Начало обязательному преподаванию информатики в школах России было положено в 1985 году. В это же время стали появляться первые комплекты учебной вычислительной техники, которую стремились использовать не только на уроках основ информатики и вычислительной техники (ОИВТ), но и для поддержки преподавания других предметов.
В соответствующих нормативных документах и методических материалах рекомендовалось на базе кабинетов ОИВТ организовывать кружки и факультативы, на которых ученики под руководством преподавателя создавали бы компьютерные программы (тренажеры, тесты, игры) для уроков математики, языка, истории и других предметов. Чаще всего эти программы выполнялись учениками на языках программирования Бейсик и Паскаль. Бурный расцвет этой деятельности пришелся на середину 90-х годов прошлого века, затем это направление работ пошло на спад.
Со временем в школах появилась куда более совершенная техника, в образовательные учреждения на федеральном уровне были осуществлены поставки электронных изданий образовательного назначения по всем учебным предметам, учителя-предметники стали активно повышать свою квалификацию в области ИКТ. Уникальные возможности новых технологий позволяют сегодня создавать средства обучения и технологии, ориентированные на:
индивидуализацию обучения;
интенсификацию процессов изучения, исследования и выявления закономерностей основ наук;
развитие интеллектуального потенциала обучаемого;
формирование умений самостоятельно приобретать знания и осуществлять разнообразные виды информационной деятельности.
Как показывает практика, только единичные электронные издания образовательного назначения используются педагогами в учебном процессе полностью. Чаще всего учителя пытаются адаптировать имеющие ресурсы «под себя», фрагментарно, или разрабатывают свои собственные электронные учебные материалы. Последнее – достаточно трудоемкий процесс, требующий определенной квалификации (которая фактически есть только у учителя информатики) и существенных временных затрат. Даже на создание простой презентации в PowerPoint, удовлетворяющей элементарным технологическим и дизайн-эргономическим требованиям, у учителя уходит несколько дней. А ведь нужно еще затратить время на продумывание замысла и отбор материала!
С другой стороны, современные дети так быстро осваивают новые технологии, что электронный образовательный ресурс, выполненный на примитивном уровне, вряд ли будет способствовать росту в их глазах имиджа и преподавателя, и предмета.
Пытаясь разрешить возникшее противоречие, мы возродили в своем районе практику разработки учениками электронных учебных материалов по заказу педагогов-предметников в рамках специального конкурса (см. Приложение).
В этом году подобное мероприятие прошло в пятый раз. В нем приняли участие 62 ученика из двадцати школ района. Они представили пятьдесят разнообразных и интересных разработок. Авторы двадцати шести лучших работ были отмечены грамотами и ценными подарками, а сами творения поступили во все школы района и пополнили методическую копилку районного учебно-методического центра.
Одно из призовых мест в этом конкурсе заняли мои ученицы, создавшие свою работу «Словарик по информатике для младших школьников» в Конструкторе школьных сайтов (www.edusite.ru). Возможности этой программы столь широки, что без особых усилий позволили не только организовать множество гиперссылок, но и добавить тесты, анимации и виртуальные лаборатории*. Кстати, сам конструктор, а также анимации и виртуальные лаборатории подходящей тематики были отобраны из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
Людмила БОСОВА, руководитель РМО учителей информатики Истринский район, Московская область
ПОЛОЖЕНИЕ
о районном конкурсе творческих работ учащихся «Компьютерные образовательные продукты»
Организаторами конкурса «Компьютерные образовательные продукты» (далее – Конкурс) являются Управление образования администрации Истринского района и РМО учителей информатики. Конкурс проводится при активном участии педагогической и родительской общественности, заинтересованных организаций и спонсоров.
Для организации и проведения районного Конкурса создается оргкомитет и жюри.
Цели и задачи Конкурса
1. Развитие общеобразовательного потенциала учащихся в области информатики и информационных технологий.
2. Стимулирование детского творчества на базе средств информационных технологий.
3. Создание условий для педагогически целесообразного использования средств информационных технологий в урочное и внеурочное время.
4. Выявление и распространение образцов инновационной педагогической деятельности.
Участники Конкурса
Для участия в Конкурсе приглашаются учащиеся 7-11-х классов общеобразовательных учебных заведений Истринского района.
Организация Конкурса, порядок представления материалов
Конкурс проводится поэтапно. Он начинается на уровне образовательных учреждений. Работы победителей школьных конкурсов принимаются для участия в районном Конкурсе, который состоится _____________ на базе _____________________________. Работы могут быть переданы в оргкомитет заранее или привезены представителем школы непосредственно на конкурс.
На Конкурс принимаются работы по следующим номинациям:
1) информатика – презентация в среде Power Point, сайт или видеоролик, раскрывающие одну из тем курса информатики;
2) естественно-математические дисциплины – презентация в среде Power Point, сайт или видеоролик, раскрывающие темы из курсов математики, физики, астрономии, химии, биологии, географии и других предметов этого цикла;
3) гуманитарные дисциплины – презентация в среде Power Point, сайт или видеоролик, раскрывающие темы из курсов русского языка, иностранных языков, литературы, истории, обществознания и других предметов этого цикла;
4) цифровое наглядное пособие – графические изображения, созданные средствами векторной и растровой графики, которые могут использоваться учителем в учебном процессе.
Работы представляются на цифровых (дискета или диск) носителях. Каждая работа сопровождается описанием, в котором указываются:
название образовательного учреждения;
номинация и название работы;
фамилия, имя, класс автора (группы авторов);
фамилия, имя, отчество и специальность учителя, руководившего данной разработкой;
краткое описание того, каким образом работа может быть использована в учебном процессе.
Образовательное учреждение может представить на конкурс не более 2 работ в каждой номинации.
Рассмотрение конкурсных работ является открытым, в нем рекомендуется принять участие всем учителям информатики, а также учителям-предметникам, стремящимся использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности.
Оценка конкурсных работ
Оценка конкурсных работ проводится по следующим критериям:
практико-ориентированность;
оригинальность творческого замысла;
дизайн-эргономические характеристики;
уровень владения инструментальным средством.
Конкурсные работы оценивает жюри, состоящее из специалистов в области информатизации образования и учителей информатики.
Победители Конкурса награждаются грамотами и подарками.
проводится по следующим критериям:
Комментарии