Ученые выяснили, как в игровой форме научить ребенка контролировать поведение и переключать внимание при выполнении задачи. Об этом сегодня сообщает пресс-служба Российской академии образования.
Психологи провели исследование с участием 199 детей в возрасте 5-6 лет. В течение 49 дней ребята дважды в неделю играли в сюжетно-ролевые игры под наблюдением специалистов. Поочередно играми руководили взрослый человек и ребенок.
Завкафедрой психологии, образования и педагогики психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Веракса убежден, что намеренное развитие самоконтроля у детей с 3 до 6 лет наиболее эффективно. Игра – основное и любимое занятие дошкольников. С ее помощью малыш легко и естественно научится регулировать свои эмоции, интеллектуальные процессы и поведение. Впоследствии этот навык будет способствовать успешной социальной адаптации ребенка в школе и взрослой жизни.
До и после эксперимента ученые провели тесты, оценивающие уровень самоконтроля детей, и выяснили, насколько развивает ребенка тот или иной вид игры. Результаты подтвердили: игры, которыми управлял взрослый человек, существенно влияли на все функции регуляции, за исключением рабочей памяти. В группах, где ходом и сюжетом игры руководили дети, эффективность оказалась ниже: ряд регуляторных функций не показал значимого развития.
Значимость подключения родителя или учителя к игровому процессу очевидна. Взрослый человек повышает развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, помогая в ситуациях, где навыков малыша недостаточно.
Комментарии