Нина ГРОМЫКО, заведующая отделом НИИ инновационных стратегий развития общего образования: – Сегодня никто уже не отрицает, что связь сферы образования со сферами науки и промышленности необходима. Но как ее практически построить? Эксперимент, нацеленный на решение именно этой проблемы, в рамках Школы Будущего проходит в Северо-Западном округе. Задача состояла в том, чтобы вовлечь старшеклассников в совместную работу с учеными и экспертами, обладающими реальным опытом научных и проектных разработок прорывного фронта.
Для решения этой задачи была создана новая сетевая образовательная форма, работающая на стыке общего и дополнительного образования, – Школа генеральных конструкторов имени П.Кузнецова. В ее основе идея о том, что школьники вместе с учеными и представителями инновационной промышленности могут вместе проектировать новые контуры промышленного, экономического и социокультурного развития. Школа генеральных конструкторов (ШГК), созданная для старшеклассников, нацелена на выращивание детско-взрослых общностей нового типа, способных выдвигать прорывные проекты и всерьез включаться в их реализацию. Юные слушатели ШГК под руководством ученых замахнулись ни много ни мало на построение схем тех отраслей, которых в настоящее время в России нет – ядерно-водородной отрасли, мусороперерабатывающей отрасли, микроэлектронной отрасли, а также на построение «Российского регионального самолета следующего поколения».
Создавая проекты новых отраслей, учащиеся начали создавать новые, перспективные формы занятости. Представители власти оказались, с одной стороны, очень заинтересованы в обсуждении результатов деятельности ШГК, а с другой – увидели, что такой вариант развития школы позволит решить проблему кадрового голода на инновационных промышленных предприятиях округа.
В деятельности ШГК приняли участие школьники и учителя нескольких школ, а также представители научных институтов и научно-промышленных фирм не только Москвы, но и Петербурга. За полтора года работы ШГК выстроен фрагмент новой прорывной экспериментальной практики, который в качестве одного из вариантов технологического решения проблемы может быть положен в основу Школы Будущего.
Сама Школа генеральных конструкторов – лишь зародыш более сложной образовательной формы, а именно – детско-взрослых научно-образовательных производств. Слово «производство» не означает, что детей, как в военные годы, приставят к станку или посадят за конвейер, чтобы выполнять рутинные операции. Задача научно-образовательного детско-взрослого производства другая – включать молодежь (и не только школьников, но и студентов) в самые передовые направления исследования и проектирования, от которых реально зависит будущее России.
Комментарии