search
main
0

Ученик превзошел учителей

Закончился конкурс на лучшее знание пунктуации, который в марте “УГ” проводила совместно с фирмой “1С”, разработчиком компьютерного тестирования школьников по русскому языку.

Напомню, что претендентам на победу необходимо было расставить знаки препинания в десяти предложениях и как можно подробнее и точнее обосновать свой выбор. В редакцию пришло около 50 писем. Оценивали компетентность участников конкурса и определяли среди них победителей доцент кафедры русского языка Российского университета дружбы народов Ольга Руденко-Моргун и сотрудник НИИ информационных технологий Анна Щеголева, те люди, которые непосредственно работают над контрольно-диагностическими системами по пунктуации.
Во многих письмах мы увидели не только ответы на предложенные вопросы-тесты, но и выражение своего отношения к конкурсу, объяснение причин, почему человек вдруг решил вступить в заочное творческое состязание, слова благодарности. “Спасибо вам за конкурс. Я решила принять в нем участие, хотя и волнуюсь: нельзя объять необъятное”, – пишет Тамара Анищенко из Глушковского района Курской области, 25 лет проработавшая учителем, а затем воспитателем.
Многие откровенно говорили, что не надеются выйти в победители, а просто захотели проверить себя. “Работаю в школе с 1984 года. На курсах повышения квалификации ни разу не была, приходится повышать свой образовательный уровень самостоятельно. Стараюсь использовать любую возможность, чтобы проверить свои знания”, – пишет Елена Суздалова из села Карага Камчатской области. Кстати, именно она вышла на первое место, поделив его с юным знатоком русского языка.
Но вернемся к конкурсу. Места распределялись в зависимости от наличия ошибок, а коль скоро это имело место быть, то и от их количества, а также от правильности и степени полноты комментария. Абсолютно не оказалось ошибок в 7 присланных ответах, по одной имелось в четырех.
1-е место поделили между собой, что очень отрадно, ученик 11-го класса Олег Костин (Орехово-Зуево, Московская обл.) и учительница Елена Суздалова (с. Карага, Камчатская обл.). На 2-м – воспитанники литературной студии детско-молодежного клуба “Зодиак” (ребята не уточнили, где он находится). На 3-м – одиннадцатиклассница Анфиса Алипашева (Хивский р-н, Республика Дагестан), Н.М.Рухленко (с. Орлик, Белгородская обл.), А.Л.Гелястанова (г. Чегем, Кабардино-Балкария). И на 4-м месте целая группа участников, состоящая из учителей и одной школьницы: Г.Р.Пирназарова (пос. Четь, Томская обл.), Т.Н.Втюрина (г. Ветлуга, Нижегородская обл.), десятиклассница Татьяна Севостьянова (пос. Эльтон, Волгоградская обл.), Ю.А.Дунева (д. Девяткино, Ленинградская обл.), Л.Г.Суровцева (г. Шимановск-6, Амурская обл.). Следует отдельно остановиться на последней конкурсантке. У нее нашлась-таки одна ошибка, но прекрасные комментарии сложных случаев с примерами вывели Ларису Геннадьевну в лидеры. Ее работу решили премировать одиннадцатой по счету.
Хотелось бы отметить еще несколько хороших работ: А.Е.Сутормина, Н. Куриловой, Г. Хакимова, Р. Морева, О. Шпигарь. 11 победителей получат в подарок диск “1С: Репетитор. Тесты по пунктуации”.
Проанализировав ответы с пояснениями, наши эксперты выделили типичные ошибки (у нас они располагаются по частотности). Итак…
Идет ли еще дождь, или гроза уже закончилась? 1) Сочетание ли… или в сложносочиненном предложении рассматривается как повторяющийся союз (в отличие от простого: Идет ли дождь или уже закончился? Здесь ли – вопросительная частица). Если бы части были соединены разделительным союзом (или соединительным), то запятая бы не ставилась, так как обе части вопросительные: Идет дождь или гроза уже закончилась? 2) Сложносочиненное предложение содержит вопрос в обеих частях – ставится вопросительный знак.
И представьте, работа была выполнена досрочно. – Союз в начале предложения не отделяется от следующего за ним вводного слова запятой. Запятая возможна как авторский знак при интонационном выделении вводного слова (оборота).
– Пойду подышу воздухом. – Между двумя глаголами в одинаковой форме запятая не ставится, если один указывает на движение, а второй – на его цель, являясь, таким образом, обстоятельством цели.
– Отец сказал это не чтобы обидеть тебя, а чтобы ты задумался о своем будущем. – Не ставится запятая перед придаточным предложением, следующим за главным, если перед подчинительным союзом (союзным словом) стоит часть парного союза не… а (как в данном случае) или отрицательная частица не.
– Он стоял ошарашенный этим предложением. – Причастие с зависимыми словами не обособляется, так как тесно (по смыслу и интонационно) связано со сказуемым, входит в его состав в качестве именной части.
Хочется обратить внимание на отношение к так называемым авторским знакам. Некоторые конкурсанты, встретив знакомую цитату, обращались к источнику. Вот что из этого получилось: в предложении, взятом из “Горя от ума” Чин следовал ему – он службу вдруг оставил в одной работе предлагается поставить запятую, в другой – двоеточие на основании того, что “так у Грибоедова”! На самом деле, читая классику, мы вряд ли встречаем знаки препинания Пушкина, Лермонтова, Гоголя… Скорее всего это авторские знаки редакторов и корректоров. Поэтому ставьте знаки препинания в соответствии с современными правилами. В то же время эксперты не считали постановку таких знаков за ошибку, если в комментарии было указано, что между частями бессоюзного предложения следовало бы поставить тире, так как в них содержится противопоставление.
Нужно также отметить типичные ошибки и недочеты в комментариях. Акцентируя внимание на трудностях, подробно объясняя их, конкурсанты забывали объяснить другие знаки.
Невнимательное отношение к знакам в конце предложения повредило многим. Так, буквально единицы прокомментировали последовательность постановки кавычек и точки после прямой речи в конце предложения… “Тарантас на двор бы втянуть”. В то же время это одна из трудностей пунктуации: вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед кавычками, так как относятся только к прямой речи, а точка ставится после кавычек, так как завершает собой все предложение, осложненное прямой речью. В предложении Идет ли еще дождь, или гроза уже закончилась? обратить внимание на вопросительный знак просто необходимо, так как от этого зависит объяснение постановки знака перед или.
И еще: иные школьные работы грешат орфографическими ошибками. Конечно, эксперты их не учитывали. Но в то же время было отмечено, что некоторые конкурсанты обращали внимание на такие “нюансы”, как пунктуационное оформление предложений в специальной литературе. Например: “Производительность станка – 200 деталей в час”. Тире в спецтексте не ставится.
Назовем правильные ответы
Пойду подышу воздухом.
Производительность станка – 200 деталей в час.
Он снова показался в дверях избы и, не говоря ни одного приветственного слова, прямо сказал: “Тарантас-то на двор бы втянуть”.
И представьте, работа была выполнена досрочно.
Он стоял ошарашенный этим предложением.
Идет ли еще дождь, или гроза уже закончилась?
Отец сказал это не чтобы обидеть тебя, а чтобы ты задумался о своем будущем.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.
Уже сверкали молнии и раздавались удары грома, когда путники добрались до хижины.
…Конкурс закончился. Да здравствует конкурс! Так образно можно подытожить нашу совместную с читателями и экспертами работу. Тех, кто не утратил живого интереса к познанию русского языка, ждет на сей раз конкурс по орфографии с соответствующими “электронными” призами – тестами по орфографии. Работа эта, думается, даром не пройдет. Как говорил немецкий педагог ХIХ века А. Дистервег, развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны, но всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Ирина КАМИНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте