Школа в течение 12 лет накапливает банк данных по уровню подготовки учителей, по успешности обучения, по итогам посещаемости и по состоянию здоровья учеников. Эти данные используются при составлении концепции развития школы и разработке базисного учебного плана.
Досье «УГ»КомментарийИнна НАЗАРОВА, зав. кафедрой педагогики и психологии Ярославского областного института развития образования, кандидат педагогических наук:- На мой взгляд, авторы проектов «Повышение мотивации школьников» и «Мониторинг образовательного процесса» исследуют актуальнейшие проблемы образовательной практики. Основные вопросы организации мониторинга рассмотрены на примере сельской малокомплектной школы. Управление образовательным процессом по результату способствует структурированию действий участников образовательного процесса в соответствии с деловой целесообразностью работ. Это особенно важно для организации учебного процесса в малокомплектных школах, где существует опасность расструктурирования из-за дефицита ресурсов.Педагоги Марковской школы доказывают на практике, что управление образовательным процессом по результату достаточно эффективно, несмотря на временные ограничения ресурсов.Для развития учебной мотивации детей в школе должны быть созданы условия, способствующие положительному социальному самоутверждению учеников и фиксации даже очень скромных их достижений. Педагогический коллектив Марковской школы использует для этого современные образовательные технологии «Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся».Думаю, что опыт реализации проектов «Повышение мотивации школьников» и «Мониторинг образовательного процесса» будет полезен для сельских малокомплектных школ при организации системы управления качеством образовательного процесса.
СтатфактК сведениюСреди механизмов и процедур в практике оценки качества образования одно из ведущих мест занимает мониторинговое исследование.Мониторинг – это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза.Существуют два вида мониторинга:1) статистический, который базируется на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации;2) нестатистический (мягкий), инструментарий к которому разрабатывается в конкретном учреждении.
Мониторинговая карта школы включает пять объектов:
ученики;
педагоги;
родители;
администрация;
материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса.
Остановлюсь подробно на некоторых из них.
Мониторинг объекта «ученики» исследует:
количественные показатели успеваемости в целом по школе;
количественные показатели по основным предметам в 5-9-х классах;
результаты административных контрольных работ по русскому языку и математике во 2-9-х классах (входной, промежуточный и итоговый контроль);
учебную деятельность школьников, успевающих на «4», «5» или имеющих одну тройку по предмету;
учебную деятельность школьников, оставленных на второй год и на продленный год;
анализ поступления в 10-й класс, ПУ, колледжи;
характеристики состояния здоровья;
посещаемость;
результаты обучения (зачетная книжка).
Отдельно хотелось бы остановиться на такой форме индивидуального контроля результатов учеников, как система зачетов. Применять мы ее начали для повышения уровня мотивации и качества обучения после сбора и анализа информации об успеваемости за 1-ю и 2-ю четверти прошлого учебного года. Каждый ученик 5-9-х классов имеет зачетную книжку, которая наглядно демонстрирует его индивидуальные результаты и дает возможность организовать индивидуальную работу.
С помощью мониторинга объекта «педагоги» можно исследовать:
педагогический состав;
уровень профессиональной компетентности педагогов;
критерии успешности учителя;
аттестацию педагогических кадров;
курсовую подготовку, участие в методической работе;
отчет учителя-предметника;
этапы работы со школьной документацией;
сравнительную таблицу мониторинговых исследований по результатам административных контрольных работ;
отчет классного руководителя
(предварительную успеваемость, итоги четверти и года).
Мониторинг объекта «администрация» – это анализ школьной документации и учебного процесса. Результаты анализа позволяют администрации сделать вывод о состоянии образовательного процесса: качестве методической работы, уровне профессиональной компетентности учителей, уровне учебной мотивации учеников.
В школе реализуется проект «Повышение мотивации школьников», в котором участвует психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей Ростова. Цели проекта – изучение уровня школьной мотивации и причин, влияющих на состояние мотивации к обучению, изучение эмоционального отношения к школе, выявление у детей субъективного ощущения успешности или неуспешности. Для этого мы используем следующий инструментарий: анкетирование, методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах школы, самоанализ учеников и мини-сочинения. В результате оказалось, что 79 процентов учеников имеют средний и сниженный уровень мотивации и лишь 21 процент – продуктивную мотивацию. Такое соотношение не могло не повлиять на качество обучения, поэтому мы создали систему повышения мотивации школьников. Один из педсоветов на тему «Методика повышения мотивации к обучению» прошел как семинар для школ Ишненского образовательного округа. Далее мы разработали программу работы с детьми, имеющими низкую мотивацию, а для родителей провели серию общешкольных родительских собраний.
Как уже отмечалось, введение зачетной системы в школе мобилизует учеников, позволяет отследить индивидуальные результаты каждого и наметить пути повышения успеваемости. Мы разработали локальный акт, в котором определили темы и виды зачетов и способы устранения пробелов в знаниях школьников.
В ходе работы мы пришли к выводу, что формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего совершенствования им своей мотивационной сферы. Стимулировать этот процесс можно с помощью психологических приемов. Общий смысл развития учебной мотивации детей состоит в том, чтобы переводить их с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к положительному – действенному, осознанному, ответственному.
В целом мы добились положительных результатов: неуспевающих в школе нет уже на протяжении последних 5 лет, успеваемость по итоговой аттестации за курс основной школы последние 5 лет также 100-процентная. Хочу заметить, что мониторинговая деятельность станет эффективной, когда система школьного управления пройдет период становления и стабилизации, когда руководитель и его команда естественным образом придут к пониманию необходимости научно обоснованной и долгосрочной обратной связи.
Елена СЕРГЕЕВА, директор Марковской школы, с. Марково, Ростовский район, Ярославская область
Комментарии