Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ученик – человек, а не ученик – функция. Haven’t you heard it’s a battle of words the poster bearer cried

УГ - Москва, №16 от 18 апреля 2017. Читать номер
Автор:

​Арт-пространство «Полиграфический цех» – это уникальный образовательный эксперимент Московского многопрофильного техникума имени Л.Б.Красина. В производственных цехах одной из площадок уже год успешно функционирует самый настоящий выставочный центр современного искусства. Командой техникума совместно с молодыми и уже признанными художниками, арт-деятелями за год были проведены семь выставок, две из которых вошли в программу Московской международной биеннале молодого искусства.

Актуален ли формат диалога? На этот вопрос отвечают наши экскурсии. Начнем с выставки «Искушение святого Антония», которая стала вторым проектом «Полиграфического цеха». Помимо очевидного навыка сопоставлять и деконструировать сложные смыслы, который дает анализ произведения современного искусства, есть и ряд важных проблем, продиктованных концепцией выставки, осмысление которых необходимо молодым людям – студентам. Первое – это, конечно, контекст христианской культуры и весь сопровождающий его комплекс этических проблем. Борьба с искушением в трактовке святого Антония – это необходимое условие на пути к спасению. «Не попадет в рай тот, кого не искушали, отними искушение, и никто не обретет спасения»: то есть необходимо показать себя в борьбе, а не избегать опасностей. И авторов работ, и посетителей выставки волнует осмысление понятий «добродетель», «гордыня», «грех», влияние христианских догм на современность. Так или иначе, но это влияние существенно. Еще одной важной для обсуждения темой становится общество потребления, консюмеризм, рожденные этим обществом симулякры. В одной из представленных работ мы видим, как банальные, якобы необходимые всем предметы быта вроде стиральной машины или стенного шкафа наполняются нетривиальным содержанием, и вот стиральная машина становится иллюминатором космического корабля, а в стенном шкафу гудит паровоз. Эта визуализация – попытка переиначить смысл самих предметов, которые продаются нам миллионами, творчески подойти к быту и к потреблению. Такое предложение кажется завораживающим манифестом сопротивления материальной культуре. Другой важный мотив выставки – дуальность, так как состояние искушения – это всегда борьба двух голосов в голове, голоса «за» и голоса «против». Выставка с такой темой позволяет обсудить и тезисно раскрыть ряд актуальных проблем, поговорить не только об истории искусства, но и о современных острых вопросах, касающихся каждого. Еще одной проблемой, требующей осмысления, становится миф. Древнее противостояние мифа и логоса и современная мифологичность сознания, парадоксальность сосуществования в информационных потоках взаимоуничтожающих мифов.На выставке «Мифология бургера» мы рассказываем о том, как тиражируются образы в системе массовой культуры, что «бургер» может означать все что угодно, а значит, не означать уже ничего. В инсталляции «Бургер vs Хлеб», созданной совместно с сокуратором выставки, преподавателем логики и философии Константином Павлюцом, мы противопоставляем бургер и хлеб: хлеб настоящий, бургер – нет. Что делать с информационными каскадами, за которыми не видно ничего? Нужно учить разбираться в информации. Отделять зерна от плевел. Этим и занимается современное искусство, позволяет обозреть общую картину, приподнять красивые и яркие шоры массмедиа и рекламы. Этот проект предлагает студенту задуматься о таких ключевых категориях современного мира, как конкуренция и эффективность. Сколько времени мы тратим в огромных очередях за айфонами, сколько времени мы учимся, чтобы быть эффективными, но быть таковыми в чем? На инсталляцию «Кто не учится – тот не ест» меня вдохновило общение со студентами, в котором прозвучала фраза «Мы просто хотим выжить». Я представил класс, где учат исключительно выживанию, портреты мыслителей закрашены, остались только выжимки, тезисы – только то, что нужно, чтобы выжить, их сложный путь не нужен, их противоречивость лишняя. Но человек сложнее самой очевидной задачи, которую ему предстоит решать как биологическому организму, – задачи выживания. Нам нужны не только формулы простые, но и формулы сложные: человечность, сострадание, эмпатия. Не только выжить, но и понять, как выжить так, чтобы выжил человек, а не организм. Если я учу издателей, я учу не человека-издателя, но учу в первую очередь Человека.Человек должен быть целью, а не функцией. А быть человеком – значит иметь критическое мышление, чтобы не стать «эффективной» функцией, все свободное время занятой наблюдением за непрекращающейся «битвой слов» – сражением симулякров на арене ложной конкуренции миметического соперничества. Кирилл ЖИЛКИН, преподаватель специальных дисциплин Московского многопрофильного техникума имени Л.Б.Красина, художник, куратор арт-центра «Полиграфический цех»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту