search
main
0

Учебник не должен лежать на парте закрытым!

Елена Витальевна САПЛИНА родилась 6 августа 1959 г. в Москве. В 1981 г. окончила МГПИ имени В.И. Ленина. С 1982 года преподает историю в школе №1265 с углубленным изучением французского языка. Учитель 15-го разряда, кандидат педагогических наук. Доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования (МИОО). Заместитель директора Центра исторического образования при МИОО.

Однажды Елена Витальевна Саплина шла по Ленинскому проспекту и случайно столкнулась с Сергеем Бодровым-младшим. Начались обычные воспоминания ученика и учительницы, долго не видевших друг друга. Елена Витальевна преподавала историю в старших классах школы № 1265, где в свое время учился будущий киноактер. «Вы знаете, мне ваши уроки пригодились в работе!» – признался Сергей.

Елена Витальевна до сих пор преподает историю в той же школе, и тоже в старших классах. Но иногда берется за ведение уроков у пятиклассников и даже у ребят из начальной школы – чтобы понимать психологию тех детей, которым предназначены ее учебники и рабочие тетради. Елена Витальевна была инициатором создания так называемой белой линии учебно-методических комплектов по истории для основной школы от 5 до 9 класса, которые на протяжении десяти лет издает и переиздает «Дрофа» .

– Нашу первую книгу, «Путешествие в историю», мы с мужем Андреем Ивановичем Саплиным напечатали в маленьком издательстве – их много возникло после перестройки. Эта книга должна была стать заменой морально устаревших «Рассказов по истории», которые изучали в четвертом классе. В тех «Рассказах…» были сюжеты, как говорится, «от Адама до БАМа», с комментариями. Они не могли подготовить ребенка к изучению курса истории в основной школе.

«Путешествие…» рассказывало об исторических источниках с точки зрения детского восприятия. Потом мы переработали эту книгу в учебник «Введение в историю». В нем проникновение в мир истории происходило через такие темы, как «Я и моя семья» (происхождение имени, фамилии, семейных традиций), «Я и место, где я живу» (почему мой город называется именно так, кому посвящены стоящие в нем памятники…) и «Я и история моей страны» (интересные рассказы о выдающихся личностях). И учебник издали уже в «Дрофе» десять лет назад.

В издательстве «Дрофа» возникла идея сформировать единую линию учебно-методических комплектов (учебник, методическое пособие для учителя и рабочая тетрадь) для 5 – 9 классов. Со своей стороны мы с нашими коллегами Максимом Брандтом, Татьяной Черниковой, Леонидом Ляшенко и раньше задумывались о такой возможности. В результате создалась следующая линия: я с мужем и преподаватель МГИМО Борис Ляпустин написали учебник истории древнего мира, Максим Брандт занялся историей средних веков, Татьяна Черникова – историей России от древних славян до ХVIII века, Леонид Ляшенко – Россией XIX века. Историю нового времени в Европе и Америке предложили написать Сергею Бурину, человеку «большой науки», научному сотруднику Института всеобщей истории РАН.

В наших учебниках мы постарались соблюсти единство дидактических и методологических принципов подачи материала. В частности, от класса к классу развиваются и усложняются педагогические приемы. В учебнике для 5 класса у нас есть рубрика «Работаем с документом». Она учит понимать и анализировать информацию, делать выводы, а иногда и относиться к документу критично. Вот у нас приведен отрывок из «Истории» Геродота и вопрос: «Как вы думаете, отвечает ли действительности рассказ… о чудесном спасении маленького Кира»? Но мы не перегружаем пятиклашек такими вопросами, так как в их возрасте еще достаточно трудно рассуждать. А вот в учебниках для более старших классов уже появляются специальные рубрики: «Трудный вопрос», «Пытаемся разобраться», «Образы времени», «Эпоха в лицах», «Загадка от историка», «Историческая разноголосица, или Кто прав». В подростковом возрасте ребятам уже хочется поспорить, и перед ними полезно сталкивать разные точки зрения. Пусть каждый урок завершается диспутом! Ведь «линия» учебников издательства «Дрофа» – это не только источник знаний, но и важнейшее средство для развития мышления учащихся, самостоятельного анализа материала.

Мы ни на минуту не должны забывать, что пишем учебники для современного ребенка. Нельзя пренебрегать новыми формами деятельности. Так, мы предлагаем школьнику проникнуть в мир древней истории и через супермодные «ролевые игры». «Представьте, что вы… Октавиан Август, Юлий Цезарь, представители республиканского Рима… Какие вопросы вы зададите друг другу?». А почему бы не ввести в урок истории привычную всем рекламу? Пусть ребята попробуют рассказать путешественникам о достопримечательностях Древнего Египта: «Если вы это посетите, то узнаете, что…». Школьники любят кино, поэтому им будет интересно написать сценарий короткого фильма… «День спартанского мальчика»».

У современного ребенка есть масса источников получения информации. Дети сейчас имеют возможность побывать в Египте и воочию увидеть все пирамиды, смотрят голливудские блокбастеры про оживших мумий, читают интернет-сайты. Школьные уроки в нынешнее время – лишь ручеек в общем потоке новостей. Как добиться того, чтобы нужные сведения отложились в голове и превратились в осмысленное знание? Только через деятельностный подход. Нужна смена видов деятельности.

Некоторые педагоги признаются: их смущает, что в наших учебниках «много текста». Они привыкли, что в старых книгах материала, предназначенного школьнику, было мало. Основная информация закладывалась в методичку, по которой учитель готовил свое выступление на уроке. А сейчас педагог открывает наш учебник, а там все уже изложено! «Что же мне останется рассказывать?», – думает учитель. Мы считаем, что педагог сегодня должен быть не «лектором», а дирижером урока. Ему необходимо поддерживать высокую активность детей на занятии (и направлять ее в нужное русло!), а для этого не обойтись без смены видов деятельности. Пусть учитель расскажет классу самое главное, а потом поможет детям поработать с картинкой, пообсуждать документ, пересказать прочитанное. Все равно школьники не способны внимательно слушать монологическую речь дольше пятнадцати минут – начинают отвлекаться, зевать, болтать.

Я однажды слышала, как молодая учительница хвалилась своей практикой: «Я на уроке учебником вообще не пользуюсь! Сама все объясняю, рисую на доске, а книгу дети читают только дома, когда готовятся к занятию. И все равно на контрольных работах мне приходится ставить ученикам тройки да двойки». А ведь когда учитель ставит двойку в дневник школьника, он ставит ее и себе самому. Значит, плохо он преподавал! И я напоминаю педагогам, которые выберут наш учебно-методический комплект для работы в своем классе: учебник не должен быть «мертвым грузом», лежать закрытым на парте. Говорите на уроке почаще: «Посмотрите на страницу такую-то, прочтите описание гробницы фараона, рассмотрите рисунок…» Работать с книгой нужно уметь обязательно. Это умение будет необходимо сегодняшним школьникам и во взрослом будущем. Мы старались сделать свои учебники информативными, современными и надеемся, что по ним будет интересно заниматься и учителям, и детям!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте