search
main
0

Учебные планы не предусматривают совместную деятельность педагогов и учащихся

Владимир РАЗДИН, руководитель Северного окружного управления образования: – Нет сомнения в том, что назрела острая необходимость определить ту идеологию, которой должны придерживаться при осуществлении воспитательного процесса педагоги образовательных учреждений такого мегаполиса, как Москва. Проект концепции воспитания необходим для четкого понимания педагогами тех воспитательных целей и ценностей, которые приоритетны в современном образовательном учреждении. Но нынешний проект концепции написан таким формальным языком, который не дает понимания сущности воспитания, размыты и не четко сформулированы цели и ценности воспитания, которые были бы понятны педагогам, у такой концепции нет адресата.

Концепция развития воспитания в Москве, на мой взгляд, должна определять базовые подходы столичного педагогического сообщества к ценностям, целям, содержанию и формам воспитательного процесса в образовательной системе. Этот документ призван конкретизировать требования к результатам образования в области воспитания и обосновывать профессиональный подход к воспитанию, поэтому в предлагаемый проект необходимо включить:

– терминологию того, что такое сегодня воспитание, в чем его сущность, каковы механизмы эффективного воспитательного воздействия, принципы управления процессом развития и формирования личности ребенка;

– теоретико-методологическое обоснование идей и положений концепции;

– описание ценностей и целей воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

– описание основных подходов к понятию результата воспитания;

– описание характеристик социокультурного пространства Москвы;

– описание и обоснование показателей профессионализма педагога-воспитателя;

– анализ актуальных проблем воспитания и условий их решения.

Концепция воспитания должна привлечь внимание педагогической общественности к тому, что школа плохо обеспечивает задачу воспроизводства ожидаемых обществом ценностей в отношениях учащихся и педагогов.

Как отмечают многие исследователи, современный ребенок в большей степени ориентирован на ценности и нормы сверстников. Взрослые все меньше и меньше выступают субъектом влияния на развитие личности и индивидуального бытия.

Проблема современного образования состоит в том, что оно не обеспечивает «принципа включения» и вхождения ребенка в мир культуры взрослых. Это часто связано с отсутствием в школах реального опыта взаимодействия взрослых с детьми. Школы в большей степени ориентированы на обучение, учебными планами не предусмотрены формы совместной деятельности педагогов с учащимися.

Педагоги-воспитатели в традиционной школе слабо мотивированы на качественное осуществление и обновление содержания воспитательного процесса. Часто организация этого процесса недооценивается руководителями образовательных учреждений. Педагоги просто исполняют социальный заказ, часто заменяя воспитывающую деятельность рядом мероприятий, в которых детям отводится роль пассивных исполнителей или слушателей. Наличие четкого социального заказа приводит к тому, что конкретный педагог перестает задумываться над смыслом своего труда, что усугубляет эффект отчуждения воспитательной практики от научного знания, связанного с пониманием человеческой сущности и вопросов человеческого бытия. Традиционно в формулировании целей и задач воспитания в условиях образовательного учреждения преобладает установка на формирование у ребенка необходимых умений и ценностей. Следствие этого – низкий уровень профессионально-педагогической рефлексии воспитателя.

Среди педагогов, ученых, психологов до сих пор нет общей позиции по поводу того, какие качества и ценности ключевые.

Произошли изменения общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистскую модель, ослабление игровых интерактивных форм совместной деятельности.

Концепция развития воспитания должна учитывать происходящие изменения и содержать конкретные условия организации и управления образовательным процессом:

Повышение профессиональной активности педагога-воспитателя.

Создание педагогически и психологически целесообразной воспитательной среды.

В концепции может быть описан результат воспитательной работы – достижение такого качества организации совместной деятельности педагогов и учащихся, которое обеспечивает, с одной стороны, воспроизводство ожидаемых обществом ценностей, а с другой – способность к самоопределению, выработке собственной индивидуальной позиции, отражающей внутренние критерии нравственности.

Если концепция адресуется всем работникам системы образования Москвы, то используемые в ней термины и понятия, а также логика их употребления должны быть понятны читателям.

Необходимо обосновать, почему внедрение проектных методов позволит решить актуальные задачи воспитания, изложенные в проекте концепции.

Из-за отсутствия в проекте концепции методологии, философских и теоретических обоснований многие ее положения кажутся необоснованными, нелогичными, а сама концепция не воспринимается как целостный, логичный и серьезный документ.

В каждом округе Москвы есть свой опыт ведения воспитательной работы. В образовательных учреждениях нашего округа внедряются новые формы и методы воспитательной деятельности, применяются современные технологии, осуществляется психологическая и социально-педагогическая поддержка детей и молодежи, разрабатываются и реализуются авторские программы воспитания. Ежегодно образовательные учреждения округа принимают участие и занимают призовые места в Московском городском конкурсе программ воспитания «Панорама воспитательных систем образовательных учреждений». 49% образовательных учреждений реализуют собственные воспитательные программы.

Сегодня повысилась профессиональная значимость и роль классного руководителя в социуме, складывается система взаимодействия классных руководителей и родителей, стабильно развивается система дополнительного образования детей, ставшая одним из основных институтов воспитания, постоянно обновляется научно-методическая база по вопросам воспитания.

Большое внимание в Северном округе уделяется экспериментальной работе в области воспитания. В экспериментальном режиме в этом учебном году работают 20% учреждений.

Реализация программы патриотического воспитания осуществляется через взаимодействие с различными государственными и общественными организациями, окружного Совета ветеранов и Московской городской организацией РОСТО (ДОСААФ), окружного Совета ветеранов педагогического труда.

В образовательных учреждениях Северного административного округа работают 123 сертифицированных школьных музея. В школах №№212, 727, 1601, 694, 227 созданы музейные комплексы, в образовательных учреждениях №№1784, 167, 1570, 211, 1249, 155, 1287, 848, 1601, 201, интернате №42 есть мемориалы и памятные доски, за которыми ухаживают учащиеся образовательных учреждений всего района.

Неотъемлемой частью воспитательного пространства округа стал ДООЦ «Северный», деятельность которого направлена на осуществление физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и воспитательной работы среди детей и подростков, на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие. Центр открыл 53 школьных спортивных клуба, а также созданы школьные лиги по футболу, волейболу, баскетболу.

В формировании социально активной личности большую роль играют детские общественные объединения и ученическое самоуправление. На сегодняшний день во всех учреждениях образования САО работают советы ученического самоуправления. Разнообразны формы ученического самоуправления в округе: советы, креативные советы, штабы, парламенты.

Представители ученического самоуправления округа активно принимают участие в городских конкурсах и проектах. Команда лицея №1575 победила в конкурсе «Лидер ХХI века», представители актива самоуправления школы №1121 – в конкурсе «Вожатый и его команда».

В последние годы значительно активизировалось участие родительской общественности в решении проблем воспитания и социализации детей и подростков. Мы работаем над созданием целостной системы взаимодействия с родителями, системы, использующей все ресурсы собственно образования, средств массовой информации, новых информационных технологий.

С 2006 года Департамент образования совместно с МГПИ проводит городской электронный «Мониторинг по изучению потенциала образовательного учреждения в создании и реализации воспитательных систем», в котором приняли участие сорок образовательных учреждений округа. По количеству участников мониторинга ОУ Северного округа заняли

3-е место в Москве. В процессе мониторинга выявлено, что многие школы округа используют устаревшие формы организации воспитывающей деятельности, что необходимы изменения, и над этим мы сейчас работаем.

Ключевая фигура в воспитании в образовательном учреждении – классный руководитель. На новый качественный уровень вышел Московский городской конкурс классных руководителей «Самый классный классный», возрос профессионализм конкурсантов. По сравнению с 2006 годом в 3 раза увеличилось число участников окружного этапа конкурса. Классные руководители Северного округа трижды занимали первое место – в 2003, 2006, 2008 годах, стали призерами в городском этапе конкурса «Самый классный классный-2009», демонстрируя высокий профессиональный уровень.

Особое внимание мы уделяем повышению эффективности работы методических объединений классных руководителей. На сегодняшний день в 133 школах действуют методические объединения классных руководителей. Это на 18% больше, чем в прошлом учебном году. Нет методических объединений классных руководителей лишь в образовательных учреждениях №№186, 152, 1774, 744, 221.

В 2008 году проходил городской конкурс методических служб по организации работы с классными руководителями, 1-е место занял отдел дополнительного образования и воспитывающей деятельности методического центра Северного округа.

Дополнительное образование организовано в 149 общеобразовательных учреждениях. В детских творческих объединениях занимаются 94% учащихся образовательных учреждений. Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях округа представлено 11 направленностями, причем программное обеспечение имеют все объединения.

Следует отметить, что еще не все образовательные учреждения вышли на новый, современный уровень организации воспитательной работы.

Во-первых, программы развития образовательных учреждений, планы их работы, как правило, не содержат задач по управлению развитием воспитания.

Во-вторых, индивидуальный и личностно ориентированный подход к воспитанию нередко подменяется набором организационных, массовых мероприятий, проводимых в учреждении.

В-третьих, отсутствует научно обоснованная система индикаторов и показателей оценки развития воспитания как одного из основных показателей развития образовательного учреждения.

В-четвертых, в окружной системе дополнительного образования существуют проблемы, связанные с текучестью кадров педагогов дополнительного образования, что приводит к закрытию детских объединений. Среди педагогов дополнительного образования наблюдается повышение активности и результативности участия в окружном и городском этапах конкурса «Педагог-внешкольник Москвы». По сравнению с 2006 годом на 43% увеличилось число участников конкурса. В окружном этапе Московского городского конкурса профессионального мастерства «Педагог-внешкольник Москвы» в 2008 году 70% участников составляли школьные педагоги дополнительного образования, что существенно отличало конкурс от предыдущих, когда основной состав участников приходился на педагогов дополнительного образования УДО. В городском этапе конкурса 2008 года педагог дополнительного образования ЦТДиЮ «Сокол» заняла 1-е место в номинации.

Традиционным стало участие команд нашего округа в городском конкурсе «Вожатый и его команда» (2007-2008 учебный год: ОУ №№692 и 231 – 3-е место; 2008-2009 учебный год: ОУ №1121 – 1-е место, ЦО №1409 – 3-е место).

Сложившаяся сегодня ситуация требует, чтобы образовательное учреждение открыло свои двери для всех детей микрорайона, актовые и спортивные залы, игротеки, создавало детско-взрослые клубы по интересам и стало центром воспитания в микрорайоне.

Для дальнейшего развития системы воспитания в округе необходимо:

– совершенствование механизма координации и взаимодействия субъектов воспитательного процесса – образовательного учреждения, семьи, государственных структур различной ведомственной принадлежности – и расширение круга участников процесса воспитания;

– формирование окружной системы прогнозирования и развития процесса воспитания;

– обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

– повышение профессионального уровня воспитательной деятельности и психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;

– активно включать инновационные технологии и современные модели в воспитательный процесс образовательных учреждений с учетом современной социокультурной ситуации;

– развитие во всех формах воспитательной работы методов и технологий, направленных на социально значимую проектную, созидательную деятельность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте