search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Ученики давным-давно обогнали своих педагогов

Нынешнее поколение – поколение интернет-акселератов. Компьютерные знания носятся в воздухе, точно вирусы, и дети оказались намного к ним восприимчивее, чем взрослые, они вообще легче адаптируются к новым условиям. И даже если их не учить специально умению пользоваться интернетом, они сами приобретут эти знания. Учителя уже явно уступают своим воспитанникам, многие из учеников имеют свои странички в интернете. И запросто создают сайты. Наставники же благо если могут быть простыми пользователями и знают, как включить и выключить компьютер. Даже дошкольники уже запросто гуляют в интернете. Одна моя знакомая рассказала, что ее трехлетний малыш письмо воспринимает только как электронное. И когда почтальон принес ему обычное в конверте, то ребенок был страшно удивлен объяснениями мамы.

– А, понял, – сказал он в конце концов, – это тоже письмо, но только на бумаге.
Раньше не было более притягальной силы для подростка, чем улица. Теперь в большинстве случаев интернет одержал над ней победу. Причем касается это не только столичных детей из богатых семей, зачастую доступ к интернету появляется и у ребят из глубинки, и, если даже у них нет персонального компьютера, они находят возможность зависнуть в интернете – в библиотеке, в интернет-кафе или у более обеспеченных приятелей. Появились даже свои особые интернет-пороки. Большинство юных теперь с порно знакомятся не по телевизору, а по интернету. У многих возникает интернет-зависимость, которая, возможно, не менее опасна, чем иная другая… Правда, любое явление имеет две стороны медали. Будет ли интернет благом или злом для наших школьников, во многом зависит от учителей.

“Поколение. ru”. Итоги первого этапа

Сейчас открыто 16 центров Федерации Интернет Образования. Причем один из них в ближнем зарубежье – в Минске.
Через ФИО уже прошли 8 тысяч учителей, к 2005 году проблема компьютерной грамотности педагогов будет решена – в 50 центрах ФИО интернет-подготовку получат 250 тысяч учителей (всего их в России 1,5 миллиона человек).
Нужен компьютерный всеобуч учителей – пожалуй, эту фразу можно назвать ключевой в работе секции “Реформирование российской школы. Итоги первого этапа проекта “Поколение.ru”. Г.М.Водопьян, директор петербургской школы N 550, предложил решать эту задачу, просто поставив каждому учителю на его рабочий стол по компьютеру.
– Учителя – люди сообразительные, сами все освоят, – уверен он.
– Необходим мониторинг тех людей, которые прошли курсы в региональных центрах образования, ведь многие практически не пользуются потом полученными знаниями, – высказали предложения представители Новосибирска, где, пожалуй, лучше всего обстоит дело с интернет-образованием после Москвы и Петербурга.
…На мой взгляд, самыми интересными были доклады представителей Московского, Петербургского и Новосибирского центров ФИО, открывшихся первыми, которые действительно могут уже сейчас говорить о конкретных итогах работы по интернет-образованию.
Светлана АВДЕЕВА, директор Московского центра ФИО, считает:
– Интернет-технологии только тогда можно широко внедрять в учебный процесс, когда учителя начнут свободно работать с электронной почтой, научатся искать информацию в интернете и создавать свои собственные WEB-документы. Наиболее серьезная проблема на сегодня, – продолжила Светлана Михайловна, – это отсутствие необходимого количества качественных образовательных интернет-ресурсов, содержащих мультимедийные учебные пособия и курсы. Не хватает и новых методик.
– Проникновение интернет-технологий в сферу образования отстает от развития интернета и коммуникационных возможностей самой сети, – считает представитель Московского центра А.А.ЕЛИЗАРОВ. – Преподаватели в большинстве своем продолжают работать по-старому, а это снижает авторитет учителя в глазах ребят, и, кроме того, у многих ребят пропадает интерес к учебе в школе.
– Санкт-Петербургский центр ФИО принял своих первых слушателей 11 сентября 2000 года, – рассказывает его директор Л.С.ЛИСИЦЫНА, – за это время у нас обучились 800 работников образования, и теперь наша задача – создать сеть пилотных площадок ФИО в конкретных учебных заведениях, методических и ресурсных центрах. Уже в этом году мы планируем перейти к технологическому обучению специалистов гуманитарных дисциплин: истории, краеведения, словесности, мировой художественной культуры.
– Мы использовали скоростную методику обучения компьютерным технологиям, – сообщила представитель Новосибирского центра ФИО Г.В.КОРОЛЕВА. – Ее суть – в психологической ориентированности слушателей на успешный результат, мы также используем “Дидактические материалы к базовому курсу компьютерных технологий”, изданные в твердой копии, принцип дифференциации обучения совмещаем с принципом групповой методики. Благодаря проекту “Поколение. ru” и открытию регионального центра ФИО с интернет-технологиями смогли познакомиться сельские педагоги, раньше это было невозможно из-за отсутствия денег.

До и после уроков

Особая ответственность лежит на педагогах дополнительного образования и на тех школьных учителях, которые занимаются внеклассной работой. Ведь на уроках зачастую интернет-образованием заниматься некогда, разве что на информатике. В том, насколько может быть разнообразной эта деятельность, меня убедила секция “Формы и методы внеклассной работы по интернет-образованию”.
Коллеги из других регионов живо интересовались чужим опытом. Так что не помешали бы “круглые столы”, а так зачастую получалось – выступающих буквально прерывали на полуслове, чтобы уложиться в отведенный регламент.
М.Д.АВАНЕСОВ, завуч школы N 296 из Санкт-Петербурга, рассказал о телекоммуникационном общении и проектной работе, которую предлагает школам Международная образовательная телекоммуникационная сеть I*EARN. Оказалось, это неправительственная некоммерческая общественная педагогическая организация, которая объединяет более 400 школ из 90 стран мира. Когда М.Д. Аванесова спросили, что из себя представляют проекты, то он сказал:
– Это творческие, поисковые или исследовательские задания, их выполняют ребята под руководством учителя-предметника. При работе над проектами школьники общаются через электронную почту, проводят электронные конференции.
Интернет-технологии незаменимы для детей-инвалидов, для них это практически единственная возможность полноценного общения с миром. О своей деятельности в этом направлении рассказали преподаватели учебно-методического центра информатизации Красносельского района Санкт-Петербурга. Совместно с центром “Эхо” они работают с ребятами, у которых ослаблено здоровье, и детьми-инвалидами. Занятия проводятся в малых группах или даже индивидуально при домашнем обучении. Здесь регулярно проходит городской конкурс “Я – мастер”. И ребята в нем успешно выступают со своими проектами.
Особенно меня заинтересовало выступление З.Ю.СМИРНОВОЙ и Н.С.БАРАНОВОЙ из государственной образовательной школы N 590 Санкт-Петербурга. Совместная работа учителей информатики и русского языка и литературы помогла создать совершенно уникальный, на мой взгляд, проект “Город литературных героев”, над ним они работали в течение позапрошлого учебного года вместе с ребятами 10-11-х классов. По теме “Петербург в творчестве русских писателей XIX-XX веков” была собрана здесь интереснейшая информация. Ребята работали как с художественными, так и с литературоведческими и краеведческими изданиями, участвовали в экскурсиях, подбирали иллюстративный материал, осваивали редакционно-издательскую деятельность и сайтостроительство. А в результате получился альманах “Петербургские страницы” – с фотографиями, иллюстрациями, здесь есть сайт “Виртуальный музей литературных героев”, – материалы, связанные с ролью города в личной и творческой судьбе русских писателей.
Российский государственный гидрометеорологический университет Санкт-Петербурга использует интернет, обучая школьников наукам об окружающей среде. В 2000 году они провели конкурс “Чистый воздух”, участники получили экспресс-индикаторы для определения содержания озона. Результаты обрабатывались и традиционными методами, а также с помощью компьютерных программ построения графиков. Отчеты были подготовлены участниками конкурса в виде WEB-страниц на сайтах своих школ.
Ирина КОНДРАТЬЕВА, руководитель компьютерной студии “Март”, рассказала о сотрудничестве между Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном Доме и школами.
– На сегодняшний день возможна разработка глобального открытого сетевого проекта, мы хотим создать сайт “семейной памяти”, – говорит Ирина Кондратьева. – К нам приходят люди, рассказывают о судьбах подвергшихся репрессиям ленинградцев, и мы даем все это в интернете без всякой редакторской правки. Музей Ахматовой и сейчас продолжает сбор материалов, пытаясь сохранить для потомков память о трагических страницах истории страны.
Самарцы представили самые разнообразные интернет- проекты. Среди них было и выступление Ольги ЯКУНИНОЙ “Современное состояние и перспективы использования новых информационных технологий в декоративно-прикладном искусстве на примере мастерской филейно-гипюрной вышивки “Лада”. Ольга работает в Самарском Дворце детского и юношеского творчества и ведет мастерскую филейной вышивки с 1993 года. Ее доклад вызвал удивление: неужели вышиванию можно учить с помощью компьютера? Оказывается, да. Якунина внедряет метод компьютерного проектирования филейно-гипюрных изделий. В мае-июне 2001 года усовершенствованный и дополненный вариант сайта “Лада” участвовал в конкурсе интернет-проектов “Самарский сайт-2001” и победил в номинации “Дополнительное образование”.
Ольга с помощью проектора на большом экране показала, как девочки могут использовать графический редактор для разработки компьютерных эскизов изделий.
– Но свою работу с девочками я начинаю все-таки с обучения их мастерству вышивки, а уже потом компьютерным знаниям, – добавила Ольга Якунина.
Знания сельских ребят, к сожалению, слабее городских, и во многом причина в учителях, которые на селе, как правило, имеют более низкую квалификацию. Чтобы решить эту проблему, областной центр по реализации программы “Одаренные дети” предлагает дистанционное обучение. Преимущества здесь очевидны: разнообразие форм – тексты лекций, задачи с решениями, фотографии, рисунки, чертежи, новости из интернета, возможности вести консультационный диалог учащегося с крупнейшими специалистами мира в конкретной области, ребята из удаленных сел смогут также участвовать в электронных конференциях.
Одна из самых распространенных форм внеклассной работы со школьниками – факультативные занятия и тематические олимпиады. Зачастую равным возможностям ребят мешают нехватка методического материала, отсутствие контактов между школьниками разных районов. Олимпиады же помогают отбирать наиболее талантливых ребят для бесплатного обучения в вузах. Чтобы решить все эти проблемы, в Саратовском госуниверситете был создан сайт для проведения факультативных занятий по программированию и проведению олимпиад по математике и информатике. Главная его особенность в том, что все задачи, которые решают школьники, сдаются и проверяются в режиме on-line. Так что результаты олимпиады получают буквально через пять минут, при этом не надо привлекать целый штат учителей для проверки работ.
Уже третий год гимназия им. А.В. Кольцова города Воронежа принимает участие в различных телекоммуникационных проектах. Один из интереснейших – “Виртуальная классная комната”. В течение пяти месяцев вместе со школьниками из США и Таиланда ребята создавали совместный Web-сайт, за это время они освоили в совершенстве переписку по электронной почте, улучшили свои знания в письменном английском языке, обучились работе с новыми информационными технологиями. Границы же их классной комнаты расширились для них до масштабов земного шара.
В Барнауле с интернетом смогли познакомиться даже некоторые счастливчики из детских домов. Юлия КАЛИНИНА, работающая в краевом центре социально-психологической реабилитации, прочитала письмо одного их мальчишек-детдомовцев, после того как он три дня провел в рамках программы “Интернет -WEEKEND”.
“Меня зовут Миха, – пишет мальчик. – У нас был урок информатики в детдоме, но честно скажу – он меня не прикалывал. Эти же три дня я буду помнить всю жизнь. Только здесь я понял: интернет – это так здорово”. Насколько восприимчивы ребята к интернет-знаниям, говорит уже хотя бы тот факт, что некоторые на третий день уже запросто искали нужную инфомацию в интернете, а в первый же день спустя два часа запросто справлялись с клавиатурой и мышкой, хотя практически все видели компьютер впервые в своей жизни.
– Необходимо упорядочить и развить систему конкурсов и грантов для вовлечения как можно большего количества учителей в проектную деятельность, – подвел итог руководитель секции Владимир ЯМПОЛЬСКИЙ, – а также крайне необходимо просить Министерство образования выделить дополнительное время на индивидуальные занятия с ребятами по интернет-образованию.
…Уже в перерыве Елена Ганжа, учительница из Самары, сказала мне:
– Это здорово, что у нас была такая возможность пообщаться, поделиться своими наработками, своими проектами. Ведь пока что для большинства провинциальных школ использование интернет-технологий и особенно создание собственных WEB-сайтов принадлежат чуть ли не миру фантастики.

Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте