Цель: закреплять представления о свойствах света в ходе практического решения познавательных задач.
ЗадачиПознавательное развитие:- развивать познавательную активность;- закреплять знание цифр первого десятка;- формировать представление о компьютере как о средстве связи.Социально-коммуникативное развитие:- повышать самооценку через самостоятельное решение проблемных ситуаций;- закреплять умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, договариваться, уступать.Речевое развитие:- развивать умение делиться своей точкой зрения, доказывать ее, формулировать аргументы;- формировать умение составлять письма, обращать внимание на отличие письменной речи от устной.Физическое развитие:- развивать зрительно-моторную координацию;- формировать основы безопасности жизнедеятельности.Организация образовательной средыДля обеспечения оптимальной ситуации развития для каждого ребенка квест-игра проводится с подгруппой детей, не превышающей 10 человек.Оборудование:- ноутбук или компьютер;- видеоролик – послание от ученика профессора;- четыре чемодана с кодовыми замками (можно заменить сундуками, коробками, шкатулками со встроенными или навесными кодовыми замками);- четыре стола;- высокий стол или стойка для оборудования «Укротитель лучика»;- стулья по количеству детей;- прозрачный контейнер;- бутылка воды;- мощный фонарик;- зеркало на подставке;- фонарики по количеству детей;- ультрафиолетовый фонарик с безопасным спектром излучения (бытовой);- маркер, фломастер или ручка, след которых виден только в свете ультрафиолетового фонарика;- картинки с силуэтами предметов;- четыре круга (из светоотражателя, из прозрачного пластика, из черной бархатной бумаги, из кальки), на которых написаны цифры шифра;- самодельные игровые установки «Укротитель лучика» и «Поиграем в солнышко» (способ изготовления см. на сайте nataliaodintsova.ru/page/for-collegs).Особенности подготовки пространства и оборудованияНепосредственно-образовательная деятельность организована в форме квест-игры, главной ее целью является самостоятельное решение детьми познавательных задач и проблемных ситуаций. Основная схема действий участников квест-игры проста – они выполняют задание, в результате выполнения получают шифр, открывают чемодан – получают один из предметов, необходимых для проведения финального опыта, и следующее задание. Оборудование должно быть подготовлено так, чтобы не возникало никаких накладок.В первую очередь следует проверить содержимое чемоданов (оно подробно описано в тексте конспекта) и положить их на стол строго по порядку. Затем очень внимательно сверить цифры шифра на чемоданах и те комбинации, которые получат дети после правильного выполнения заданий.Для заданий №1 и №2 изготавливаются пособия по количеству детей. Каждый ребенок, выполнив задание, находит свою цифру, все вместе они составляют шифр для чемодана. Если детей больше, чем цифр в шифре замка, следует заменить некоторые цифры на простые картинки. Если детей меньше, некоторые дети находят по две цифры.В задании №3 цифры написаны на кругах из разных материалов. В зависимости от того, сколько цифр в шифре для чемодана, на одном круге может быть написано несколько цифр. Главное, чтобы при точном выполнении задания они выкладывались в правильную комбинацию.Для задания №4 главное точно выполнить инструкцию – верный шифр должен быть написан на одной из картинок с изображением предметов, светящихся без электричества (солнце, звезда, свеча, костер, факел, спичка). На всех картинках предметов, дающих свет от электричества (лампа, фонарик, люстра, машина), должен быть написан неправильный шифр.Все опыты необходимо попробовать провести заранее без детей, оборудование проверить.Также следует уделить внимание освещению. При очень ярком свете некоторые опыты могут не получиться.Предварительная работа:- НОД на знакомство со свойствами света;- наблюдение на прогулке за тенью с целью определения зависимости длины тени от высоты солнца, изготовление солнечных часов;- игры с теневым театром;- игры с зеркалами (настольная игра «Замок тысячи зеркал», калейдоскопы, зеркальные уголки и пр.);- рассматривание отражений в разных повседневных предметах (лужа, окно, металлическая ложка и пр.);- изобразительная деятельность с использованием кальки или тонкой бумаги для перерисовывания фигур по контуру;- игровая ситуация «Салон штор и жалюзи» (по просьбе покупателя выбрать из разных материалов те, которые пропускают и не пропускают свет);- беседы по ОБЖ (опасность для глаз луча фонарика, солнечного или другого очень яркого света).Ход мероприятияВводная частьВоспитатель приглашает детей в гости к ученику профессора, посмотреть лабораторию и интересные эксперименты. Когда дети входят в помещение, они никого там не обнаруживают, зато замечают на видном месте ноутбук, на экране которого изображение мальчика-ученого и привлекающая внимание мигающая надпись «Нажмите кнопку «ввод». Воспитатель читает надпись вслух и нажимает кнопку.Начинается видеопослание: «Ребята, здравствуйте! Вы меня простите, что не смог вас встретить. Но у меня очень серьезная причина – сломался самолет, и мне никак не прилететь сегодня домой. Но вы представляете, именно сегодня профессор привез мне в лабораторию оборудование для эксперимента, который поможет узнать самый красивый секрет света. Профессор спрятал оборудование в чемоданы и каждый закрыл на кодовый замок. Я должен разгадать его научные загадки, достать оборудование и провести опыт. Если я до вечера не справлюсь, он не возьмет меня в свою следующую экспедицию, а я так долго мечтал об этом! Ребята, я вас очень прошу, помогите мне, разгадайте секрет и напишите мне, пожалуйста, о результатах (как вы проводили опыт и что получилось)!»Основная частьВоспитатель уточняет у детей, готовы ли они помочь ученику профессора. После общей договоренности, если никто из детей сам не обращает внимания на стоящие неподалеку на столике чемоданы, воспитатель приглашает ребят подойти к ним. Чемоданы стоят друг на друге, на верхнем из них записка. Воспитатель читает: «Посвети в черные коробочки, узнаешь шифр».Задание №1 «Укротитель лучика». Направлено на актуализацию и применение на практике знаний о законах отражения света.Дети обращаются к оборудованию «Укротитель лучика». Обнаруживают, что фонарики зафиксированы так, что светят не в коробочки. Замечают лежащие рядом зеркала. Путем рассуждений приходят к выводу, что луч можно направить с помощью зеркала в отверстие коробочки. Находят цифры кода для первого чемодана. Если ребята называют цифры вразнобой, педагог не вмешивается, не поправляет – замок просто не откроется. Чтобы замок открылся, детям надо будет назвать свои цифры по порядку, так, как стоят коробочки.В чемодане №1 команда находит небольшой прозрачный прямоугольный контейнер, фонарики и новую записку: «Молодец, мой мальчик, отлично справился. Оставь контейнер на столе, фонарик возьми с собой. Когда тень настоящая закроет тень нарисованную – узнаешь следующий шифр».Задание №2 «Поиграем в солнышко». Направлено на актуализацию и применение на практике знаний о зависимости длины тени от высоты расположения источника света.Дети разбирают фонарики, начинают искать «нарисованную тень», подходят к столу, на котором стоит оборудование «Поиграем в солнышко», замечают отверстия, пронумерованные цифрами, приходят к выводу, что надо светить фонариком через разные отверстия, пока не обнаружится то положение фонарика, при котором предмет будет отбрасывать тень, совпадающую с нарисованным силуэтом. Найденные цифры будут кодом для второго замка.В чемодане №2 команда находит бутылку с водой и очередную записку: «Ты очень догадлив, мой юный друг. Оставь воду на столе, чтобы узнать следующий шифр, найди 4 круга. Потом дочитай записку».Задание №3 «Мозговой штурм». Направлено на актуализацию знаний о способности материалов поглощать, пропускать и отражать свет.Ребята встают к столу, на котором лежат 4 круга (из прозрачного пластика, из светоотражателя, из черной бархатной бумаги, из кальки; на каждом круге написаны одна или две цифры, при точном выполнении задания они выстраиваются в правильную последовательность – шифр). Воспитатель продолжает читать записку: «Разложи круги в следующей последовательности: первым – круг, лучше всего пропускающий свет, потом – лучше всего отражающий свет, следующим тот, который поглощает свет, и последним – пропускающий свет, но хуже, чем первый».Задание выполняется в ходе коллективного обсуждения. Воспитатель может задавать вопрос «Почему ты так считаешь?», стимулируя детей делиться своими размышлениями. Когда круги разложены, воспитатель не дает собственной оценки, оставляя детям право на ошибку и возможность ее исправления.В чемодане группа находит лист плотной белой бумаги, ультрафиолетовый фонарик и записку: «Мой юный друг, я горжусь твоей сообразительностью. Оставь бумагу на столе, забери ультрафиолетовый фонарик. Его удивительный свет позволит тебе увидеть то, что нельзя увидеть при обычном освещении. Только запомни, никогда не направляй свет этого фонарика в лицо человека. Чтобы найти последнюю подсказку, посвети на изображение предмета, который может давать свет без электричества».Задание №4 «Источники света». Направлено на закрепление представлений о различных источниках света. Выполнение задания предваряется решением проблемной ситуации, актуализирующей жизненный опыт детей.Дети подходят к стене, на которой размещены картинки с силуэтами предметов.Проблемная ситуация: фонарик не включается.Дети начинают искать способы решения проблемы. В ходе рассуждений вспоминают, что фонарики работают от батарейки. Обнаруживают, что в ультрафиолетовом фонарике батареек нет. Возможны два способа решения – поискать батарейки в чемодане или переставить из другого фонарика.После того как команда починит фонарик, воспитатель снова читает задание профессора: «Чтобы найти последнюю подсказку, посвети на изображение предмета, который может давать свет без помощи электричества».Дети договариваются об очередности и светят на картинки. Если кто-то из ребят находит цифры на силуэте электрического прибора и решает, что это шифр, скорее всего, его поправят более внимательные товарищи. Если не поправят – чемодан не откроется и группе придется догадываться, почему. Воспитатель вмешивается только в самом крайнем случае.В последнем чемодане обнаруживаются фонарик, зеркало и записка: «Поздравляю тебя, ты настоящий ученый, настойчивый, умный и внимательный. Теперь ты узнаешь самый удивительный секрет света. Но сначала посвети фонариком на лист и обрати внимание, какого цвета свет».Финальное задание «Самый красивый секрет света».Дети берут фонарики, светят на бумагу, отмечают, что свет белый. Воспитатель продолжает читать: «Теперь проведи опыт. Возьми миску». В этот момент важно, чтобы ребята догадались разделить трудовые операции и выполнять их по очереди. Если не догадаются, педагог должен подсказать. «Налей в нее воды. Поставь в воду зеркало под наклоном. Посвети фонариком сверху на зеркало. А теперь подставь бумагу, чтобы отраженный свет попал на нее. Что ты видишь?» Дети проводят опыт, замечают, что на листе бумаги появилась радуга. Дав детям время эмоционально отреагировать, воспитатель обращает внимание, что записка еще не закончилась. «Я объясню тебе, что случилось. Секрет в том, что свет состоит из разноцветных лучиков, но из-за того, что они очень быстро и вместе двигаются, свет кажется нам белым. Опыт помог тебе разделить разноцветные лучики, и ты смог увидеть, что свет разноцветный, как радуга».Заключительная частьВоспитатель напоминает ребятам, что маленький ученый ждет их письма. Садится за ноутбук, выводит на экран заранее открытую страницу электронной почты или скайпа (это возможно, даже если в помещении нет Интернета, если страница была не закрыта, а свернута), приглашает детей помочь составить письмо. Дети пересказывают ход эксперимента и формулируют вывод своими словами, поправляя друг друга и помогая, если необходимо. Воспитатель читает полученное письмо и «отправляет» его.
Комментарии