Прочитала письмо директора Сасыкольской школы и схватилась за голову. Честно говоря, за двадцать лет работы в «Учительской газете» я впервые сталкиваюсь с подобными фактами. Ну в самом деле, это ведь уму непостижимо, сколько сил надо затратить, чтобы организовать на должном уровне образовательный процесс в 11 корпусах! Лично я склоняю голову перед мужеством и трудолюбием Раисы Ивановны и всех учителей, на долю которых выпала такая задача. На мой взгляд, особого уважения достойны и дети. В таких условиях стремиться к знаниям!
Беспомощность (или равнодушие?!) местной власти на этом фоне становится весьма «показательной». Выделив в письме самую серьезную проблему – условия, в которых вынуждены учиться дети, то есть 11 ветхих корпусов, – звоню в сельскую администрацию. Трубку берет глава муниципального образования «Село Сасыколи» Татьяна Старцева:
– Все правильно в письме описано, – соглашается она. – Только сделать-то ничего ведь невозможно. Район наш и село, разумеется, дотационные. Раньше мы свою продукцию везли в Москву, а теперь столица от нас отказалась.
– Да, но люди-то в селе живут, дети есть. Больше семисот детей – это немало, – возражаю я. – Неужели вас не волнует, в каких условиях они учатся?
– Ну почему «не волнует»? Волнует! Куда только мы по этому поводу не обращались. Селяне наказ депутатам и губернатору давали, – обижается Татьяна Петровна.
– Обращались? А куда? К кому конкретно? – тут же реагирую я.
– Да, честно говоря… Точно сказать не могу, – вдруг тушуется Татьяна Старцева. – Кто-нибудь знает телефон в нашем Астраханском правительстве, где может находиться наказ? – обращается она к кому-то в своем кабинете. – Нет, никто не знает.
– Ну и что же это за наказ, что за волнение такое, что за беспокойство о детях? Я ведь даже не прошу номер телефона, не прошу назвать фамилии людей, к которым вы обращались. Скажите хотя бы, куда, в какой отдел?
– А вы позвоните в приемную губернатора, – не находит, что сказать, Татьяна Старцева. – Там помогут!
Однако прежде чем звонить в Астрахань, я решаю сначала поговорить с начальником отдела образования администрации муниципального образования «Харабалинский район» Алексеем Шатовым.
– Ничего не могу сказать больше того, что сказала Татьяна Петровна, – отвечает Алексей Сергеевич. – Ремонт или строительство теперь ее забота.
– Ну хорошо, допустим, – настаиваю я. – А горячие завтраки? Стыдно сказать, трехрублевые… Неужели невозможно кормить всю начальную школу, а не только первоклашек? Село же все-таки, не город!
– Да невозможно, невозможно! – не выдерживает спокойного тона начальник, и я понимаю, что затронула больную для него тему. – Мы считаем, что эти три рубля для нас – достижение, спасибо области!
– А подвоз детей в школу за счет родителей – это-то почему?
– Да, было такое, – успокаивается Шатов. – Но теперь ситуация иная. Теперь возим всех бесплатно. За счет районного бюджета. На автобусе, рассчитанном на 28 посадочных мест. Проблем с бензином нет. Водитель человек непьющий.
Итак, я поняла, что наш разговор окончен. Ничего лучшего я уже не услышу, и мне пора звонить в Астрахань, в Министерство образования и науки. В конце концов они тоже знают о проблемах Сасыкольской школы.
– Да уж, поверьте, что это – наша боль, – отзывается на мой звонок первый заместитель министра Яков Поперняк. – И у документации о строительстве новой школы сложная история. По телефону ее не изложить.
– Поняла вас. Запишите наш электронный адрес… История – это важно. Ведь она означает историю борьбы за улучшение условий обучения детей.
На следующий день я действительно получила ответ от Якова Николаевича. Привожу его дословно:
«После нашего телефонного разговора я связался с директором Осиповой. Ее письмо в адрес «Учительской газеты» явилось отражением боли и беспокойства, которые испытывает директор школы, ставшей в наше время «проблемной» школой сельской местности. Действительно, законодатель, во многом из благих побуждений, отчасти по незнанию, разработал и принял такой закон, который создал проблем больше, нежели решил существующих.
Школа располагается в большом количестве морально и физически устаревших зданий, разбросанных друг от друга на значительном расстоянии. Были сложности с подвозом обучающихся в школу, тяжело решаются на муниципальном уровне вопросы обеспечения горячим питанием. Эти проблемы, наряду с другими проблемами образования, не остаются без внимания со стороны нового руководства региона.
Министерство образования и науки Астраханской области, на работу в которое в последнее время пришли «люди из практики», сейчас активно трудится над созданием и реализацией стратегии развития системы образования региона.
Правительством Астраханской области в 2005 году принят Стратегический план развития системы образования региона, который призван (и, самое главное, способен) разрешить ряд проблем».
Я несколько раз внимательно перечитала ответ Поперняка. И честно говоря, поняла только одно. Делом, настоящим, не говорильней, занимаются из всех действующих в этой заметке лиц только учителя. И, разумеется, еще дети, которые, повторяю, тянутся к знаниям, несмотря ни на что.
Ну что, будем надеяться на Стратегический план?
Комментарии