search
main
0

Учебники, которые дают простор для образования

Департамент образования города Москвы провел конкурс на получение грантов Правительства Москвы на создание электронных учебников для реализации общеобразовательных программ – 20 грантов по 5 млн рублей в каждой номинации предназначались для поддержки юридических лиц, внедряющих современные информационные технологии при создании электронных учебников (комплектов, включающих электронный учебник и учебные пособия в электронном виде) для реализации общеобразовательных программ, достижения наилучших значений показателей программы «Столичное образование». Предметом конкурса на получение грантов Правительства Москвы стали образцы электронных учебников для реализации общеобразовательных программ, удовлетворяющие государственным образовательным стандартам начальной и средней (основной) общеобразовательной школы -комплекты, включающие электронный учебник и интерактивные учебные пособия в электронном виде, обеспечивающие взаимоувязанное использование иллюстрированных текстов традиционного учебника в электронном виде и интерактивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов. На конкурс были представлены целостные, завершенные разделы электронных учебников, отвечающие содержательным, функциональным и технологическим требованиям к электронным учебным материалам, указанным в положении о конкурсе.

Вениамин КАГАНОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования:Электронные учебники – это тема, которая живо интересует не только образовательное сообщество, но и вообще общество в целом. Правительство Москвы объявило конкурс на разработку электронного учебника. Под словами «электронный учебник» каждый понимает свое, еще нет устоявшегося определения. Мы под словами «электронный учебник» понимаем программный комплекс, который имеет не только содержательную информацию, связанную с той, что, как правило, есть в полиграфических учебниках, но и еще массу различного рода электронных ресурсов, либо раскрывающих ту или иную тему, либо позволяющих в виртуальном режиме освоить те или иные навыки.Как известно, в столице уж очень многое сделано для того, чтобы в каждой школе был доступ к компьютерной технике, теперь на повестке дня вопрос о ее эффективном использовании. Сейчас компьютерная техника используется, по нашему убеждению, не на полную мощь, одна из причин этого в том числе то, что не созданы в достаточном количестве такие качественные ресурсы, которые можно было бы использовать, привлекая все возможности современных технологий. Этого нет не только в нашей стране, но и во всем мире, где такие комплексы только-только начинают создавать. Когда эта программа только задумывалась, мэр Москвы Сергей Собянин обсуждал ее с бывшим министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, было принято решение о том, что федеральное образовательное ведомство на своем уровне пройдет определенный путь в этом направлении, а Москва включится в эту работу, с тем чтобы мотивировать существующие на рынке компании-разработчики для вложения ресурсов в эту отрасль, поскольку пока еще нет сигналов от системы образования, по которым можно было бы поверить, что такие комплексы ей нужны.В рамках конкурса было поставлено условие направить выделенные Правительством Москвы деньги на те продукты, которые на взгляд экспертного совета госпрограммы «Столичное образование», в полной мере отвечают тем требованиям, что предъявлены к результатам разработки.Мы получили 88 заявок от 26 компаний, все заявки представляли собой довольно хорошо проработанные материалы, которые были или полными электронными учебниками в понимании компании, которая его представляла по тому или иному предмету, или существенными фрагментами, которые позволяли понять, что после определенной работы электронный учебник может состояться. Департамент образования в соответствии с решением Правительства Москвы создал оргкомитет, мы привлекли более восьмидесяти экспертов – специалистов в сфере электронных образовательных ресурсов, специалистов в области педагогической деятельности, они в течение довольно продолжительного времени анализировали поступившие заявки, после чего была проведена соответствующая оценка и рейтингование, определены те предложения и те компании, которые, по мнению экспертов, наиболее полно учли условия конкурса, наши предложения мы вынесли на экспертный совет и по итогам подробного рассмотрения и обсуждения каждого победителя было принято решение: 11 материалов, представленных на конкурс, заслуживают того, чтобы с компаниями-производителями заключить соглашение о доработке того или иного продукта до более полной и качественной версии. Мы рассчитываем, что в соответствии с этими соглашениями к концу 2013 года на базе тех платформ, которые мы уже видели и высоко оценили, получим достаточно полные материалы и, может быть, какие-то из них действительно можно будет уже использовать как реальные электронные учебники. В любом случае одно из наших требований состоит в том, что эту работу должны вести не только разработчики, не только программисты и те, кто создает содержательные программы, но и педагоги, и те, кто постоянно работает с детьми, с тем чтобы то, что получится, было правильным по содержанию, комфортно, удобно, ново.Что мы хотим получить в итоге и на что можем рассчитывать? В итоге мы рассчитываем, что, может быть, в ближайшее время благодаря усилиям тех компаний-производителей, и которые сейчас подавали заявки, и которые не подавали, но работают и будут работать еще более активно, поскольку поняли, что на результаты такой работы есть потенциальный заказ, мы получим на рынке целый спектр достаточно хороших, удобных, правильных пособий нового поколения, использование которых поможет по-новому организовывать и самостоятельную работу ученика, и работу на уроке, поскольку учитель уже будет знать о наличии у учащегося великолепного инструмента, который он всегда освоит и будет использовать.Александр ОСИН, директор Московского центра технологической модернизации образования (ТемоЦентр):В Интернете есть огромное количество страниц, посвященных электронным учебникам. Об этом говорят не просто много, а очень много. Но при этом возникает жуткая путаница. Например, я вижу в интернетовском анонсе: «Электронный учебник дает легкий школьный портфель, в котором нет тяжелых традиционных бумажных учебников, удобство знаний, получаемых с экрана». Но все это качества не электронного учебника, это качество устройства: либо ридера, либо планшетного компьютера. Если разделить инновационные качества собственно устройства и собственно электронного учебника, все сразу встанет на свои места.Что же такое электронный учебник и чем для нас плох полиграфический учебник, с которым школа работала 500 лет и все было замечательно? Всем очевидно, что книжный текст превращается в электронном учебнике в электронный текст. Но не просто в электронный текст, а в так называемый гипертекст, это значит, что в учебнике можно использовать любую навигацию, очень быстро находить любые фрагменты, а если есть непонятная терминология, то кликнуть мышкой или другим способом, чтобы без проблем раскрыть значение этого термина. Всех этих возможностей у обычного учебника нет, но это самое простое. У обычного учебника есть иллюстрации – какое-то ограниченное количество рисунков, картин, фотографий. Иллюстрации в электронном учебнике превращаются в гипермедиа. Во-первых, это дает для ученика практически необозримый простор для использования иллюстраций как по количеству, так и по качеству, в электронном учебнике можно использовать динамические иллюстрации, звук, видео, анимацию. Во-вторых, обычно полиграфический издатель долго думает и серьезно работает, чтобы разместить иллюстрации так, чтобы они не мешали тексту, в электронном же учебнике все совсем не так. Написано «сова», ученик кликнет слово «сова», и у него на экране появится либо летящая птица, либо рассказ о сове, либо что-то другое, что посчитает необходимым дать автор. Это и есть подход, который называется гипермедиа. В-третьих, если ученик изучает историю, мы очень часто и много говорим, что в учебнике она искажается, что кто-то навязывает подростку свое мнение. Но изучив в электронном учебнике канонический текст, написанный специалистом, ученик, если захочет, будет иметь возможность выйти в электронную библиотеку и посмотреть текст первоисточников. Но и это еще далеко не все. Книга, как известно, дает нам лишь информацию, а парадигма современного образования диктует, что это не только получение информации, но еще практические занятия и аттестация. Так вот при электронном учебнике у нас есть возможность включить в него интерактивные и электронные образовательные ресурсы, которые позволят проводить любые практические занятия (лабораторные работы, экскурсия в Лувр, выращивание колоска на станции юных юннатов). Спектр практических занятий расширяется необозримо, те ограничения, которые мы имеем в школе, покажутся нам уже немного архаичными. Наконец, еще один важный момент – самоаттестация. Очень много дискуссий идет по поводу ЕГЭ, тестов, по поводу того, что тесты проверяют хуже, чем учитель, однако учитель на самом деле не всесилен, а с помощью аттестации на предметной базе ученик сможет сам себя проверить и получить результат.Мы очень много говорим об индивидуальной образовательной траектории, но для того чтобы ее ввести и вести, нужны варианты текстов, нужны варианты практических занятий, нужна в целом вариативность. Что это нам дает? Понятно, что учебник предназначен для самостоятельной образовательной деятельности ученика, проще говоря, для выполнения домашнего задания. Так вот с электронным учебником у нас открываются необозримые новые возможности для самостоятельной образовательной деятельности. Мы теперь в любом месте в любое время можем делать то, что раньше могли делать только в школе: получить информацию в интерактивных аудио- и визуальных форматах, сделать любые практические занятия, проверить свои знания, умения и компетенции, если есть практическая работа, которую оценивают. В итоге мы получаем абсолютно новое инновационное качество электронного учебника. Электронный учебник не устройство, а контент, причем у контента свои инновационные качества, у устройства – свои, если они совмещаются, это хорошо. Но наш конкурс был устроен так, что при огромном количестве компьютеров в школах, огромном количестве компьютеров в семьях одним из условий конкурса мы поставили многоплатформенность, или кросс-платформенность, этого контента. Это означает, что контент можно воспроизводить на ноутбуке, планшете, другом устройстве, то есть такой электронный учебник можно использовать уже завтра, более того, компании-производители, ставшие победителями, по условиям конкурса должны доработать свои продукты, внести необходимые изменения, и тогда эти учебники пойдут на апробацию в реальные московские школы.Почему у нас до сих пор не было электронных учебников? Потому что здесь нужно использовать очень сложные технологии, уметь программировать, снимать кино, делать звук и анимацию. Одним из главных достижений этого конкурса можно считать то, что впервые мы сделали шаг вперед. Можно сколько угодно говорить об электронном учебнике, причем каждый говорит о нем свое, но впервые в рамках этого конкурса объединились электронные и полиграфические издатели. Этот организационный мотив очень сильно сдвинул дело с мертвой точки, это большая заслуга Правительства Москвы, так как оно ввело систему грантов.Информация к сведениюПриказом Департамента образования утвержден список электронных учебников, апробируемых в образовательных учреждениях Москвы. Это 11 электронных учебников по таким предметам, как: русский язык (5-9-е кл.), литература (5-й кл.), история России (7-8-е кл.), математика (5-е кл.), алгебра и геометрия (7-9-е кл.), физика и химия (9-е кл.), биология (7-е кл.), изобразительное искусство и музыка. Педагогам, участвующим в апробации, будет оказана методическая и практическая помощь. Об итогах апробации будет известно к 5 июня 2013 года. Координация работ по апробации электронных учебников возложена на первого заместителя руководителя Департамента образования Вениамина Каганова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте