search
main
0

Учат бизнесу… машины Колледж c дипломом вуза

Робот ростом с первоклассника, как послушный ребенок, быстро и старательно выполняет все просьбы сидящего за компьютером преподавателя. Программное управление подсказывает: покажи деталь, увеличь схему. И, скользя по лаборатории и крутясь хоть на все 360 градусов, смышленый малыш своими пальчиковыми микротелекамерами мгновенно передает детальное изображение на экран телевизора.
Так, создав безотказного помощника, упростили себе изучение периферийных систем ЭВМ студенты Краснодарского колледжа электронного приборостроения. Для них это было интересной, но обычной учебной практикой.

Cегодня в этом одном из крупнейших средних профессиональных учебных заведений страны с 60-летней историей идет подготовка по трем компьютерным специальностям: электронно-вычислительной технике, радиоэлектронике, информационным технологиям. Здесь – восемь компьютерных классов и два больших зала со 180 персональными ЭВМ последнего поколения, подключенными к общему мощному серверу.
– Где взяли такое богатство? Покупали постепенно, но машины быстро стареют, что делать? – хитро улыбается заместитель директора по учебно-производственной работе Аркадий Русман. – Постоянно сами модернизируем – и современный уровень сохраняем, и экономим процентов семьдесят затрат.
– Приятно посмотреть, – невольно вырывается у меня на пороге просторного зала с компьютерными рядами.
– Чувствуете? – обрадовался Аркадий Львович. – Признаюсь, когда особенно тяжело, захожу в такой класс и гляжу, как все ребята сидят при деле, в аккуратных белых халатиках – на душе становится легче…
В любое время, с любого компьютера, введя личный пароль, каждый студент попадает на свой собственный сайт и продолжает задание. А все практические, лабораторные, дипломные работы сохраняет в своем личном каталоге.
Сделанное за день стекается на центральный сервер, и преподавателю удобно следить за результатами каждого. А ночью все будет переписано на резервный диск, хранимый годами.
– Где можно держать столько информации?
– Наши умельцы и здесь нашлись: рядом с компьютерами поставили простенькие видеомагнитофоны, в них – маленькие платы с программным обеспечением. Запись идет на обычную видеокассету -удобно и дешево.
… Вечер пятницы, занятия заканчиваются, но в классах по-прежнему полно народу. В одной группе практика: из разрозненных деталей каждый собирает компьютер. У соседей – еще интереснее: сосредоточившись у экранов мониторов, парни и девчонки монтируют собственные видеофильмы. Хотела б и я так учиться!
А вокруг их ультрасовременных “компов” – длинный ряд высоких белых шкафчиков, приспособленных для одежды. Это – музейный экземпляр когда-то первой в крае техникумовской ЭВМ, занимавшей несколько залов. Зримый прогресс!
Мы наконец попадаем в лабораторию к знакомому малышу-роботу.
Его “папа Карло” – преподаватель Павел Савченко с ходу начинает убеждать:
– Вряд ли вы еще найдете учебное заведение, где есть столько компьютеров, а каждый студент сам собирает их в разных конфигурациях. И, кажется, нигде не учат, как использовать эти бизнес-машины вместе с микроконтроллерами – устройствами, управляющими работой разных манипуляторов.
Все просто: наши преподаватели разработали специальный аппарат – клавиатурой программируется микроконтроллер, соединенный с компьютером. А дальше… студенты будут автоматизировать любые техпроцессы. Один – выпечку хлеба, другой – дойку коров, третий – работу светофоров… Научившись составлять такие программы, они смогут создавать системы автоматизации в здравоохранении, промышленности, сельском хозяйстве – где угодно.
Недаром председатель госкомиссии – руководитель отдела механизации и автоматизации Краснодарского завода измерительных приборов прямо на выпускных экзаменах приглашает их к себе работать.
Сейчас бывшие выпускники колледжа разрабатывают на ЗИПе программно управляемые кардиографы и другие приборы для медицины. В фирме “Интрон” – стрелковые тренажеры для МВД со световым лучом вместо патронов, по заказу АвтоВАЗа – систему распыления топлива в карбюраторе…
– А школа творчества здесь – на каждой полке, – Павел Петрович показывает сделанные ребятами устройства. – Механическая рука c видеокамерой управляется компьютером и обладает элементами интеллекта: может сама следить за конкретным объектом или человеком и анализировать картинку. Рядом коробка лежит – это автоматическая метеостанция – фиксирует и накапливает статистику по восьми показателям. Подобные сегодня существуют, но они намного сложнее…
Как удалось периферийному колледжу, расположенному в Краснодаре в окружении некогда процветавших заводов-шефов, выстоять рядом с их упадком и продолжить развитие?
– Мы видим перспективы. Ориентируемся на сегодняшнюю ситуацию, – объясняет директор Виктор Грачев. – Нет стабильного производства, нет застывшего и неизменного учебного процесса. Есть развитие, и я им управляю.
Несколько лет назад открыли специальность “Автоматизированные системы управления” – прекрасно идет, пользуется огромным спросом. Можно успокоиться? Нет, надо модернизировать.
Школьники по-прежнему рвутся в экономисты и бухгалтеры? Предлагаем им и такую возможность. Понадобились профессионалы в органах власти? Первыми и пока единственными в крае в этом году получили лицензию на подготовку специалистов государственного и муниципального управления. Рассчитали, что со своими богатейшими наработками и опытом вполне осилим профиль информационно-аналитических систем в управлении.
Результат? Все последние годы конкурс сохраняется даже на платных отделениях всех пяти специальностей. Да и цена вполне щадящая: 2,5 – 3 тысячи за семестр. Для отличников уже после первой сессии – на четверть меньше, после второй – наполовину, а дальше и вовсе начинают учиться бесплатно.
Здесь давно поняли главную истину; вкладывать деньги стоит только в интеллект – модернизацию учебного процесса да поддержку светлых голов – собственных студентов.
Пять лет планомерно создавалась и строилась в Краснодарском колледже система непрерывного образования.
Начали, конечно, с абитуриентов. Небольшой лицей “Перспектива” для городских школьников уже стал проверенной кузницей для самых способных.
Как-то проанализировали прием: ребятам из села практически невозможно обойти своих более подготовленных сверстников. Откуда же возьмутся там квалифицированные кадры? Горожан-то в далекую станицу не заманишь… И “Перспектива” появилась в разных районах Кубани.
– Первый год девятиклассники учатся на подготовительном отделении, и выпускной экзамен становится вступительным на первый курс колледжа, – рассказывает заместитель директора по экономике Сергей Касаткин. – А дальше… они остаются учиться по нашим учебным планам дома, при местной школе. С прошедшими в колледже стажировку и переподготовку учителями, в оснащенных нами компьютерных классах и мастерских.
И только освоив программу средней школы, став взрослее и ответственнее, на второй курс они приезжают в колледж в Краснодар.
Здесь – неограниченные возможности роста. После 4-го курса – базовый уровень и диплом техника, после 5-го – “техник по специальности повышенного уровня”. Кстати, за время учебы можно было успеть получить вторую профессию – бухгалтера-экономиста.
Хочешь подняться еще выше? Колледж заключил договоры о совместной деятельности с Таганрогским радиотехническим университетом и Московской академией приборостроения и информатики. Все учебные планы скорректированы. И всего за три года, продолжая приходить в родные стены теперь уже к приезжающим на лекции и экзамены вузовским преподавателям, получаешь престижный диплом о высшем образовании.
– Заочно – дистанционная форма обучения дает стандартный объем знаний, но требует большей самостоятельности, – говорит профессор московской академии Роберт Ашинянц. – Но местным ребятам все удается благодаря хорошей подготовке. Меня это уже не удивляет. Здесь прекрасно оснащенная, качественная техника – не всякий московский вуз обладает таким парком машин. А главное, коллектив преподавателей, у которых еще не погасло желание работать. Это меня настолько вдохновило, что приезжаю сюда ради воспитанных в коллективе звездочек, с которыми я уже могу разговаривать на равных.
Но в наше сложное время воспитание легко не дается. И порой кажется, что легче заработать любые деньги и передать любые знания, чем сохранить нравственность подрастающего человека.
Неужели и в этом оказалась редкая удача?
– Отдыхаем как все: дискотеки, кино… Наркотики? Нет, – смеется третьекурсник Андрей Анисимов. – Нам даже курить разрешается только на нескольких площадках во дворе. Иначе с сигаретой лучше начальству не попадаться. Хорошо, территория огромная – есть чем заняться: футбольное поле, площадки для баскетбола и ручного мяча, спортивные, тренажерные залы, шесть игровых площадок, тир. Собираемся в общежитии, проводим вечера в столовой или актовом зале. Посторонних никого не пускают – друзей-то еле удается проводить. Родители от таких порядков в восторге, а знакомые называют нашу территорию зоной.
Может, оно и к лучшему – здесь я свободен и ничего не боюсь.

Любовь СУСЛОВА
Краснодар

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте