search
main
0

Учебник искусства как учебник жизни. Важно не скатиться к примитиву

В наше время проблемы мировоззрения, тем более его формирования, весьма актуальны. Сегодня существует непонимание того, что если у народа (у государства) нет какого-то единого представления о человеческих ценностях, нет единых ценностей, то и твоего народа как культурной (государственной) единицы тоже нет, ему предстоит раствориться, стать периферией чужой культуры. Сегодня эта опасность грозит нам, именно поэтому имеет смысл линию учебников изобразительного искусства любой концепции осознать с этих позиций: что она может дать в формировании духовных ценностей и как строить вхождение в них. А она строит: ведь известной функцией искусства была и есть эта миссия.

Ныне время яростной русофобии, к сожалению, распространяемой средствами массовой пропаганды не только за рубежом, но и внутри страны, старающейся сформировать даже у самих русских людей негативный образ своей истории, своей культуры, своего менталитета. Однако этот менталитет, развиваясь от века к веку, имеет глубокую нравственную позитивную основу. И наша вина, что у молодых поколений системно не формируется встраивание своего сознания, своего духовного мира в эмоционально-ценностное наследие нашей культуры. Это тем тревожнее, что вся европейская цивилизация как бы теряет свои традиционные, веками выработанные ценности и скатывается к предельной примитивизации смыслов жизни.А как мы сегодня понимаем свой мир, свою природу, свои представления о человеческих отношениях, об отношениях разных народов, о семье, наконец, и о себе, своем месте в этом мире? Не скатываемся ли к этому примитиву? Попытки любыми специальными научными учебными предметами формировать представление молодежи о патриотизме никогда не были оптимальны. Детям бессмысленно давать изучать основы философии нашей культуры, не заложив до этого соответствующий эмоциональный фундамент. Да и неясно сегодня, на каких философских основах закладываются основы нашего мировидения. Однако все искусства в России из века в век в широких слоях населения успешно несли груз духовных традиций. Строки Евгения Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт» верны для всех наших искусств во всех прошлых эпохах жизни нашего народа. Именно искусства всегда строили мироотношение – но часто очень разное. Все религии, все идеологии всегда пользовались этой силой искусств. К сожалению, сегодня мы этого не понимаем.Поэтому мне хочется «уточнить», что школьные программы и учебники всех искусств, осознаем мы это или нет, неминуемо несут то или иное мировосприятие. Не могут не нести. Учебники «Школы Неменского» нацелены именно на это.По шажкам через искусство мы пытаемся строить основы нашей российской (русской) ментальности. С первого класса до последнего. Здесь я постараюсь осветить именно эту функцию, которая тактично, незаметно, но четко построена в учебниках. Функция эта с самого начала была основой нашей концепции. Она строится с начальной школы, где отношение к миру формируется через допрофессиональные художественные деятельности (изображение, украшение, постройка), как пружина, год за годом раскручивающая свои связи с жизнью от личных игровых связей с окружающей реальностью до связей с национальными культурами в современном обществе.Все сложнейшие проблемы формирования российской ментальности решаются через связи наших искусств с личной жизнью в процессе «единства восприятия и созидания», т. е. познания всей системой человеческого мышления: глаз, мозг, рука. Как строится этот процесс?Важно осознание разности жизненных (социальных) функций и образного языка трех групп визуально-пространственных искусств – собственно изобразительных, декоративно-прикладных и конструктивных, осознание роли истоков с веков возникновения человечества. Именно эти истоки дают нам возможность построить целостно всю линию связей наших искусств с действительностью. К сожалению, этого не знают и родители детей – «не проходили». Именно поэтому мы считаем, что учебники искусства должны быть дома у каждого, и очень хорошо, если и родители вместе с детьми почитают, посмотрят их. Мы используем то, что эти допрофессиональные художественные деятельности вновь и вновь возникают как естественная игровая потребность в каждом поколении детей, как только они вступают в общение друг с другом. Это сформировалось как естественная человеческая потребность. И познание окружающего мира в игре через попытки его изображения и использования декоративных знаков для обозначения своего места в ролевой игре, и организацию постройки «своего домика» хоть под столом проживает каждый ребенок. Все это дает возможности перевода детской игры в осознание ее как художественной деятельности, и в этой игре мы строим познание незаменимости жизненных функций искусств и их наследия в культуре своего народа, других народов Земли. Ведь познание сравнением – самое глубокое, а через сотворчество – самое прочное.Так, именно собственным опытом работы по изображению доброго или злого, украшения двух эмоционально противоположных миров или неких построек для них даем представление о том, что наши искусства обязательно выражают отношение к жизни. И это их главная функция. Все умения рисовать, моделировать или украшать в искусствах нужны именно для этого.И дальше – самое трудное и значимое: какое отношение к жизни этими средствами будем строить? Примитивное, потребительское или иное? Мы закладываем фундамент этого. Весь окружающий ребенка мир осознается в учебниках через практическую работу по его изображению, украшению или конструкции. И от природных аналогов – к осознанию их претворения в художественном творчестве. Освоение реального мира строится в учебниках по этапам, неспешно, через связи со всей окружающей реальностью. Неспешно и через эти действия строится эмоционально-ценностное отношение к миру. То есть мировоззрение строит сначала окружающая тебя природа, далее – твой дом, твоя улица, твой город – «родной угол», который пронизан разнообразной художественной деятельностью по его созданию. Без этой деятельности не было бы даже дома, в котором ты живешь, мебели, одежды, чашки – всего касалась рука искусства и строила твой мир. Конечно, не в одиночестве – вместе с инженерами, мастерами всех производств. Но дом строится по проектам архитекторов или мудростью архитектурной традиции, веками выработанной каждым народом (изба, юрта, сакля и т. д.). Здесь отражение их понимания своего мира. И не случайно именно так, а не иначе. Однако осознание роли наших искусств в повседневной жизни для людей, не связанных с искусством, сложно – это как воздух, который привыкли не замечать. Мы даем это заметить, осознать и наследовать. Но этот путь реален только в том случае, если учитель видит за конкретной практической работой ее духовную цель. Как часто создание удачного рисунка или поделки учителю кажется главным итогом урока! Нет, цель не поделка, а человек, личность его.Наследование мира, который с детства тебя окружает, человеческих представлений народа, тебя породившего, должно происходить в процессе осознанного сопроживания. Именно это делают наши учебники искусства. Иначе это просто не замечается – как дышать воздухом. Но в наш век этот воздух может не просто уйти, а быть представлен как нечто достойное не сохранения и любви, а презрения. Именно отсюда и способность градоначальников уничтожать архитектурную среду наших городов и сел – и не только отдельные памятники. Формирование чувства личной причастности, понимания красоты как знака особого духовного значения этого наследия в твоей жизни и есть формирование личности.Как-то я был в Стокгольме, и мне показали квартал отнюдь не прекрасных землянок, с которых начал возникать этот город. Сохранен как очень значимое национальное достояние. Тут не просто вопрос красоты – здесь красота родственного соучастия. И часто «нескладненькие» дома на старой улице ценны именно этим. Как родные старики. Именно так и должен познаваться родной город, родное село. Этих построек не заменить современными. Как родную мать не заменить даже самой шикарной чужой дамой.Здесь искусство по шажкам формирует мировоззрение, и наши учебники построены как инструмент именно этого. Несомненно, учебники иных концепций также стремятся к этому.Здесь очень значимы темы понимания истоков культур, истоков, которые «опредмечены» искусствами каждого народа. Это важнейшая линия в формировании личности человека, его мировосприятия. В учебнике четвертого класса у нас эти темы построены ценностно, системно в познании мироотношения, запечатленного в искусстве восприятия мира сначала своим народом, а далее и миропониманий иных народов, его окружающих. Познание каждой культуры каждого народа, запечатленной в изображениях, в декоре, в архитектуре, в одеждах, в народных праздниках. Это дает огромный эмоциональный опыт через практическое сотворчество, через личную творческую причастность сначала к родному, а потом и к иному. Это дает не просто сравнение, но сопроживание иному, дает более глубокое осознание своего. Это можно назвать чувством патриотизма или чувством толерантности,  но не просто терпимости к иному, здесь формирование сопричастности иному в процессе творческого сопроживания руками, кистью, иными материалами сотворяемого мира жизни, как своего, родного, так и иного.И так шаг за шагом, связывая искусство со всеми его формами, со всеми явлениями реальной жизни, окружающей ребенка и его родителей, учебники начальной и основной школы строят фундамент мироотношения. Строят, естественно, если учитель – мастер – исполнитель этой музыки сумел ее дать адекватно, а лучше даже сыграть, как великий исполнитель – как Рихтер.Великие духовностроительные возможности искусств школа может использовать и не использовать. Сегодня в основном не использует. В лучшем случае видит лишь как инструмент развития творческих способностей – что также чрезвычайно важно. Но в век сегодняшний необходимо помнить и использовать те функции искусств, о которых очень точно написал поэт Борис Слуцкий:Все правила – неправильны,Законы – незаконны,Пока в стихи не вправлены.И в ямбы – не закованы. До этих пор – не кончен спор.Мне бы хотелось, чтобы эту поэтическую метафору наша педагогика осознала как точную математическую формулу реальности. Пора!В русской культуре эта функция из века в век проявлялась очень остро – во всех искусствах. Девятнадцатый и двадцатый века были взлетом этой функции. Я ярко помню, как после Великой Отечественной войны в искусствах шел единый поиск истины, охвативший писателей, художников, режиссеров и их «зал». А этот «зал» был чрезвычайно широк, охватывал все слои народа – не только «специалистов». Диспуты о книгах, картинах шли даже в метро, в залах выставок, на встречах с поэтами и режиссерами. Зритель был яростно требователен. Это был социальный заказ и на правду, и на мечту.Сегодня мне хочется подчеркнуть, что любое преподавание искусства, понимаем это или не понимаем, встраивает личность человека в те или иные истины. Я не случайно подчеркиваю, какие истины «закованы» в то понимание искусства, на основе которого построена наша линия учебников, называемая «Школой Неменского». Эти истины традиционны для нашей культуры. Они выкованы веками и очень ясно проявляли себя в разное время и даже в разных идеологиях. Истины любви к своей Родине и ответственность за нее, а ответственной может быть только сильная, гармоничная человеческая личность. В нашем искусстве богатейший пласт произведений, несущих это мировосприятие. И высокое наследие культуры Европы и Азии, любых народов несет также эти идеалы. Их только необходимо увидеть и проявить. За любой национальной или исторической формой выражения можно увидеть очеловечивающие корни и их открывать детям. Пользуясь нашими учебниками, мудрый педагог осилит этот путь.Осилит лишь в том случае, если дирекция школы, весь ее коллектив понимает роль уроков искусства в формировании личности человека, понимает, что с самых первых уроков, с самого первого класса этот учебный предмет должен вестись так же ответственно, как математика, литература и русский язык, как история родной страны. Мудрость дирекции – гарантия реальности осуществления любых педагогических замыслов. Иного хода нет.​Борис НЕМЕНСКИЙ, народный художник России, академик РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте