search
main
0

Учеба – это прекрасно

​Ирина НИКИШИНА, учитель литературы лицея №1535, выпускница филфака МГПИ им. Ленина (1983 год): – В 2011 году, работая над выпускным альманахом, мы предложили учителям и ученикам продолжить фразу: «На уроках я чаще всего…» Тогда я легко вписала «разговариваю», потому что на уроках я очень люблю разговаривать с учениками. Если пройти по нашему коридору, где расположены кабинеты литераторов, то чаще всего услышишь учительское слово. У всех свои интонации, свои паузы, но говорим мы. Это наш общий бич. Мне же всегда хочется уйти от монолога, я не люблю читать лекции, мне важна обратная реакция, а это возможно только через вопросы. Я двигаюсь дальше, но вместе с учениками, возможно, это и есть эвристическая беседа, но ты не Сократ, и у этих бесед разный результат.

Если я переняла что-то у своих вузовских преподавателей, то в первую очередь у Зои Николаевны Литвиной, которая вела у нас семинары по старославянскому языку. Она осталась для меня идеалом преподавателя. Когда мы приходили на семинары, не зная или не понимая чего-либо, она терпеливо разбирала с нами домашнее задание, а  потом давала новое и вновь разбирала его на следующем семинаре.Мне нравится придумывать домашние задания, особенно для своих семиклассников, прикреплять файлы с вопросами, текстовыми, проблемными, трудные обозначены звездочкой. Ребенок знает, что будет на уроке, он может готовиться заранее, может просто их прочитать. Нестрашно чего-то не знать, не на все ответить, на уроке я буду для ребят помощником.Пишем ли мы сочинения? Двухчасовые все реже, для экономии времени темы объявляю и комментирую заранее. Всегда даю право выбора и возможность домашней подготовки (пользуются не все). Среди тем по Тургеневу, Достоевскому, Толстому у меня есть несколько фаворитов, но большинство из них  придумываю заново. Тема должна звучать так, чтобы мне самой было интересно написать по ней работу. Я уверена, что всему свое время. Есть люди, которые пока не могут прочитать ту или иную книгу или будут прочитывать ее твоими глазами, что тоже не самый лучший вариант. Я не могу наказывать за это, если мои ученики не читают – это мои трудности. Выход из ситуации я ищу на протяжении тридцати лет, но, похоже, так и не подобралась к решению. Книги Л.Айзермана, курс Р.Храмцовой, персональные сайты преподавателей  и О.Смирновой; магистратура, куда я пошла учиться на старости лет, – все это от понимания, что нужно знать и уметь все-таки больше. В сегодняшнем споре о программе школьного чтения я занимаю консервативную позицию. К счастью, пока вся классика при нас, отказаться от нее для меня шаг невозможный. Действительно, количество прочитавших эти книги год от года сокращается, но вот заканчивается очередной десятый,  я вновь жду уроков по «Войне и миру». И тех учеников, которые спросят: «Зачем он убил Петю Ростова?»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте