Учитель из Смоленской области Ольга МАКЕЕВА начинает урок словами: «Дети, я вас рада видеть, я соскучилась». И кажется, эта фраза становится ключиком к кладовой успеха в процессе обучения.
Ольга Александровна из Рославля, по специальности учитель немецкого и английского языков. Преподает английский в школе №9 во всех классах начиная с пятого, а немецкий – с пятых по седьмые. Преподает с удовольствием, поскольку любит все языки. Хотя, глядя на нее, кажется, что она вообще все делает с вдохновением: поет и рисует, танцует и воспитывает двоих мальчишек – пяти и десяти лет. Как всякий учитель, всегда в поиске, как бы использовать свои навыки и умения в работе. И придумывает!
Например, при подготовке ребят к ЕГЭ приносит в класс собственные рисунки и просит посещающих кружки и студии рисования также показывать свои творения. Использует эти рисунки, когда повторяет с учениками тему построения вопросительных предложений. Глядя на картинку, ребята задают по ней вопросы авторам – друг другу и учительнице, тем самым втягиваясь в процесс закрепления знаний. Потому что интересно, чем живут и дышат вне школы педагог и соученики. «Учебный процесс нужно подстраивать под ребенка, – говорит Ольга Александровна. – Когда ребенок осознает свою значимость, тогда он что-то ухватывает с урока, порой непроизвольно. Так я стараюсь личностно ориентировать учеников, даже тех, кто не очень стремится к получению знаний. Когда интересно, лучше запоминается».
Мечтам суждено сбываться
Рославльский район Смоленской области – родина Ольги Макеевой. Ее мама преподавала в школе математику, отец – химию. Оля с малых лет играла с подружками в школу и всегда выбирала для себя роль учительницы. Годы шли, а мечта не менялась – стать учителем русского языка и литературы. И, наверное, так и случилось бы, если бы не одна встреча.
– Как-то к моим соседям приехали в гости родственники, в том числе из Америки. Я впервые видела иностранцев, и мне так хотелось познакомиться и пообщаться с девочкой-американкой! Но, имея пятерку по английскому, я не смогла сформулировать и пары фраз: не было навыка общения. Сказать, что я расстроилась, не сказать ничего. Пришла домой в слезах. И именно в тот день решила стать учителем английского языка, – рассказывает Ольга Александровна.
Поскольку уровень знаний был недостаточным, для того чтобы поступить на факультет иностранных языков, да еще на бюджет, а до сдачи вступительных экзаменов оставалось чуть больше года, Ольга учила английский день и ночь, и это не фигура речи. Она спала по три часа, на переменах сидела за английским, засыпала с учебником под подушкой и часто просыпалась от кошмаров. Этот год стал, возможно, самым сложным в ее жизни. Когда Ольга Александровна поступила в Смоленский государственный университет, это была ее личная победа. Ну и, конечно, заслуга репетитора Тамары Сергеевны, которая одиннадцать лет назад и переманила трудолюбивую девушку в школу №9 Рославля, куда Макеева перешла из Хорошовской школы Рославльского района.
В рамках системы внеурочной деятельности учительница дважды в неделю ведет кружок «Английский с увлечением», который собирает около тридцати детей разного возраста. Здесь можно, не будучи связанной образовательными регламентами, включить фантазию на полную мощность. Это тот самый театр, где она режиссер, а каждый урок – маленький спектакль. «Английский с увлечением» дает детям понимание, что изучать языки – это просто, интересно, можно обойтись без зубрежки. Все потому, что Ольга Александровна применяет игровые технологии. В теплое время года замечательно поиграть на улице: при школе есть зеленая огороженная территория, где можно и походить, и попрыгать, и посидеть на пледах. Удивительно, но старшеклассники любят игровые занятия на улице не меньше, чем дети среднего возраста.
– Мы как-то привыкли, – размышляет Ольга Макеева, – что со старшеклассниками нужно быть на равных, что они почти взрослые. Но ведь это мы сделали их настолько взрослыми, что хочется добавить в их будни капельку детства. Вы знаете, юноши и девушки 10‑11‑х классов воспринимают наши виды деятельности на свежем воздухе даже более эмоционально, чем младшие дети. В игре старшие ребята раскрываются больше, ведь маленькие привыкли играть.
Маленькие не только любят играть, но и очень чутки к фальши. А Ольга Александровна – она настоящая. Сама легко включается в игру, что на работе, что дома: «Я веселая мама. Потанцевать, побегать, поиграть – все это мы с детьми очень любим. Могу быть страшным пауком и бегать за детьми по квартире». Спустя секунду спохватывается: «Вообще-то стараюсь быть и строгой. Детям нужна дисциплина, чтобы они выросли воспитанными». Да, чтобы стать строгой, ей нужно постараться.
Есть контакт
Хотя всегда существует сценарий в виде плана, у нее не бывает одинаковых уроков и даже одинаковых домашних заданий для учеников.
– Можно не отвечать впрямую на часто задаваемый (особенно в начале обучения) ребятами вопрос, зачем нужно изучать английский. Я просто стараюсь устроить онлайн-встречу с моими приятелями – носителями языка. А чтобы на равных поговорить с Джейн или Гретой из США или Германии, нужно заранее подготовить вопросы. И даже двоечники подходят ко мне за помощью в составлении этих вопросов. Заранее не готовлю тему беседы, она сама складывается. Обычно мы говорим о семье, детях, любимых занятиях, и, как правило, сорока пяти минут не хватает. В такой вид деятельности вовлечены все, а ученики используют языки по прямому назначению, что вызывает у них живейшую реакцию. У нас уже прослеживается сюжетная линия: Джейн вышла замуж, у нее родился мальчик, а Грета научилась готовить русские щи. Так и повышается мотивация. К сожалению, из-за разницы во времени такие встречи для общения устраиваю нечасто, но я даю ребятам ресурсы, где можно переписываться с носителями языка, чтобы потренироваться вне школы, – делится Макеева.
Эти самые приятели и приятельницы появились в ее жизни еще в студенческие годы. Однажды подруга пригласила Ольгу в летний языковой лагерь, где она была одним из кураторов. Туда приезжали группы американцев, с некоторыми из них она поддерживает связь до сих пор. Примерно такую же ниточку между носителем языка и учащимися она протянула на конкурсном уроке.
В Тюмень на «Учителя года»-2022 она попала не то чтобы ожидаемо. На муниципальном этапе была задача просто показать себя компетентным учителем, а не победить. Ну а дальше все как-то складывалось само собой. Компетентный учитель, по ее определению, – это тот, кто знает свой предмет, владеет различными технологиями, методами и приемами, человек, умеющий находить контакт с детьми.
Что до контакта с детьми, то она установила его за первые минуты конкурсного урока, посвященного теме семьи. Ее рабочий слоган – «Учение с увлечением», она часто использует приемы визуализации, формирует коммуникативные компетенции на основе практико-ориентированного подхода. Но на первом плане все же человеческое обаяние Ольги Александровны. Очень живая, словно порхающая по классу, она мгновенно включает в сферу своего обаяния всех, кто находится в радиусе метров этак ста. Предложив ребятам в середине урока минутку физического отдыха, так зажигательно демонстрировала движения, что, наверное, и жюри захотелось размяться.
И снова к занятиям. Используя положительный эффект удивления на уроке, включила видеозапись англоговорящей девушки Кейт, которая пожаловалась, что у нее небольшая семья – нет братьев и сестер. А затем дети оказались в волшебной школе на уроках лексики и грамматики: сначала им была предложена речевая разминка, после – лексическое упражнение, разработанное самой учительницей. Используя уже изученные лексические и грамматические конструкции, дети должны были создать свои электронные книги. К сожалению, подвела техника. Но учитель мгновенно перестроила урок, предложив создать электронную книгу двум ученикам, которым предоставила свой компьютер. Остальной класс продолжил работать устно. В финале они все вместе занялись проектной деятельностью, попутно закрепляя коммуникативные навыки, а заодно и помогли девочке Кейт, рассказав о своих больших и малых, но очень любимых семьях.
– Смело могу сказать: это был мой лучший урок, – вспоминает Ольга Макеева. – Все, что было запланировано, я сделала. Но не это главное. Главное в том, что я получила живой отклик со стороны детей. В общем-то, конкурсный урок тяжело только начать. Потом включаешься в работу, и никакого жюри уже нет. А мой критерий успешности – живые эмоции учеников на уроке. Это самое важное, когда ты чувствуешь, что детям понравилось.
Выбирая для конкурсного урока детей из шестого класса, она руководствовалась тем, что в это время была классным руководителем у шестиклассников в своей школе. Разбираясь в особенностях психологии этого возраста, все равно испытывала сложности при составлении рабочего плана, ведь ни уровня подготовки, ни словарного запаса учащихся заранее не знала. Но можно учесть и другие маркеры. Поскольку класс Ольге Макеевой достался физико-математический, она включила в урок межпредметные связи, применив формулы – материал, близкий ученикам. А уже после завершения конкурсных мероприятий поговорила с ребятами: «Вы знаете, – удивляется учитель, – я хотела их только поблагодарить, сказать, какие они молодцы, но у нас получилась беседа более чем на час».
И эмоции, и интеллект
По приезде из Тюмени Ольга Макеева находилась в эйфории месяца два и только потом начала рефлексировать. Однако, оценив произошедшее, поняла, что главная победа – это преодоление себя, победа над эмоциями, а конкурсный опыт – лучший и наиболее объемный в ее педагогической деятельности – изменил ее собственное мышление. Завершился важный период в ее профессиональной деятельности, и захотелось расти в направлении, где все ново. Понимая, что успешность человека не определяется одними оценками, начала изучать методики диагностики эмоционального интеллекта в образовательной среде.
– Моя задача как учителя, да и как родителя, – помочь ребенку найти себя в этом огромном и непростом мире. Все мы слышали про soft skills, но как это применить в своей работе? Сейчас я на теоретическом этапе. Изучаю специальную литературу, читаю статьи. К сожалению, нашла много противоречивой информации. Выбрала методики для оценки сформированности эмоционального интеллекта. И начну усиленно работать с пятыми классами в следующем учебном году. Надеюсь проследить динамику до одиннадцатого класса, – говорит Ольга Макеева
А еще она вскоре начнет читать лекции студентам педагогического университета. И верится, что студенты, как и ее ученики в Тюмени, после занятий скажут: «Ольга Александровна, мы вас любим». И зааплодируют.
Галина СЕРГЕЕВА, Смоленская область
Комментарии