Издательство “Дрофа” продолжает осуществлять свою программу выпуска учебников по курсу обществознания, обществоведения и граждановедения. Такая линия издательства – не только показатель умелой и тонкой рыночной политики, опережающей ответ на растущий спрос, но и подобающая реакция на растущие запросы гражданского общества.
На этот раз массовым тиражом выпущен новый учебник для общеобразовательных учебных заведений “Основы обществознания”. Автор – известный специалист в области преподавания права и обществоведения Анатолий Никитин, автор многих учебных пособий по граждановедению, праву, политологии.
Предмет пришел в школу сравнительно недавно, но прочно закрепился в программе 8-9-х классов. Соответственно и учебник состоит из двух самостоятельных частей, вернее, двух учебников – отдельно для 8-го и для 9-го класса. Тематика первого – личность, общество, государство; второго – экономика, политика, право.
Для чего нужны знания об обществе и что конкретно необходимо знать о нем подростку, заканчивающему основную школу-девятилетку?
Книга дает такой ответ ученику. Знания нужны, чтобы молодой человек, выйдя из стен школы, естественно вошел в общество, стал его полноправным членом, реализовал бы свои планы и возможности. Автор постепенно “вводит” ученика в общество, дает четкое представление о его структуре, о правилах общежития, о правах и обязанностях гражданина.
Итак, открываем учебник для 8-го класса. Здесь, как мы уже отметили, рассматриваются три основных понятия, “три кита” обществознания – личность, общество, государство. Каждому понятию посвящена отдельная глава, содержащая одиннадцать-двенадцать тем-параграфов. Таким образом, учебный материал рассчитан на еженедельные занятия (один час в неделю), и его можно равномерно распределить на весь учебный год.
Обратимся к содержанию. Сначала, естественно, начинается разговор о человеке. В чем сущность человека, что в нем главное, каждый ли вправе называться личностью? Подробно отвечает на эти вопросы первая глава учебника “Человек. Духовный мир личности”.
Так что же главное в человеке? Говорить о добре и зле, о морали нелегко – можно впасть в морализаторство, наскучить ученику. Этого не происходит с учебником Никитина. Урок о главном в человеке дан не в прописных истинах, а на примерах – одном из жизни, другом из библейской легенды. Здесь включается эмоциональная сфера ученика, его разум.
Есть в этой главе параграф, который называется “Почему люди любят Родину?”. Пожалуй, это наиболее удачная беседа о патриотизме в общечеловеческом его понимании, как это представляли себе лучшие умы России – писатели, мыслители, деятели науки, культуры, государства.
Помимо разговора о “высоких” вещах в разговоре с подростком нельзя обойти такие темы, как здоровье, здоровый образ жизни. Настала пора сделать постоянной темой учебников честный разговор об опасности алкоголизма, наркомании, СПИДа. Поэтому не лишними стали параграфы “Культура тела”, “Враги души и тела”.
Глава “Человек в обществе” подробно рассматривает основные сферы жизни общества, взаимосвязь его с природой (окружающей средой), отношения в обществе, а также роль и место человека в семье, в группе, в коллективе, в обществе. Отдельные параграфы посвящены глобальным проблемам общества, борьбе за мир. Такая тематика достаточно разработана во многих пособиях, однако данный учебник преподносит материал в наиболее сжатой, концентрированной (ничего лишнего) и в то же время доходчивой форме, о которой мы еще скажем два слова. Отметим параграф “Гражданское общество”, где разъясняется значение этих слов, а также терминов “согласие”, “самоорганизация”.
Учащиеся узнают и о том, какие трудности придется преодолевать, чтобы построить гражданское общество в России, и одна из них – неумение граждан обходиться без контроля со стороны государства, низкая политическая и правовая культура, неготовность к самоорганизации и согласию. Этому надо учить со школьной скамьи.
Глава третья “Человек, право, государство” отдана собственно граждановедению. Ее параграфы дают полное представление о таких понятиях, как право, правовое государство, государственная власть и права человека.
Вторая часть учебника (или второй учебник), предназначенная для изучения в 9-м классе, имеет такую же структуру и также состоит из трех глав: “Человек и экономика”, “Человек, политика, власть”, “Человек и право”.
В первой главе ученики знакомятся с основами хозяйственной жизни России, с общими вопросами современной экономики: рынком, производством, спросом и предложением, денежным обращением, налогами. С первого параграфа автор находит верный тон изложения: роль экономики в жизни общества разъясняется на примере “домашней экономики” в конкретной семье. Получилось живо и доходчиво.
Как ни странно, тронул “за живое” краткий исторический материал параграфа “Типы экономических систем”, в котором честно, без прикрас и привычных наслоений показан путь экономики России в двадцатом веке, с его потрясениями, провалами и подъемами. Полезно и необходимо знать не только детям. В этом почувствовалась научная новизна и смелость взгляда автора.
Интересно разработаны такие темы, как собственность, предпринимательство, деньги, налоги. Без такого знания ориентироваться в производстве, предпринимательстве, деловом мире, экономике невозможно.
Глава вторая, посвященная политике и власти, также свидетельствует о верности автора своему взгляду на предмет – честному, основанному на верности научной истине и общечеловеческим ценностям. Свобода от идеологической зашоренности, свойственная автору, делает учебник особенно ценным.
Завершает учебник самая обширная глава “Человек и право” – тщательно отработанный учебный материал, наиболее близкий автору, как специалисту в области права, автору многих учебных пособий в этой области.
Сильную сторону учебника составляют умелое сочетание теоретического, исторического и фактического материала, методическая завершенность, которая делает книгу удобной для учителя и ученика и в классной работе, и при самостоятельном изучении. Двухтомный учебник создан с учетом самых современных научных представлений и действующих образовательных стандартов. Такой учебник не надо будет переписывать в течение нескольких лет, он может переиздаваться стереотипно.
Каждый параграф содержит интересные сведения, словарики, отрывки из популярной литературы, задания для самостоятельной работы. Все это только способствует усвоению материала, делает его более интересным и доступным. Хотя книга и уступает по оформлению и полиграфическому исполнению ряду других учебников, все же она сделана добротно и может послужить не один учебный год.
Остается добавить, что учебник одобрен Федеральным экспертным советом, рекомендован к изданию Минобразования Российской Федерации и включен в федеральный перечень учебников.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии