет на результаты студентов, а также нет различий в субъективной оценке студентами своих знаний по курсу в зависимости от формата обучения. Во-вторых, студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, менее удовлетворены своим курсом и скорее предпочитают традиционный или смешанный формат обучения. В-третьих, исследователи отмечают, что некоторые МООК могут оказаться более сложными для прохождения только в формате онлайн, а также онлайн-курсы различаются по тому, сколько времени требуется для их освоения\”, – сообщает пресс-служба НИУ ВШЭ.Авторы отмечают некоторые ограничения исследования, связанные со сложностью распространения результатов исследования на вузы других типов и неинженерные специальности, с невозможностью проконтролировать общение студентов друг с другом, влияние конкретного преподавателя, вуза. Но как отметил руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Игорь Чириков, предложенная модель тестирования качества онлайн-курсов тиражируема и может быть использована другими вузами. В частности, экспериментальная апробация позволит понять совместимость конкретных МООК с курсами в конкретном вузе и оценить риски для образовательных результатов студентов. Исследователи готовы делиться своими методологическими наработками с заинтересованными коллегами.

В ходе эксперимента студенты-второкурсники, обучающиеся по направлениям подготовки \”машиностроение\” и \”строительство\” в трех региональных вузах, изучали два обязательных курса в разных форматах. Перед началом обучения их случайным образом определили в одну из трех групп. Первая проходила обучение в традиционном формате, вторая смотрела лекции онлайн и приходила на очные семинары, а третья осваивала весь курс онлайн, общаясь с преподавателями на форуме.

Все участники эксперимента проходили пре-тест перед началом занятий, а также несколько психологических тестов, в частности, на определение уровня прокрастинации, учебной мотивации и саморегуляции. Состав групп значимо не отличался по результатам этих тестов, а также по полу, возрасту, баллам ЕГЭ и предыдущему опыту прохождения онлайн-курсов. После прохождения курса студенты всех трех групп сдавали один и тот же экзамен, который выступал в качестве пост-теста к эксперименту.

В эксперименте приняли участие три вуза. Модель исследования подразумевала, что преподаватели МООК обладают более качественным образовательным бэкграундом, больше публикуются и дольше преподают в вузе, чем преподаватели очных курсов.

Сравнение результатов обучения трех групп проводилось по трем параметрам: уровень освоения дисциплины, уровень удовлетворенности форматом курса и уровень вовлеченности в освоение дисциплины.

\”Результаты сравнения позволяют говорить о том, что, во-первых, формат обучения (онлайн, смешанный, традиционный) не влияет на результаты студентов, а также нет различий в субъективной оценке студентами своих знаний по курсу в зависимости от формата обучения. Во-вторых, студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, менее удовлетворены своим курсом и скорее предпочитают традиционный или смешанный формат обучения. В-третьих, исследователи отмечают, что некоторые МООК могут оказаться более сложными для прохождения только в формате онлайн, а также онлайн-курсы различаются по тому, сколько времени требуется для их освоения\”, – сообщает пресс-служба НИУ ВШЭ.

Авторы отмечают некоторые ограничения исследования, связанные со сложностью распространения результатов исследования на вузы других типов и неинженерные специальности, с невозможностью проконтролировать общение студентов друг с другом, влияние конкретного преподавателя, вуза. Но как отметил руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Игорь Чириков, предложенная модель тестирования качества онлайн-курсов тиражируема и может быть использована другими вузами. В частности, экспериментальная апробация позволит понять совместимость конкретных МООК с курсами в конкретном вузе и оценить риски для образовательных результатов студентов. Исследователи готовы делиться своими методологическими наработками с заинтересованными коллегами.

По информации пресс-службы НИУ ВШЭ

Фото Вадима Мелешко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте